Музейная ретроспектива живой истории

Репортажи с мест
Национальный музей РК создан как итог реализации государственной программы «Культурное наследие» по проекту Владимира Лаптева. Открытый на площади Независимости в 2014 году, он гармонично вписался в единый архитектурный ансамбль центра столицы. Крупнейший в стране музей, состоит из семи блоков необычных геометрических форм с переменной этажностью до девятого. Внимание зрителей привлекают три картины, расположенные в его фойе. На первой изображены хан Тауке, правивший в XVIIXVIII веках, и степные судьи: Толе би, Казыбек би и Айтеке би. Они представляют казахскому народу первую Конституцию«Семь уложений» («Жеті жарғы»). На следующейПервый Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев. На последней, названной «Казахское ханство», — его основателисултаны Керей и Жанибек.

В зале этнографии представлена вся национальная культура казахского народа. Его потолок из стекла «vision» позволяет за несколько секунд показать все 24 часа суток. В центре — самое удобное для быстрого перемещения кочевников жилище — юрта, состоящая из четырех частей: «кереге» — стены, навершия «шаңырақ» — семейной реликвии, передающейся от отца к сыну. Они связаны округло изогнутыми длинными палками — «уыками». И двери — «сықырлауық», дословно «скрипящие». По функциональному предназначению юрта делится на пять частей. «Тер»— почетное место, предоставляемое гостям. Правая сторона — мужская половина с оружием и орудиями труда. Левая — женская с постельными принадлежностями, предметами быта и обихода. Центральная часть — священный очаг, который нельзя переступать. «Босаға» — порог. Человек, уважающий хозяина, должен войти в юрту правой ногой, низко поклонившись и громко здороваясь.

110-5-4

На витрине — различные виды седел казахов, основным видом хозяйства которых было кочевое скотоводство. От женских, красиво инкрустированных драгоценными камнями, до мужских, украшенных серебром. Есть детское «ашамай ер». Ребенка сажали на лошадь уже в трехлетнем возрасте.

На другой — «қ0л диірмен» — ручная мельница для перемалывания пшеницы и других зерновых культур и фрагмент «су диірмен» — водяной мельницы. Помимо земледелия древние казахи занимались также кожевенным, гончарным и кузнечным делом.

Интересным занятием была охота. Одну гончую собаку породы «тазы» можно было приобрести за сорок хороших лошадей.

Вот «тұмаға» — шапочка на голове беркута. Она для защиты от солнечного света. А снимают ее только в процессе охоты, чтобы хищная птица ни на что не отвлекалась, кроме своей цели.

Верования казахов были тесно связаны с природой. Одним из них являлось тенгрианство от слов «тәңір» и «көктыныш», означающих «Бог» и «синее небо». Перед нами предстают изображения служителей культа — «баксы» (шаманы). Они, считавшиеся посредниками между людьми и духами, призывали последних при помощи музыкальных инструментов «қобыз» и «асатаяқ». Возникшая на территории Арабского халифата в VII веке новая религия ислам была принята казахами добровольно.

110-5-5

Недаром, начиная с XV века русские и послы других государств, посетившие Казахское ханство, называли наш народ самым музыкальным. Это подтверждает разнообразие видов национальных инструментов. Их около 50, в музее — лишь малая часть. Дополняется она картиной с изображением знаменитой домбристки Дины Нурпеисовой.

Посетителей восхищает и костюм жены хана Букеевской орды Жангира — Фатимы. В 1826 году ханская чета присутствовала в Москве на коронации императора Николая I. Как описано в классической литературе, царь пригласил ханшу на вальс, и весь российский двор был поражен ее красотой и грациозностью. Зная языки и будучи достаточно образованной, она могла поддержать любой разговор в высшем свете.

На женской половине зала представлены изделия из войлока. Эту трудоемкую работу выполняли девушки и чаще всего коллективно. При этом использовали «ерме» — ткацкие станки как горизонтальные, так и вертикальные. Привезенный из Южного Казахстана «ерме» датирован началом XX века. Одна из витрин посвящена «кесте» — вышивке, которая украшает все виды одежды, начиная с головного убора и заканчивая обувью. Посетителям показывают «жапқыш» — покрывало с тремя вышитыми широкой красной полосой краями. Делалось это с намерением, чтобы род данной семьи продолжался и в ней было много детишек.

Марат НУРСЕИТОВ.

г. Астана.

Фото с сайта Национального музея РК.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также