Эдем посреди степи

Дорога была утомительной. Свернули на грейдер, местами размытый и продавленный: обочины заросли кустарником, словно здесь и не ездит никто. Уже почти отчаявшись добраться до места, мы вдруг увидели впереди аккуратный белый дом с большой увитой вьюном деревянной беседкой, а дальше — голубую гладь водоема. Через несколько минут стало ясно: дорога того стоила. Уютный оазис в Атбасарской степи это рыбоводческое хозяйство ТОО «Жаркуль-2002», где выращивают в садках экологически чистую рыбу — карпа, толстолобика и белого амура.

Разводить рыбу руководитель ТОО, предприниматель Виктор Гердт начал давно, с 2002 года он зарыбляет мальками водоемы собственного охотхозяйства. Однако приживаемость у «мелкого материала» невысокая — всего около одного процента, а стоит он недешево, так что доходов с этого бизнеса он никаких не получал. А в прошлом году решил заняться рыбоводством вплотную. Вместе с егерями съездил в Россию, посмотрел, как поставлено производство в крупных рыбопитомниках. Познакомился с технологией этого непростого процесса, привез и мальков: белого амура из Сургута, карпа с Урала, толстолобика из Башкирии. Весной на старом русле реки Николаевки (это обособленный водоем, закрепленный за ТОО, который лишь по весне соединяется с Ишимом), где располагается база отдыха для приезжающих рыбаков, ТОО «Жаркуль-2002» построило плавучий понтон. Чтобы не уплывал, снабдили его шестью огромными бетонными якорями, подвесили садки с двойной сетью. В каждую сеть запустили рыбу: в мае вес одного экземпляра составлял около 700 граммов. Сегодня средний вес отборной рыбки — больше двух кило, в каждом садке живет целая тонна карповых. Егеря ТОО «Жаркуль-2002» Ролан Ломакин и Батырхан Муканов объяснили, что в ограниченном пространстве садка рыбе не тесно, наоборот, чем больше в сетке обитателей, тем они активнее. А когда нет конкуренции, нет и стимула бороться за корм. Кстати, корм для рыбы — экологически чистый, его заготавливает для этого хозяйства ТОО «Агрофирма TNK» в Жаксынском районе: подсолнечный жмых, злаки, и никаких стимуляторов роста и антибиотиков. Стоимость этой рыбы, как говорит Виктор Гердт, выше, чем у той, неизвестного происхождения, что мы привыкли видеть на рынках и в магазинах. Зато и за качество предприниматель отвечает на все сто процентов.

— Я сам был удивлен, когда попробовал собственного карпа и понял, что он вкуснее дикой рыбы, — говорит Виктор Александрович. — А потом начал изучать этот вопрос, и оказалось, что это вполне закономерно. Для развития карпу необходимы 16 разных микроэлементов. В диком водоеме может присутствовать только 7-8: это зависит от дна — песчаного или глинистого, от произрастающих там растений. А наш корм сбалансирован по составу и содержит все 16 необходимых рыбе веществ.

107-3-1

На кормлении рыбы нам удалось поприсутствовать. Пока плыли к понтону на весельных лодках, любовались умиротворяющим пейзажем: голубая гладь реки, заросли камышей, где, по слухам, водится крупная рыба, стадо гусей на зеленом берегу. Кажется, даже тот, кто не считает себя заядлым рыбаком, вряд ли откажется от удовольствия посидеть здесь с удочкой на закате…

Однако егеря к этой красоте уже привыкли, и от работы им отвлекаться некогда. На одном из садков установлена специальная кормушка, похожая на уличный умывальник, от которого в воду тянется веревка. Проплывая, рыба задевает ее, и гранулы падают вниз. Такое приспособление егеря видели на производстве в российском Сургуте и воплотили здесь, пока только на одном садке. Остальную рыбу кормят вручную, бросая корм по горсти, чтобы рыба успела схватить еду. Оказывается, гранулы небольшие, легко проходят через сетку садка, так что карпам приходится суетиться, чтобы не остаться голодными. Подводная конкуренция видна невооруженным глазом: на поверхности показываются то хвосты, то спинки самых активных обитателей садка. А рядом с понтоном уже дежурят речные мальки: крошки корма сносит ветром, и у них начинается свой пир.

Этот ритуал егеря проводят каждые четыре часа: именно с такой периодичностью приходится кормить рыбу. Кстати, за один раз каждый садок съедает 37 килограммов корма, а за месяц все вместе они поглощают целую тонну.

Подкармливается здесь и речная рыба. Так что для рыбаков в этом затоне — настоящий рай: водится и карп, и карась, и чебак, и щука, такая крупная, что купаться здесь не рекомендуют. Тем, кто приезжает на базу, предоставляют для отдыха дом с большой современной кухней и всеми удобствами, беседку и даже юрту: белая красавица стоит у самого берега. Правда, браконьеры порой доставляют беспокойство: просто перегораживают сетями водоемы охотхозяйства, куда недавно запустили мальков, провели зарыбление. Вот и приходится егерям дежурить здесь постоянно, а в особо вопиющих случаях и в полицию обращаться.

107-3-2

В сентябре карпы и толстолобики, которые сейчас живут в садках, достигают максимальной массы. Виктор Гердт считает, что проблем с их реализацией не будет: уже сейчас многие спрашивают, когда приезжать, чтобы запасти на зиму согым из экологически чистой, жирной и вкусной рыбы. Конечно, перед продажей вся рыба пройдет санитарные и прочие экспертизы: можно будет реализовать на любом рынке. А если так дело пойдет, то в следующем году садков будет уже больше. А значит, больше и полезной продукции, на которой смело можно ставить знак качества: сделано в Акмолинской области.

Владислава КОКОРИНА.

Атбасарский район.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также