А. Андреев: «Со Степногорском уже навсегда»

28 августа — День шахтера

104-3-1В свой профессиональный праздникДень шахтераАлександр Алексеевич Андреев не сидит за праздничным столом. Он, как всегда, встречает его ударным трудомраньше в карьере, где работал машинистом буровой установки, а теперь на собственном дачном участке. Подругому жить он не умееттолько в труде. Потому и награду негодай Бог каждому. Бывшие сослуживцы называют его «ветераном из ветеранов».

Александр Алексеевич стоял у истоков создания РУ-2, входившего в систему Целинного горнохимического комбината, и одним из последних покидал его в девяностые годы, когда предприятие прекратило свое существование. И сегодня он с полным правом носит гордое звание «Ветеран труда ЦГХК».

А тернистый путь Александра Алексеевича в Степногорск начался из Вологодской области, где он рос в многодетной крестьянской семье, где перенес все тяготы военного времени.

«Столько же горя мы пережили! — вспоминает ветеран. — Два моих брата умерли от голода. Отец погиб в Берлине за два месяца до победы. В 14 лет я уже работал на лесоповале, пока в армию не забрали». А когда служба закончилась, неожиданно для себя Александр Алексеевич попал на Донбасс, в ту самую Горловку, что не сходит сейчас с экранов телевизоров. Случилось это так. Приехал в воинскую часть вербовщик и начал «сватать» только что демобилизовавшихся солдатиков на работу в шахту, обещая большие деньги и прочие блага. Девять человек уговорил, в том числе и Александра. Вот тогда и связал он свою судьбу с шахтой, да вышло, что навсегда. Но жизнь, словно испытывала Александра Андреева на прочность. Отработав в шахте всего полгода лесогоном (так назывался горнорабочий, доставляющий в забой крепежный лес), он получил тяжелую производственную травму — на спину ему рухнул кусок породы. Месяц отлежал в больнице, но из шахты уходить не захотел. Напротив, после выписки попросился на еще более тяжелую работу — в забойщики. Руководство шахты оценило упорство и трудолюбие молодого человека, так что, когда через год он собрался переезжать в Северный Казахстан, отпускали его с трудом.

А переезжать Андреев из Горловки надумал по совету родственников жены, которые в то время уже жили в поселке Аксу. Можно сказать, что эта поездка стала для него и его молодой жены Галины свадебным путешествием, поскольку на реальное свадебное путешествие денег у молодоженов не было, как не было и самой свадьбы. Поженились тихо, скромно, но Галина не роптала, жизнь в детском доме научила ее с благодарностью принимать то, что есть.

Так в 1957 году семья Андреевых оказалась в будущем Степногорске. Правда, самого города не было еще в помине, а был поселок Аксу и был карьер, где Александр Алексеевич работал проходчиком в составе геологоразведочной партии №45, положившей начало строительству всего, что впоследствии понималось под словом Степногорск. Вскоре геологоразведочная партия передала разработанное месторождение предприятию, носившему зашифрованное название «Почтовый ящик №10» —  будущему Рудоуправлению №2 Целинного горно-химического комбината. Вместе с месторождением под крыло РУ-2 перешел и будущий буровой мастер Андреев. «Условия работы в карьере были в то время очень тяжелыми, — вспоминает он. -По восемь часов бурили скважины под открытым небом в валенках, полушубках, поверх еще и плащи накидывали. Ни печки, ни кабины, ни будки, где можно было бы укрыться от непогоды. Это потом уже появились более современные буровые установки с кабинами и работать стало полегче».

За свой почти тридцатилетний стаж в ЦГХК Александр Андреев успел поработать проходчиком, машинистом буровой установки, плотником и даже сапожником — это уже когда официально стал пенсионером. Но, меняя род деятельности, он, как сам говорит, никогда не изменял родному предприятию. По словам его бывших руководителей, Андреева ценили за высокое чувство ответственности, за то, что душой болел за производство, за невероятное трудолюбие — он мог по несколько лет работать без отпуска, если того требовали интересы производства. При этом, был непьющим, что во все времена считалось большим плюсом, и отчего нередко его отправляли на работы особой срочности. К примеру, в послужном списке Александра Алексеевича числится участие в строительстве таких объектов, как Селетинский гидроузел и плотина в с.Черняховское. Кроме того, он принимал участие в строительстве жилых домов в пос.Заводском, за что получил свою первую награду — медаль «За освоение целинных земель». Потом были и другие награды: нагрудный знак «Ударник коммунистического труда», медаль «За доблестный труд», «Ударник 11-й пятилетки». Но самая дорогая сердцу Александра Алексеевича награда — знак «Шахтерская слава III степени», который был вручен ему на общем собрании коллектива в 1979 году. Почему именно ему, буровику? Да потому, что от работы буровика, как сказал бывший директор РУ-2 Степан Пономаренко, зависел конечный результат работы всего предприятия. Иначе говоря, чем выше скорость бурения, тем больше добыча руды. С учетом трудовых заслуг Александр Алексеевич и автомобиль получил вне очереди (как известно, в советское время машин в свободной продаже не было). Пусть это всего лишь скромненький «Москвич», но он до сих пор служит своему хозяину верой и правдой, напоминая о славной трудовой молодости.

Продолжал заслуженный ветеран работать и после того, как в 1984 году вышел на пенсию по первому списку, то есть, досрочно, выполнял различную хозяйственную работу, и уволился только тогда, когда рудник уже окончательно закрыли.

Удивительно, но несмотря на годы, ветеран бодр и деятелен. После смерти жены он самостоятельно ведет домашнее хозяйство, обрабатывает дачный участок, сам делает заготовки на зиму. Признается, что одному тяжело, но иной жизни он себе уже не представляет. Его дети и внуки давно живут в России, зовут к себе, но ветеран из Степногорска уезжать не хочет. — Что бы ни было, а я со своим городом уже до конца,-говорит Александр Алексеевич.

Надежда КАХАНОВА.

г. Степногорск.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также