Благородство определяется поступками

Эту драматичную, но в большей степени позитивную историю я услышал от своего коллеги, восхищенного тем, как наш земляк и современник принял самое деятельное участие в судьбе человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Являясь крупным предпринимателем, но, в силу своего характера и убеждений, избегающий публичности и самопиара, он не пожалел ни сил, ни средств, ни времени для того, чтобы помочь оставшемуся без семьи, жилья и документов мужчине, вернул его к нормальной жизни. И, как бы это странно ни звучало, отыскал ему его мать… Но обо всем по порядку.

Человек человеку друг

Началась эта история лет пятнадцать назад с того, что человек оказался предан и брошен родными на произвол судьбы. Разуверившийся в жизни, он, бесприютный и несчастный, махнув на все рукой, пошел, как говорится, куда глаза глядят. Так, не оглядываясь на городок, в котором прожил немало лет, двинулся в путь, который, как тогда ему казалось, не сулил ничего хорошего. Но он ошибался…

Перед кокшетауским предпринимателем Жумагулом Жолдыковым неожиданно встала непростая задача: как быть с человеком, которого холодной осенью, продрогшего и обессилевшего, подобрали на трассе и привезли на территорию предприятия его водители, доставлявшие ежедневно несколькими рейсами в Тайыншу уголь. Решил для начала дать ему возможность прийти в себя, снабдил одеждой, предложил приют в отцовском доме. Постоялец оказался человеком непритязательным, был скромен и трудолюбив. Проявлял мастеровитость, умел обращаться с деревом, оказался прекрасным плотником, маляром и электриком.

Приезжая к отцу и общаясь с ним, Жумагул постепенно узнавал все перипетии прежней жизни нового знакомого. Михаил Свиридов оказался родом из Азербайджана, его родное село Привольное располагалось на юге республики, примерно в семи километрах от границы с Ираном. Предки его были известными на всю округу мастерами-краснодеревщиками. В семнадцать лет, окончив школу, Михаил поступил в техникум в Таллине, отслужил в армии на территории Карелии, вернулся вновь в эстонскую столицу, где вскоре встретил девушку из Казахстана, приехавшую туда по каким-то делам. Поженились. Вскоре на свет появился первенец. Все складывалось замечательно. Имел он хорошо оплачиваемую работу, получил квартиру.

Все изменилось с развалом Советского Союза. Жить по-прежнему в стране, которая обрела суверенитет и взяла курс на отказ от всего, что было присуще советскому укладу жизни, было уже невозможно. Молодые долго раздумывали, где им найти более спокойное место. Наконец, решились переехать в казахстанский городок Тайыншу, откуда была родом его жена. Переехали. Да, здесь было намного спокойней, чем в Прибалтике. Но Тайынша, называвшаяся городом, по сути, была обыкновенным селом, где трудно найти работу. Несколько раз порывался отправиться в Азербайджан, к матери, и Михаил, но жена всякий раз его удерживала. Однажды даже показала Михаилу телеграмму, в которой сообщалось, что ее уже давно нет в живых. С горя он запил. Жена с сыном, поставив на нем крест, продали дом и уехали на постоянное место жительства в Германию. Помыкавшись некоторое время, просясь на ночлег то к одним соседям, то к другим, сполна испытав горечь одиночества, решил Михаил уйти из опостылевшего села…

Привык к Михаилу, как к родному, и отец Жумагула, Шаяхмет-аға. Незадолго до своей кончины он обратился к сыну:

— Михаил хороший и благородный человек. У него золотые руки. Любое дело ему по плечу. В нем нет скаредности, он равнодушен к богатству и деньгам. Честен. После того, как меня не станет, позаботься о нем. Грешно, если он снова будет скитаться в поисках крыши над головой.

Трудный выбор

Восприняв слова отца как завещание, Жумагул продолжал и дальше опекать Михаила, взялся восстановить утраченные им документы. Дело это оказалось весьма непростым и хлопотным. Не раз и не два пришлось Жумагулу побывать в Тайынше, обивая пороги различных организаций, делая запросы в архивы, но тщетно. Не смогли помочь и сотрудники миграционной полиции. Полицейские района отправили целых три запроса в Азербайджан, поскольку для выдачи новых документов нужно было свидетельство о рождении Михаила. Но оттуда — никаких известий. Кроме Жумагула и Михаила, в долгих очередях различных учреждений отстояли и сотрудницы предприятия, возглавляемого Жолдыковым, — весовщица Шуга Ашимова и бухгалтер Алтынгуль Канафина. К тому времени Михаил Свиридов уже работал вместе с ними, стал членом большого и дружного коллектива.

У Жумагула Жолдыкова, всегда выдержанного и невозмутимого, иссякло терпение. Он, наверное, с десяток раз побывал в посольстве Азербайджана в Казахстане, и видя, что дело никак не сдвигается с места, взял билет на самолет в Баку…

Приехав на родину Михаила, Жумагул первым делом, преодолев еще 500 км от Баку, побывал в районном отделе внутренних дел. Нанял переводчика. Попросил найти запросы казахстанской миграционной службы. Оказалось, что таковые действительно поступили. Но дать ответ азербайджанские чиновники не удосужились… И что удивительно! Там же Жумагул узнал о том, что мать Михаила жива…

Жумагул нанял транспорт и выехал в село, в котором проживала в добром здравии мать Свиридова. К счастью, у него были с собой фотографии и видеозаписи, на которых был запечатлен Михаил. Узнавшая через столько лет разлуки и неизвестности, что сын ее жив, Раиса, мать Михаила, рассказала, что много лет разыскивала его, обращалась даже на передачу «Жди меня». Сорок лет прошло с тех пор, как покинул родное село Михаил, сейчас ему 54 года.

Мать Михаила очень обрадовала гостя из Казахстана, когда сказала, что у нее сохранилось свидетельство о рождении сына, которое она передала Жумагулу.

Месяц спустя, по возвращении Жумагула домой, в коллективе ТОО «Узкая колея» состоялся настоящий праздник. Уроженец Азербайджана Михаил Свиридов получил, наконец-то, документы и стал гражданином Казахстана. Теперь он мог без препятствий выехать к матери, увидеться с ней. Начались сборы в путь. Члены коллектива приготовили для матери Михаила подарки. Решил угостить тетю Раю и ее односельчан нашими национальными деликатесами и Жумагул, положив в сумку шужук, казы-карта и другие копчености.

Сердечным было прощание Михаила с членами коллектива. Вернется ли он назад, или же останется там, в родном селе. «Пусть съездит, пусть сам решит, как быть», — подумал каждый в тот миг.

Все село собралось, чтобы приветствовать приехавших издалека Жумагула и Михаила. Были здесь его одноклассники, друзья детства, учителя и директор школы, даже явился местный священник. За празднично накрытым столом мать Михаила произнесла слова душевной благодарности Жумагулу за его добрые деяния и назвала его своим вторым сыном.

Какие чувства боролись в душе Михаила, когда приблизился час отъезда назад, несложно догадаться. Жумагул, понимая его, сказал: «Решение — за тобой».

Михаил вернулся вместе с Жумагулом в Кокшетау.

Земля родная будет краше

Сегодня Михаил Свиридов считает себя настоящим казахстанцем. С помощью Жумагула построил в областном центре уютный дом. Двор его заботливо ухожен, он благоухает цветами и растениями. Преуспевает Михаил и в работе, являясь «правой рукой» своего руководителя — Жумагула Жолдыкова.

Про цветники во дворе дома Михаила я упомянул неслучайно. Для Жумагула вопросы благоустройства, приведения в порядок земли, на которой ты живешь, — не праздные. Доказывает он это конкретными делами, без лишней шумихи и пиара. Таков характер у него. Несколько лет назад в казахской областной газете «Арка ажары» появилась заметка о том, насколько оказалось захламленным место возле аула Коктерек, где находится священный камень, которому поклоняются местные жители. Уроженец этого села Жумагул Жолдыков воспринял информацию как посыл к действию. Силами своего трудового коллектива организовал очистку той местности от мусора, огородил святыню природным камнем, установил въездные ворота на территорию. Одним словом, стала она своего рода заповедной зоной.

— Михаил посадил вокруг священного камня цветы, — говорит Жумагул. — Он часто бывает там, ухаживает за ними, следит за чистотой и порядком.

Названные братья — Жумагул и Михаил — в друг друге, как говорится, души не чают. Иногда подтрунивают друг над другом.

101-4-2
Михаил Свиридов и Жумагул Жолдыков.

— Во время последних выборов Михаил заявился ко мне ни свет ни заря, — смеется Жумагул. — Встал на пороге, мол, надо идти и проголосовать. Вот такой он патриот и гражданин Республики Казахстан.

Действительно, Михаил сегодня — полноценный гражданин своей страны. Настоящая, не показная гражданственность, как мы видим, присуща и его названному брату Жумагулу, сумевшему подставить плечо человеку в трудную для него минуту, помочь ближнему своему вернуться к нормальной жизни.

Серик СМАГУЛОВ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также