Урочище Жарқайың

Эта местность на правобережье Ишима (от самой большой излучины, после которой река круто поворачивает свое юго-западное течение от Астаны на север, к слиянию с водами Иртыша) известна очень давно, во всяком случае на подробных картах ее обозначают как минимум два века: Джаркаин (в русской транскрипции), Джаркаинъ-Агачъ (1840 г.). Природная граница урочища — сама река и есть, на три стороны (юг, запад или восток) из центра урочища ходи-езжай, все равно окажешься на правом берегу.

Такое стратегическое положение местности оценили в царском Правительстве, когда боролись с непокорным Кенесары Касымовым, возглавившим восстание против ограничения самостоятельности казахских жузов. Крепость, воздвигнутая тогда в окрестностях современного села Тасоткель, так и называлась: «Постъ Джаркаинъ — агачь». Строительный лес для самого внушительного сооружения во всей округе заготавливали аж в Сандыктау и сплавляли по высокой воде рек Жабай и Ишим. Остов той крепости отчетливо просматривается и сейчас с космической орбиты.

Жаркаинская волость простиралась на карте выше устья реки Кызыл-су, включая в себя (приблизительно со второй половины XVIII столетия) обширные части территорий современных Жаркаинского, Есильского и Жаксынского районов. Периоду освоения этих земель с конца XVIII — начала XIX веков посвящены многочисленные открытия широкой публике архивных документов энтузиастами-исследователями Сергеем Быченко и Елеубеком Тналиным, которые сейчас публикуются в социальных сетях. Ученые фиксировали на уникальной местности следы широкой этнокультурной общности, которую называют андроновской культурой. Выдающийся археолог из Костаная Виктор Логвин, возглавлявший Тургайскую научную экспедицию, открыл курган Сандык и четыре древних захоронения курганной группы Тасоткель, раскопки которых так и не состоялись.

О природных богатствах этой земли народ складывал легенды. Одну из них в поэме «Змеин-гора» изложил местный поэт Евгений Асташкин: сопку урочища изрыли, дескать, потому, что искали спрятанные сокровища. В книге А. Степового (издание 1931 года) «Дремлющие богатства Акмолинского края» приводятся примеры по здешним изысканиям и даже попыткам добычи ископаемых на инициативной основе. Доподлинно известно, что коренные жители «ковыряли» сопки не только для добычи цветных глин, которые давали прочную окраску выделанным овчинам. Для каменного строительства использовали сырье, не уступающее по качеству алебастру, гипсу… Исключительно из местного материала на века была сооружена «Красная мазарка» (мазар Ахмета) на месте бывшего населенного пункта Кызылмола. Мавзолей в прошлом веке вандалы пытались разбирать, но связующий раствор спас его от разрушения и продолжает удерживать каркас с обрушенными теперь углами.

Своеобразна и здешняя природа. Среди многочисленных сопок (их словно сотворил ковш гигантского экскаватора), среди разломов каменных пластов в отлогах и ущельях прячутся осиново-березовые рощицы. Были времена, когда их нещадно вырубали, испепеляли степные пожары. Но они вновь и вновь вырастали, восстанавливали окружающую флору с лекарственными травами, урожайными лесными грибницами, можжевеловыми джунглями… Есть и вовсе живописные места, напоминающие «маленькую Швейцарию» или курортный Бурабай — одно из них сейчас называют «Озеро Копытное» (по форме отдаленно напоминает подкову). На самом деле — это старица (участок старого русла) Ишима, и она имеет свое историческое название — Кебіс (переводят по-разному, но коренные жители предпочитают слово «сапожок», оно и к очертаниям водоема ближе по смыслу). То тут, то там встречаются природные изваяния, напоминающие пса Артемона из сказки про Буратино или Мышку-норушку… Заповедная зона, где в каждом уголке — подзабытая история или вовсе непознанное.

095-8-1
Природа — скульптор: гигантский «пес» дремлет под присмотром «мышкиного дозора».
095-8-2
Восходы и закаты урочища завораживают.
095-8-3
Где сопки прячут рощицы.
095-8-4
Красная мазарка (мазар Ахмета) давно представляет собой памятник истории и архитектуры.
095-8-5
«Тихая охота» в грибной роще.
095-8-6
Соколы, как утверждают аксакалы, здесь водились всегда.

Неудивительно, что Жарқайың в современной истории всегда активно использовался для отдыха: известны распоряжения об открытии в урочище лесной дачи для культурного досуга регионального руководства, в советский период здесь строили пионерские лагеря, теперь действует летний оздоровительный лагерь «Ақ қайың». От стихийных набегов «диких туристов» страдает ранимая природа урочища. На учреждение этно-природного заказника на юго-западной окраине области средства найдутся, наверное, еще не скоро.

Григорий СПОДЕНЕЦ.

Жаркаинский район.

Фото автора.

Природаскульптор: гигантский «пес» дремлет под присмотром «мышкиного дозора».

Восходы и закаты урочища завораживают.

Где сопки прячут рощицы.

Красная мазарка (мазар Ахмета) давно представляет собой памятник истории и архитектуры.

«Тихая охота» в грибной роще.

Соколы, как утверждают аксакалы, здесь водились всегда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также