«Для чего я учился?»

Точка зрения

Как мама двоих теперь уже взрослых детей, пережившая незабываемую эпопею окончания ими школы, выбора профессии и поступления в вуз, искренне советую: в период с июня по сентябрь не задавайте родителям выпускников вопросов: «Сколько баллов набрали на ЕНТ?» и «Куда поступили? На грант или на платное отделение?». А четыре года спустя не спрашивайте: «Ну как, нашли работу по специальности?».

К сожалению, во многих случаях придется долго выслушивать гневные тирады: «В школе хорошо училась, репетиторов нанимали, а пришлось учиться на платном отделении, грант не выиграли…» и «В вузе хорошо училась, а по специальности работу найти не смогла…». Наверняка, каждый из нас может привести множество примеров того, что диплом о высшем образовании так и остался напоминанием о потраченных времени и деньгах.

Данные, взятые нами с официального сайта Министерства образования и науки РК, подтверждают, что в подобных ситуациях оказываются не отдельные невезучие выпускники школ и вузов, а большинство из них.

На грантовой основе за счет госбюджета в казахстанских вузах получают образование не более 30% студентов (в отдельные годы и того меньше), остальные — «платники».

По поводу трудоустройства выпускников вузов МОН приводит цифры достаточно оптимистические. По его оценкам, в среднем 60-65% молодых специалистов с высшим образованием на работу устраиваются. Но заметьте, речь идет о трудоустройстве в целом, а не именно по полученной специальности. В конце концов, маркетологи, менеджеры, дизайнеры, работающие продавцами, тоже трудоустроены. А в размещенной на сайте министерства статье специалиста АО «Информационно-аналитический центр» (Казахстан) цифры приводятся следующие: «Из общего числа выпускников вузов 2014 года, принятых на работу (47 331 чел.), в первый год после окончания вуза только 12% (5 595 чел.) устроились по специальности».

090-2-1

— Почему нет системы распределения, как в наше время? — этот вопрос часто задают люди, учившиеся в советских вузах. Действительно, хорошо бы… Но в те годы в вузы поступали не более трети выпускников школ, а государственные вузы (других, естественно, не было) набирали ровно столько студентов, сколько через пять лет могли распределить на заводы, стройки, школы, библиотеки…

Сегодня в нашей республике вузов в два с половиной раза больше, чем в советские годы (136 против 55), а общая численность студентов в расчете на десять тысяч населения возросла почти вдвое (340 против 172). Не только частные вузы, но и государственные на платные отделения принимают каждого абитуриента, подавшего заявление. Закон экономики «спрос рождает предложение» действует сегодня и в системе казахстанского образования. Набрал необходимые 50 баллов на ЕНТ, подал заявление в любой вуз (за исключением национальных и медицинских, там пороговый уровень все-таки выше), зачислят непременно. Четыре беззаботных года (для студента, но не для родителей, оплачивающих обучение), очень стараться большинство молодых людей смысла не видит: стипендию не потеряешь, с гранта «не слетишь» — и диплом бакалавра гарантирован. К сожалению, чаще всего в нем указана специальность, далекая от приоритетных направлений развития казахстанской экономики.

Простейший анализ показывает, что эта тенденция несовпадения интересов выпускников школ и потребностей развития экономики сохранится и в ближайшей перспективе. И как следствие — невостребованные выпускники вузов.

В этом году количество образовательных грантов, которые формируются с учетом отраслевого развития Казахстана — 31 тыс. 700. Как и в прошлом году, наибольшее количество средств выделяется на следующие направления: машиностроение (приоритетным считается создание автомобилей отечественных марок или же вагонов), металлургия, геологическая разведка, производство материалов, строительство, добыча нефти и газа, переработка сельскохозяйственной продукции… Кроме этих направлений большое количество грантов выделяется на педагогические и медицинские специальности.

Теперь посмотрим, какие специальности пользовались наибольшим спросом у прошлогодних выпускников. Ситуация в этом году примерно та же, менталитет, понятие престижности даже не столько у молодых людей, сколько у родителей изменяется медленно.

В 2015 году конкурс на один грант по отдельным специальностям составил: агрономия — 1,39, защита и карантин растений — 1,09, почвоведение и агрохимия — 0,44, мелиорация, рекультивация и охрана земель — 0,15.

Смотрим далее: технологические машины и оборудование0,90, технология производства продуктов животноводства — 0,88, машиностроение-0,87, горное дело — 0,79, металлургия — 0,50!!!, химическая технология неорганических веществ0,34… Честное слово, я так и пребываю в состоянии недоумения: почему по специальности «архивоведение, документоведение и документационное обеспечение» конкурс на грант составил -0,42.

То есть, почти по каждой из этих востребованных и нужных специальностей получение гранта было гарантировано даже тому, кто набрал в ходе ЕНТ всего 50 баллов.

С конкурсом на грант по специальностям, которые в массовом сознании ассоциируются с понятием престижа, картина совершенно иная: финансы — 12, учет и аудит — 11,92, менеджмент — 12,55, экономика — 13,4, дизайн — 11,25, юриспруденция — 11,07, международные отношения26,4!!! Это при том, что грантов по этой последней специальности на всю страну всего — 20. Государство реально оценивает потребность в будущих дипломатах.

Ну, и что, на кого обижаться четыре года спустя, если выпускник вуза, находящегося от столицы за сотни, даже тысячи километров,   с дипломом, в котором черным по белому написано «Международные отношения», «Мировая экономика», «Переводческое дело»… не смог устроиться по полученной специальности? Тем более, что у многих молодых специалистов, несмотря на отсутствие опыта (да и со знаниями часто бывают проблемы) амбиции и требования к условиям труда и размеру заработной платы бывают достаточно высоки: «Не для того я учился…».

На недавнем заседании республиканского дискуссионного клуба «Эксперт» президент Информационно-аналитического центра по проблемам занятости Даулет Аргандыков приводил данные, доказывающие, что в краткосрочном периоде в стране востребованы такие профессии, как швеи, электрики, монтажники, слесари, водители, механики… Что касается долгосрочного прогноза, то во всем мире складывается такая ситуация, что на рынке труда 45% приходится на долю работников низкой квалификации, 37% — средней и всего 18% составляют работники высокой квалификации. Казахстан исключением, конечно, не станет. По его мнению, среди отраслей-лидеров, на которые спрос будет неуклонно расти, — сфера услуг, образования, здравоохранения. Чаще всего на рынке труда будут нужны учителя, медики, работники организаций общественного питания, водители, строители, средний административно-управленческий персонал… Как видим, за исключением учителей и докторов, высшее образование потребуется очень немногим. Наша же тяга к нему кажется неистребимой. Данные, предоставленные нам областным управлением образования, подтверждение этому. Начиная с 2010 года, примерно половина выпускников девятых классов стены школы покидают, продолжают обучение в колледжах. Но многие лишь для того, чтобы «обойти» процедуру ЕНТ. До недавних пор выпускники колледжей зачислялись на второй курс вуза без экзаменов. Удельный вес наших молодых земляков — выпускников средних школ, поступающих в вузы, возрастает: 2011 — 53,89%, 2014 — 62,37%.

Иногда такое решение — заветное желание не ребенка, а его родителей. Чаще — сами наши любимые чада говорят: «Только университет и только в столице!». Это — право каждого, решать такие вопросы надо на семейном совете. И хорошо, если в число аргументов «за» выбор той или иной профессии (с детства мечтала, нравится, сосед по этой специальности прекрасно зарабатывает, дядя поможет устроиться) прибавятся еще и такие: в стране начнут строить.., начнет действовать… Значит, моя специальность будет нужна. А что касается призвания… Согласитесь, что очень сложно определить, к чему душа лежит, лет в 16-17.

Не так давно то ли услышала, то ли прочла: «секрет жизни заключается не в том, чтобы делать, что ты любишь, а в том, чтобы любить то, что ты делаешь». Очень понравилось: мудро, жизненно, верно во многих случаях. А уж в отношении работы, профессии, как мне кажется, на все 100%.

Нина МИТЧИНОВА.

GD Star Rating
loading...
GD Star Rating
loading...
«Для чего я учился?», 10.0 out of 10 based on 2 ratings

Другие статьи по этой теме

За что боролись? Точка зрения Цветы, шоколад, милые детские поделки, поздравления, пожелания и комплименты, комплименты, комплименты... Все это - непременные атрибут...
Впечатления от отчетной встречи Мнение собственное На прошедшей неделе, 23 февраля, меня пригласили на отчетную встречу акима области с населением. Мы - ветераны труда, с особым вн...
Трудоустройство инвалидов. Кому это надо?... Мнение собственное Право на свободу и условия труда гарантированы каждому гражданину Казахстана Конституцией страны. Но как бывает непрост этот путь ...
Идеальный предприниматель в женском лице... Точка зрения Если оглядеться, в деловой жизни страны женское предпринимательство заняло достойное место. Настойчивость и целеустремленность, незауряд...
Селфи, или На себя посмотри! Точка зрения Помните рассказ Виктора Астафьева «Фотография, на которой меня нет»? Как страдал мальчуган, заболевший «рематизней» в день приезда в сел...

!!! Комментарии рассматриваются редакцией, но на сайте не публикуются. В качестве комментария можно задать вопрос, высказать свои замечания и пожелания. !!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *