Совет по этике. Не просто смена названия

100-1В Плане нации «100 шагов» среди мер, направленных на реализацию первой из пяти народных реформформирование профессионального государственного аппаратаособая роль отведена 12-му шагу: «Внедрение новых этических правил. Разработка нового Этического кодекса госслужбы. Введение должности уполномоченного по вопросам этики».

Одним из механизмов его реализации, как и реформы в целом, становится деятельность Советов по этике, пришедших на смену Дисциплинарным советам с первого января 2016 г. Это не просто смена названия, речь идет о существенном изменении содержания работы, смещении акцентов на превенцию, положенную в основу всей стратегии противодействия коррупции.

— Выработка мер, направленных на предупреждение коррупции и профилактику нарушений норм служебной этики, в том числе дисциплинарных проступков, дискредитирующих государственную службу; принятие мер по обеспечению повышения уровня ответственности государственных служащих в соблюдении служебной этики, — так определяет лишь некоторые задачи Советов по этике специальное положение, регулирующее их деятельность. Кроме того, советы рассматривают итоги анализа коррупционных рисков, деятельности дисциплинарных комиссий государственных органов.

В нашей области состав совета сформирован из числа руководителей отдельных госорганов, депутатов маслихатов, представителей общественных объединений, средств массовой информации.

С начала текущего года проведено пять заседаний, на которых рассмотрено 17 дисциплинарных дел в отношении должностных лиц. По результатам детального рассмотрения каждого из них вынесены рекомендации о привлечении государственных служащих к различным видам дисциплинарной ответственности: «увольнение с занимаемой должности», «предупреждение о неполном служебном соответствии», «выговор»…

Самого строгого наказания, предусмотренного действующим законодательством, заслуживают государственные служащие, совершающие проступки, которые можно квалифицировать как факты антиобщественного поведения. Причем независимо от занимаемой ими должности. Более того, можно говорить о том, что ущерб, наносимый имиджу государственной службы, прямо пропорционален высоте должности нарушителя. Ведь каждый случай неизбежно становится достоянием гласности и негативно влияет на общественное мнение, создает отрицательный образ всех государственных служащих, призванных служить народу Казахстана и обязанных быть образцом и примером для подражания.

В частности, случаев, когда госслужащие позволяют себе находиться в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, которое оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, не должно быть в принципе. В марте этого года по рекомендации Совета по этике именно за такой проступок аким одного из сельских округов области был уволен. Это должно стать хорошим уроком тем госслужащим, для которых нормы Этического кодекса еще не стали внутренними принципами поведения на службе и в быту, не приобрели императивного характера.

Должное наказание несут и те работники, которые позволяют себе преследовать граждан за озвученную в их адрес критику. Тем более, если реакцией на критику становятся выяснение отношений и оскорбления. Такие факты единичны, на каждый из них Совет реагирует своевременно и принципиально.

Принимая решения, члены Совета исходят из глубокого понимания того, что принцип соразмерности наказания тяжести совершенного проступка должен соблюдаться неукоснительно, стараются анализировать не только сам факт нарушения той или иной нормы Этического кодекса, но и причины, факторы, сделавшие это возможным. Тем более, если речь идет о случаях, которые можно назвать системными.

К таковым можно отнести нарушения, совершаемые при проведении госзакупок. Многие из тех, кто нарушает правила, доказывают, что другого выхода, по их убеждению, в тот момент у них не было: «Боялся оставить школу в разгар учебного года без горячего питания…», «Вблизи населенного пункта находятся АЗС только одной фирмы, все остальные — на расстоянии 70 км. Если бы для автобуса, на котором подвозят детей в опорную школу закупали ГСМ там, то это привело бы к значительному расходованию бюджетных средств»…

Независимо от причин и мотивов, каждый из нарушивших правила проведения государственных закупок «оказал неправомерное предпочтение при подготовке и принятии решений и содействие в осуществлении предпринимательской и иной связанной с извлечением дохода деятельности». Так их действия квалифицируются действующим законодательством, в соответствии с которым они несут ответственность.

Многие из фактов нарушений действующих правил являются подтверждением того, что система государственных закупок нуждается в значительном совершенствовании.

Результаты мониторинга и анализа позволяют говорить о том, что к числу причин, способствующих совершению нарушений, относятся и недостаточная юридическая грамотность части государственных служащих, недоукомплектованность кадрами.

Члены Совета не ограничиваются определением меры ответственности нарушителей, делают рекомендации, выносят на законодательный уровень предложения, направленные на искоренение причин и факторов, способствующих совершению нарушений. Мы работаем для того, чтобы упреждать их, а не идти по следам событий.

Строгое следование нормам Этического кодекса государственных служащих повысит доверие населения к госаппарату в целом, что является непременным условием формирования профессионального государственного аппарата.

Кадирхан ОТАРОВ,
первый заместитель Акима Акмолинской области,
член Совета по этике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также