Спасти Жумбактас для будущих поколений

084-4-2Любой журналист скажет, что самый лучший читательнеравнодушный. И корреспонденты «АП»не исключение. Ведь именно вы, читатели, содействуете нам в поиске и разработке тем, помогаете в нашем стремлении сделать мир лучше. Письмо, которое мы получили на днях на нашу электронную почту, — тому подтверждение.

«Здравствуйте, уважаемые сотрудники газеты «Акмолинская правда»! Обращаюсь к вам с важным, как мне кажется, вопросом. Каждый год в Щучинско-Бурабайской курортной зоне увеличивается число туристов, особенно в летнее время. В связи с этим предлагаю газете выступить с инициативой ограничения доступа туристов на скалы Жумбактас и Окжетпес. Особенно это касается уникальной скалы Жумбактас, расположенной в водах озера Боровое, так как она создана природой из песчаника. Боюсь, что через несколько лет из-за наплыва гостей мы увидим только кусок скалы, торчащий над водой…
С уважением, Кайрат Искаков, г. Алматы».

Чтобы узнать, насколько оправданы опасения нашего читателя, мы решили обратиться за комментариями к специалистам.

Специалисты-геологи МД «Севказнедра» на наш официальный запрос ответили следующее:

«По имеющимся в МД «Севказнедра» данным скалы Жумбактас и Окжетпес сложены интрузивными породами боровского комплекса, включающими габбро, диориты, монцониты и граниты. Как любые горные породы, они постепенно подвергаются выветриванию и разрушению как от природных явлений, так и от человеческого вмешательства. От последнего уникальные по красоте названные скалы нужно оградить законодательно. Разделяем обеспокоенность читателей газеты и общественности судьбой не только скал, но и всего ГНПП «Бурабай».

Как рассказали, в свою очередь, специалисты отдела науки ГНПП «Бурабай», скала Жумбактас — объект государственного заповедного фонда, и, согласно правилам охраняемых природных территорий, любая деятельность, разрушающая этот объект, запрещена. Сегодня на озере Боровое работают несколько лодочных станций, выдающих напрокат туристам катамараны и лодки. На каждой из этих станций перед прогулкой по озеру отдыхающие проходят специальный инструктаж, расписываются в журнале, подтверждая, что предупреждены о правилах нахождения в воде и о том, что высадка на скалу Жумбактас запрещена. Однако, несмотря на это, некоторые из них все же поднимаются на скалу, мусорят, оставляют надписи. Специалисты ГНПП пытаются пресекать подобные факты, однако на всей территории в почти 130 тысяч га их трудится всего 30 человек. Возле другого объекта, «трона Абылай-хана», сотрудник ГНПП «Бурабай» дежурит постоянно, и там нарушения в основном удается предупреждать. А в Голубом заливе, при том, что передвижение по озеру на моторных транспортных средствах запрещено, специалисты просто физически не успевают догнать и задержать нарушителей. Зимой, когда озеро замерзает, скалу очищают от надписей…

Что касается уникальной скалы Окжетпес, то здесь, как пояснили в научном отделе ГНПП, правилами определена рекреационная нагрузка, то есть количество человек, которые могут подняться туда в течение дня, а также возможные маршруты для такого подъема. Впрочем, здесь огромного наплыва туристов не бывает, так как подъем на эту гору достаточно сложен и под силу лишь подготовленным людям. Кстати, увлеченные горным туризмом люди вряд ли станут мусорить на покоренных вершинах или откалывать себе кусочки «на память»: они знают, что природу нужно беречь.

К этим комментариям остается лишь добавить, что сохранность скал Жумбактас и Окжетпес, в первую очередь, в наших руках. Действительно, если огородить Жумбактас забором и повесить везде запрещающие таблички, то Бурабай уже не будет тем заповедным уголком природы, каким он является сейчас. На наш взгляд, нужно ужесточить наказание за варварские набеги на природу, и, наверняка, имеет смысл усилить охрану особо уникальных мест.

Владислава КОКОРИНА.

Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также