Птичий двор Павла Мирного

Общество всеобщего труда

«Хорошо было за городом! Стояло лето, рожь уже пожелтела, овсы зеленели, сено было сметано в стога», — слова знакомой всем сказки Андерсена «Гадкий утенок» буквально всплыли в памяти, как только подошли к дому Павла Мирного и услышали несмолкаемый птичий гомон. В многоголосом хоре пернатых, безусловно, солировали перепела.

075-2-4

Как знать, возможно услышанная в детстве сказка где-то на подсознательном уровне и сыграла свою роль в том, что парень, выросший в промышленном Темиртау, сразу после школы поступил в Казахский аграрный университет.

— Не хотел жить в городе, животных любил, поэтому и специальность санитарно-ветеринарного врача выбрал. Вообще, вначале лесником хотел быть, но потом подумал, что лесов в Казахстане не так много, да и нечасто я в лесах бывал, все больше в степной зоне, — как видим, здравым смыслом Павел Анатольевич обладал уже в юности.

В городе молодому специалисту все-таки пришлось какое-то время поработать. Жена, родившаяся и выросшая в Волгодоновке, поначалу в село возвращаться не хотела. Пару лет поработал в родном Темиртау ветеринарным врачом, практика была небольшой. Как, собственно, и заработная плата. Но главной причиной переезда в Аршалынский район все-таки было понимание того, что перспективы роста как специалиста — ветеринара в промышленном городе у него небольшие. Да и время было трудное — начало 2000-х, в селе было надежнее.

После переезда работал в районном управлении сельского хозяйства. Устраивало все, кроме заработной платы. На стройках столицы, что совсем рядом с Волгодоновкой, заработки были куда выше. Чувство ответственности за семью, забота о будущем маленькой дочери в тот период оказались важнее любимой работы. Ушел на стройку, начал разнорабочим, позже — начальником участка. Купил дом, машину, собрал минимальный «начальный капитал», без которого пусть небольшой, но свой бизнес начать сложно.

За пару лет до своего сорокалетия Павел Анатольевич пришел к твердому убеждению, что самое надежное, верное, неподвластное никаким кризисам дело, — производить продукты питания. «Строек может стать меньше, а питаться люди будут всегда, — так аргументирует он свое решение. — Главное, чтобы продукция была качественной, востребованной».

Ну, а что у нас пользуется спросом большим, чем мясо птицы? Тем более, если этим занимается дипломированный ветеринар. Павел Мирный говорит о том, что в вузе намного больше внимания уделялось изучению крупного рогатого скота, но методика, алгоритм действий в уходе за любой живностью примерно одинаковы.

075-1-4

«Главное — это порода, на хороших птенцов, яйцо инкубационное денег жалеть не стоит». Признаюсь, когда Павел озвучил стоимость породистых птенцов, показал невиданную нами курицу породы «Брама», которую купил за 10 000 тенге, то от чисто женского вопроса — «Не возникают ли из-за таких затрат проблемы с женою, как у героев фильма «Любовь и голуби», — не удержалась.

— Нет, все в порядке. Анна понимает, поддерживает, помогает, — успокоил Павел Анатольевич. — Но вообще в карты мне играть нельзя. Я — человек азартный.

Играть не только в карты, но и в любые другие игры Павлу Мирному элементарно некогда. Гусей, уток, бройлеров штук по 120 — 150 держит, индюков широкогрудых больше 50… Причем, это количество от времени года зависит незначительно. Инкубатор, купленный тоже за сумму немалую, исправно работает круглый год.

О перепелах — разговор особый. Они у него мясной породы, точное их количество Павел назвать не смог, уж очень быстро оно изменяется: «У перепелов обмен веществ просто бешеный. 17 дней -в яйце, через 45 дней уже сами яйца начинают нести. Продолжительность жизни — до года». В инкубатор закладывает 3 000 яиц, выход — до 90%.

Проблем со сбытом не возникает, покупатели приезжают сами, за мясом перепелиным — очередь. Причем, по словам Павла Мирного, покупают деликатесную продукцию не только столичные рестораторы, но и пенсионеры. Отпускная цена, видимо, от рыночной отличается значительно.

Но ведь, прежде чем продать, надо птицу ощипать, разделать… Кто этим занимался, знает, что это за труд. Семья Мирных справляется своими силами. Пятнадцатилетняя дочь Наташа уже хорошая помощница. В роли наблюдателя — только четырехлетний Савелий. В самые напряженные моменты на помощь приходят мамы Анны и Павла.

По словам Павла Анатольевича, «на жизнь хватает, дом перестраиваем, но, чтобы прибыль была больше, надо расширяться». Льготный кредит на сумму три миллиона тенге по государственной программе «Дорожная карта занятости» помог провести отопление в сараи, обустроить перепелиные клетки в соответствии с научными рекомендациями.

Без науки в птицеводстве не обойтись. Санитарно-ветеринарный врач Павел Мирный говорит о том, что инфекционные заболевания среди причин падежа птицы занимают далеко не первое место. Главное — условия содержания, сбалансированный рацион. Тогда, как говорится, «зараза не пристанет».

На вопрос о том, не боится ли он так называемого «птичьего» гриппа, тревожная информация о котором часто звучит на телеканалах, только улыбается: «Страшилки. Нам это не грозит. Главное — исключить контакт своей птицы с дикими, перелетными. Сделать это несложно, рекомендации есть».

Не только в научных изданиях, но и вездесущем интернете рекомендации есть на все случаи жизни. Только вот выполнить их может далеко не каждый, потому что выращивать птицу на своем дворе, как, собственно, и скот, это труд. Труд огромный, без выходных, без отпуска. Это — умение ухаживать за живностью, анализировать спрос и предложение на этом быстро развивающемся рынке.

Тем, кто, как Павел Мирный умеет это делать,«… за городом хорошо».

Нина МИТЧИНОВА.

Аршалынский район.

Фото Ермурата ДОСУМОВА..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также