Нашим авторам слово

Тиржан кажы

Нашим великим счастьем и величайшим достижением являются Независимость и наша свобода, о которых народ мечтал в течение многих веков. Благодаря обретенной независимости многое сегодня сделано по удовлетворению насущных потребностей, возрождению обычаев и традиций, языка, религии народа, который по словам поэта, «тысячекратно умирал и тысячекратно воскресал». Верю, будет сделано еще больше.

Возвращаются запрещенные ранее имена батыров и лучших людей страны, великих деятелей национального искусства и культуры, устанавливаются им памятники, возрождаются исконные названия населенных пунктов, рек и озер. Многое сделано по реабилитации жертв политических репрессий, ежегодно 31 мая проводим день их поминовения.

На священной и благодатной земле Арки было немало личностей, пользовавшихся любовью и уважением народа, безвинно пострадавших за него. Думаю, не ошибемся, если скажем, что одним из них был выходец из рода кылды Тарагай Тиржан кажы Байгожаулы.

074-6-1Родился он в 1855 году в местечке у благодатного родника Тасбулак (позже будут называть аулом Тиржана), неподалеку от селаЗеренда. При рождении был наречен именем Амре, однако был прозван Тиржаном. Рожденный семимесячным, он до достижения сорока дней по обычаям того времени «дозревал» в шапке своего деда и потому в традиционный бесик его запеленали позже. Когда знакомые спрашивали о состоянии болезненного, хилого ребенка, бабушка и мать отвечали: «Да, душа пока жива (тірі жан), может быть, выживет…». Таким образом, выражение тірі жан становится его именем — Тиржан.

А он и на самом деле оказался живой душой: с детских лет был шустрым и весьма смышленным, рано начал вникать в дела взрослых и вскоре становится известным.

Просто так ничего не бывает: и счастье, и богатство, и уважение людей приходят неспроста. За всем этим должны стоять, как говорил великий Абай, пять высоких моральных качеств — «упорство, труд, глубокое размышление, умеренность и доброта». Если обратимся к жизни нашего предка Тиржана, то можем убедиться, что всеми этими качествами он обладал с лихвой. Были у него и упорство, тянувшее его ввысь, и трудолюбие и, самое главное, человеческие качества, позволявшие ему близко сходиться с самыми разными людьми. Тиржан обладал достатком, имел более тысячи голов коней, большие стада крупного рогатого скота, отары овец и коз. Тесно общался, с выдающимися людьми того времени: биями Тынымбеком и Шакеем, Аканом серэ, Укили Ибраем, Науаном Хазретом, известными баями Азнабаем, Ныгметжаном, Ташеном, делил хлеб-соль и с другими лучшими своими современниками. Любимец народа Акан серэ мог порой неделями находиться в ауле Тиржана. Известный исследователь искусства, композитор и писатель Илья Жаканов в своей книге «Бір кезде Ақан едім аспандағы», изданной в 2013 году, пишет: «Акан серэ вместе с сыном Ыбаном, объезжая гору Жыланды, приехал в аул Тиржана кажы. Здесь он провел несколько беспечных веселых дней в кругу людей, любивших и ценивших его, исполнял свои песни». Его знаменитая «Балқадиша» также была исполнена в этот его приезд, на тое по случаю рождения младенца. Подобного рода высказывания о кажы встречаются и в трудах писателя Сакена Жунусова.

Тиржан был женат дважды. В первый раз он по любви был женат на дочери Жакыпа — младшего брата Шокана Уалиханова — Рабиге. Брак оказался бездетным. От второго брака родились четыре сына и четыре дочери. Сыновья — Малик, Абильмагжан, Ергали и Нургали, дочери — Бадигуль, Меруерт, Зубар и Акык. Все они имели семьи, прожили достойную жизнь. В одном из архивных документов сохранилась запись итогов переписи 1921 года: «Аул Тасбулак — Тиржан состоит из 18 дымов, мужчин 34, женщин — 42».

Сам Тиржан аксакал скончался в начале июня 1926 года в возрасте 71 года. Как мы, казахи, говорим, умер белой смертью. К счастью, он не увидел всех последующих несчастий, которые постигли его семью и детей.

В 1928-1937 годы, в пору конфискаций, коллективизации, а затем репрессий на основе аула Тиржана был образован колхоз «Подлесный». Семья кажы была переселена в аул Ульгули, его дома были использованы в качестве школы, конторы и склада. Сыновья Малик и Абильмагжан были насильно переселены на золотодобывающий рудник в Степняк, в тяжелые годы скончались, заболев легочной болезнью — силикозом. А Ергали и Нургали были сосланы на Магадан, где и сгинули. Жена Абильмажина Алтын долгие годы отбывала срок в женском лагере Алжир, умерла по возвращении в родной аул. Говорят, дочь кажы Акык была очень проворной и боевой. Хорошо знала русский язык. Благодаря этим качествам она уцелела в голодные годы и сумела сохранить семью. Дожила до 90 лет и умерла уже в наши дни. Из потомков Тиржана ныне здравствует внук Абильмагжана от сына Зильгары — Орал. Он проживает в Зеренде, а сыновья его Каирбай и Каирлы живут в Астане и Алматы. Дочь Алма живет в Кокшетау. А старший сын Зейнетолла, врач, скончался в возрасте 48 лет. Все они — люди семейные, имеют детей и внуков.

Сохранились потомки Тиржана и по женской линии. Сегодня внуки и правнуки дочерей проживают в Астане, Атбасарском и Сандыктауском районах нашего региона и в Уалихановском районе Северо-Казахстанской области.

Тиржан при жизни дважды совершил хадж в Мекку. В первый раз, будучи в относительно молодом возрасте, когда еще не избирался волостным Жыландынской волости. А во второй раз уже в преклонных годах. Во второй хадж он берет с собой своего товарища, разносторонне одаренного человека, известного борца Макибая, который также удостаивается звания кажы. Говорят, после удачного путешествия и возвращения в аул Тиржан кажы любил шутливо повторять в кругу близких: «Хоть какой-то прок был от того, что Макибай борец и силач. Когда я обессилел, кидая камни на горе Арафа, он взвалил меня на спину и спас меня».

Сохранились воспоминания о том, что кажы был человеком очень уважаемым среди жителей аулов и своих близких и дальних родственников, щедрым, хорошим хозяйственником. Постоянно поддерживал бедных и обездоленных, давая им то корову, то кобылицу для раздоя.

Рассказывают, летом 1924 года, когда все находились на джайляу, сидел кажы как-то у себя во дворе, совершая омовение, готовясь к намазу. Видит: показался всадник, чувствуя добрую весть, домой не уходит — ждет гостя. Когда он подъехал поближе, спрашивает: «Сынок, Алтын (игра слов, женское имя Алтын, переводится как «золото») стала золотом или медью?». Подъехавший джигит отвечает: «Стала золотом, Алтын родила мальчика!». Узнав, что сноха Алтын родила внука, сказал: «Передай, пусть назовут его Зильгарой, а сейчас скачи в табун и выбери себе за хорошую весть любого понравившегося коня!».

Летние пастбища Тиржана на юго-западе простирались до Сандыктау, а на северо-востоке тянулись до гор Жаулыбай-Кошкарбай, находящихся за озером Зеренда.

Один из известных сыновей Зерендинского района, краевед Кабыкен Конкаев, в своей книге воспоминаний об аксакале Курмане Жунусове, проработавшем долгие годы в партийно-советских органах, занимавшемся родословной историей края, пишет так: «Куреке с малых лет жил и батрачил в ауле Тиржана, видел своими глазами и конфискации, и кампании по коллективизации аулов. На склоне лет, чувствуя кончину, завещал похоронить себя на старом погосте возле Тиржана кажы. Дети исполнили его волю. Сам этот факт во многом положительно рисует образ Тиржана кажы».

Еще один выходец зерендинского края, большой интеллектуал Женис Темирхан в книге «Қайран елім — Қараөткелім» пишет: «Наш аул Караоткель расположен на месте бывшего джайляу Тиржана кажы, поэтому у нас есть все основания считать его уроженцем Караоткеля». Местность у подножия Карагаша старожили называют «Семью очагами». Оказывается, годовщину уважаемого кажы справляли в этом месте. Были вырыты семь земляных очагов, на которые были установлены семь тайказанов, забиты 22 головы лошадей. На эту поминальную тризну предположительно собрались более трех тысяч людей. Этот факт красноречиво свидетельствует о том, что наш предок Тиржан в казахской степи был человеком знаменитым, почитаемым.

Еще один небольшой пример того, какой личностью, признанным человеком своего времени был Тиржан кажы.

В 1913 году в связи с 300-летием дома Романовых царь Николай II, объехав ряд стран Востока, регионы Сибири, прибыл в Омск. В составе делегации лучших представителей Степи, поехавших на встречу с царем, был и Тиржан кажы. Из той поездки домой он вернулся не с пустыми руками, а с богатым подарком, отлитым из чистого серебра. Из всего этого можно сделать вывод: Тиржан кажы — личность незаурядная, его жизнь требует более детального изучения.

Сейчас, когда мы живем в эпоху обновления, возвращаем народу имена забытых в годы политического лихолетья его лучших сыновей и дочерей, хотелось бы, чтобы имя такого человека, как Тиржан кажы Байгожаулы, было глубоко чтимо на родине.

Айдос АБУТАЛИПУЛЫ,
ветеран труда, почетный гражданин Енбекшильдерского района.

НЕВЕРОЯТНЫЕ ИСТОРИИ

Случайное «фото» любительской «соткой»

Этот снимок был сделан прошлым летом, но публикуется впервые только сейчас и то лишь после «железобетонного» обещания автору не упоминать ее имя: она показала священнослужителю, а тот «Настоятельно посоветовал мне удалить фото, мол, это похоже на «сатанинский знак». У меня, правда, рука не поднялась стереть фото, но и другим показывать его остерегаласьот греха подальше, на всякий случай. Сам как думаешь, что это такое? До сих пор, когда листаю альбом, этот кадр пропускаюнеобъяснимые какието вызывает эмоции»

074-6-2

МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ

Одно из любимых мест отдыха жителей Державинска, кроме Ишима, — березово-осиновые рощицы, начинающиеся в десятке километров от восточной границы райцентра и простирающиеся обрывками на северо-восток. Здесь с незапятных времен в незасушливые годы собирают не только шампиньоны, но и грузди, белые грибы, плоды шиповника, лекарственные травы, режут веники для бани… С той же целью приехала сюда с семьей и Алена (назовем ее так, раз уж было дано обязательство о конфиденциальности). В конце уикэнда ей захотелось запечатлеть окрестности в круговую фотогалерею: сын крупным планом, живописная береза, опушка рощицы, прилегающая степь… Ничего необычного в объектах съемки и ее приемах. Но когда дома начала просматривать, оторопела: такого чуда там не было, а если б увидела — забыла бы про все на свете и кнопочку нажать — тоже.

Любое упоминание о подобных загадочных явлениях (насколько это покажется странным всем другим) для коренных державинцев вполне знакомая, родная, можно сказать, картина. О загадочных явлениях они говорили в кругу хороших знакомых, но не желали на широкой публике прослыть фантазерами, тем паче, людьми неадекватными. Об этом вам сегодня тоже расскажут, «если не для печати»: про «созвездие» в форме круга, на-вроде символики Евросоюза, про ночной луч из облаков, переливающийся всеми цветами радуги, внезапно появляющийся и также исчезающий, про «роковую точку» на автодороге, где исправная машина может внезапно заглохнуть, а потом вдруг заведется с полоборота, как ни в чем не бывало, но знакомый автослесарь не сможет объяснить причину.

… Почти все из этих историй приключаются в «петле» Ишима, где река круто меняет свое течение с юго-западного направления на северное, где степь — не степь, не равнина и не горы, где реликтовые рощицы и тектонические разломы, уникальные природные ландшафты. Заповедная, одним словом, зона из растительного и животного мира, резерват загадочного. Короче: хотите — верьте, хотите — нет, но есть у Державинска в окрестностях свои «Бермуды».

Про аномалию партийные и советские органы умалчивали, либо такие события «затирали»: объяснений научно-обоснованных все равно как не было, так и нет. Есть НЕЧТО! Лишь один случай получил широкую огласку, но и он сразу стал мировой сенсацией. Летом 1979 года в пионерском лагере «Березка» (13 км от Державинска) состоялась нечаянная встреча местной детворы и педагогического персонала с пришельцами. Информация об этом не подавалась в местную печать, а в центральную — ушла анонимным письмом, не вызвавшим серьезного доверия. Потому ученые из Академии Наук СССР (в их числе Анатолий Листратов, с кем автор этих строк имел честь беседовать) приезжали в Державинск не по горячим следам, а год спустя (летом 1980-го). Правда, даже того количества материалов, добытого с запозданием, вполне хватило, чтобы назвать это «загадочной, но весьма достоверной историей», и даже «первым доказанным контактом землян с   инопланетянами»   («Экспресс   К», 20.04.2013 г.). И чем богаче было художественное воображение авторов бесчисленных публикаций, тем фантастичнее представлялась читателю та история. Никто не опровергает факт визита НЛО, а вот относительно собственно контакта — его не было в привычном для нас смысле, так как очевидцы от мала до велика, увидев пришельцев, бросились врассыпную… Любой желающий может сам оценить достоверность многократно описанного случая, набрав в поисковой программе интернета ключевые слова «Державинский контакт» или «инцидент» с НЛО.

«ОНИ» СНОВА ПРИЛЕТЕЛИ, ИЛИ…?

Некоторые из тех очевидцев и сейчас проживают в Державинске, уже стали бабушками-дедушками, но задор пионерский хранят вперемежку с реальным ощущением многомерности мира: «кто их знает, может, ОНИ и не улетали вовсе никуда, так и живут с нами по соседству». Красногалстучных «контактеров» трудно с тех пор чем-то удивить, даже этим фото из архива моей знакомой Алены: «мы и не такое видывали». Лукавить не стану — у меня тоже подлинность кадра изначально не вызывала никаких сомнений, хотя бы потому, что знаю Аленкин «опыт» владения электронной техникой (нацелить глазок объектива куда хочется, нажать на нужную кнопочку, а там — авось, что-нибудь получится). Скачивать с сайта и загонять кадр в «мои фото» она тоже не научилась, как и пользоваться Bluetooth. Но именно ее любительский подход подарил нам такую уникальную находку. Скептики не обнаружили, как и предполагалось, следов монтажа на кадре, знакомые компьютерщики и опытные фотографы не нашли подвоха тоже. Зато захваченный камерой объект удивительным образом подходит под классическое описание: «выныривает» из густого облака и в него же исчезает, в огненном шаре вращается нечто с огнями по окружности. Портрет летающего аппарата обладает некоей магией, он завораживает и ведет себя строптиво в привычной для нас «электронике».

Раньше, когда вокруг Державинска располагались секретные объекты, все чудеса списывали на военных и закрывались от обсуждения государственной тайной. Вот и этот необычный объект можно было выдать, например, за какие-нибудь учебные испытания (светлые точки по кругу напоминают сопла с традиционным инверсионным следом). Но мы, местные жители, хорошо знаем, что со времен объявления Казахстана безъядерной зоной на сотни километров вокруг здесь не найти действующих даже взлетно-посадочных авиаполос. Получается, только «ОНИ» здесь летают. По-прежнему. Куда и зачем?

Многое у нас традиционно объясняется необъяснимым: существуют, как известно, атмосферные явления, недостаточно изученные наукой (шаровые молнии, плазмоиды и т.п.). Правда, объекты из этого типа именно с такой, как у Алены, геометрией световых точек что-то не встречаются на кадрах, реально снятых, а не дорисованных, не смоделированных.

Но даже если это — настоящий НЛО, то почему он «спозировал»? Сплошь и рядом очевидцы объясняют отсутствие фотографий с места события наличием особого излучения, портящего кадр, выводящего аппаратуру из строя. Загадочный объект, случается, начинает вдруг такую замысловатую траекторию выписывать на невообразимых скоростях, что сфокусировать оптику просто нереально — объект позировать не хочет ни в какую! А тут с чего бы вдруг? Попробуем связаться с учеными. Может, что-то и расскажут.
Григорий СПОДЕНЕЦ. г. Державинск.

Сухари

074-6-3Владимир Третьяков родился в 1955 году в Кокшетау. По специальностиучитель истории. В журналистике с 1994 года. Сотрудничает с местными и республиканскими газетами и журналами. Пишет короткие рассказы и повести, в основном, в жанре юмористической фантастики. Член Союза писателей Российской Федерации.

Один хоккейный вратарь как-то зимой, в свободное от игр время, решил сходить на рыбалку. Пришел на озеро, пробурил лунку, забросил снасть и стал ждать первую поклевку. Долго ждал, чуть не уснул, но вот, наконец, поплавок дернулся и ушел вниз. Потянул рыбак и вытащил щуку. Потрепыхалась она, а потом и взмолилась человеческим голосом:

— Отпустил бы ты меня обратно в воду, а я тебе за это любое желание исполню.

Удивился вратарь такому диву, ведь не каждый день говорящие щуки ловятся, да к тому же такие, которые готовы любое желание исполнить. Призадумался он насчет того, чего бы пожелать. Долго думал, щука аж замерзла, торопить начала, чтобы, значит, быстрее что-то решал.

Тут наш вратарь наконец-то придумал. — Хочу, — говорит он торопливо, — чтобы у меня, несмотря ни на что, постоянно одни «сухари» были.

— Лады, — отвечает щука. — Твое желание, а мне исполнять. Бросил рыбак щуку в лунку, да домой подался. Идет весь в приятных мечтах о близком контракте с самым лучшим клубом КХЛ, а возможно даже и НХЛ, заоблачной зарплате и других не менее приятных сторонах быта. Приходит домой и ничего не может понять: его квартира очень напоминает склад, заваленный одними только сухарями. Тут тебе и весь спектр продукции «Болжау», «Флинт», черт его знает еще каких, и даже простые ванильные в наличии. Взял вратарь машинально один из пакетиков, похрустел, размышляя над чьей-то шуткой, да принялся порядок в квартире наводить. Что-то себе оставил, что-то друзьям и соседям раздал, но быстро про этот эпизод позабыть не получилось, потому как сухари продолжали множиться, словно клоны какие-то. А еще, что бы вратарь ни купил из продуктов, оно каким-то образом в сухари превращалось. Решил было в кафе питаться, но и там полный облом: чего не закажет, ему все одно — сухари несут. Короче, начались у парня проблемы, каких и врагу не пожелаешь. А когда в первой же игре он выгреб из своих ворот двенадцать шайб, наконец-то пришел к простому и логичному выводу, что если уж тебе выпала удача загадать сокровенное желание, формулируй его ясно и четко, чтобы даже глупой рыбе было понятно, что хоккейный «сухарь» это не разновидность хлеба, а нечто совсем другое.

* «Сухарь» (спорт, жарг.)- положение в спортивных играх, когда команда проводит матч на ноль, т.е. не пропускает голов. Соответственно, считается, что вратарь этой команды, не подмочив своей репутации, остался «сухим», или заработал «сухарь».

***

074-6-5Виктор ЗЕНЧЕНКО,
работник культуры,
ныне пенсионер.

Не смейте обижать  любовь

Любовь, ведь сколько песен спето,
Написано романов и стихов.
Не перечесть всю свою жизнь страниц об этом.
Любить всегда, везде – таков закон веков.

Любовь живет на каждом полустанке,
И о любви – особый разговор.
С любовью – этой люди шли под танки,
Бросались в инквизиции костер.

Любовь – это особая планета,
У ней свои размеры: глубина и ширь.
Ведь только с ней Ромео и Джульетта
Ушли навек в небесный монастырь.

Любовь она везде, повсюду, рядом,
Она не может повернуть назад.
Она под Ржевом, под Москвой, под Сталинградом
В сердцах, где победители лежат.

Любовь – это цветочек на рассвете
Я раз пятьсот про то могу сказать.
Любовь свою Вы обижать не смейте,
Любовь свою не смейте обижать.

Просто надо…

 Выплыл месяц на небе рогатый,
Фонарей свет, от стужи дрожит.
Хорошо жить на свете, ребята,
Просто так, по-хорошему жить.

Хорошо пробежать, взявшись за руки,
По ледовой дорожке катка,
Любоваться мельканьем фонариков,
Столбом света, что бьет в облака.

Просто, полюбоваться природой,
Просто, жизнь по-другому начать.
И любое для нас время года,
В настроении чтобы встречать.

Просто, надо всегда быть влюбленным,
В свою землю, детей и жену.
Просто, зла не желать подчиненным,
И быть добрым всегда самому.

Просто, надо к большому стремиться,
Постараться жар-птицу поймать.
Просто, надо нам всем научиться,
Человека в себе уважать .

Письмо дочери

Папа и мама, давно вас не видела,
Нет времени для встреч: работа, дела.
Простите, вас, если я где-то обидела,
Была молода – не сочла, не смогла.

 Зайчишку, что в детстве играла, храните,
Колготки, пинетки и первый костюм.
За память мою я прошу: «Извините».
Была молода, вела жизнь наобум.

 Бывало, что в детстве простудой болела,
И градусник выдал 39,5.
Вы много ночей своих сил не жалели,
Была молода, ну зачем вспоминать?

 Затем была школы пора беззаботная:
Уроки, учеба, другие дела.
Вы ждали меня темной ночью  бессонною,
Простите меня, молодая была.

 Папа и мама, вы, если хотите,
Я жизнь отдам и сгорю вся дотла.
Папа и мама, меня вы простите,
Ведь я повзрослела и жизнь поняла.

GD Star Rating
loading...
GD Star Rating
loading...

Другие статьи по этой теме

По музейным залам пройдясь… Выставки Хорошая традиция завелась в литературном музее Кокшетау - предоставлять свой зал для экспозиций работ известных художников и самодеятельных ...
Полувековой юбилей «Молодости»! Творчество Полвека радует зрителей своим ярким, искрометным искусством народный ансамбль танца «Молодость», созданный в Атбасарском районном Доме к...
Библиотека: взгляд в будущее Международный опыт Недавно в городе Судаке состоялись IV Международный профессиональный форум «Книга. Культура. Образование. Инновации» и XXV Междуна...
Лауреаты Бажовского фестиваля Знай наших! В Челябинской области в 26-й раз прошел Всероссийский Бажовский фестиваль. В этом году площадкой для зтногорода была выбрана живописная...
40 лет в мире искусства Творчество В областном историко-краеведческом музее открылась персональная отчетная выставка «ADAM men ZAMAN», посвященная 70-летнему юбилею и 40-лет...

!!! Комментарии рассматриваются редакцией, но на сайте не публикуются. В качестве комментария можно задать вопрос, высказать свои замечания и пожелания. !!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *