ОБСУДИТЬ, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ: Право выкупа заслужи трудом

073-3-1На вопросы, касающиеся земельной реформы, нельзя ответить односложно. Конечно, меня, как руководителя общественной организации, патриота своей страны, радует то внимание, с каким Казахстанцы отнеслись к предложенным поправкам в Земельный кодекс РК, но за словами, звучащими по этому поводу в нашем обществе, надо видеть реальность. А она такова, что земельный вопрос уже давно вышел за рамки обсуждения именно земельной реформы.

Когда она только начала разрабатываться, Союз фермеров просил чиновников не торопиться, привлечь к обсуждению нововведений экспертное сообщество и, главное, население. Мы направляли письма «наверх», обращались к депутатам Парламента, выступали в СМИ, ратовали за проведение широкой разъяснительной и аналитической работы, рассчитывали все вероятные последствия предлагаемых изменений в ЗК РК. Честно сказать, фермеры на презентации проекта реформ были в шоке: чиновники предлагали казахстанским крестьянам выкупить арендуемые земли в течение года и за полную стоимость. Это же абсурд, ведь наши фермеры ежегодно берут кредиты на то, чтобы нормально провести посевную кампанию, а тут еще такие расходы… Для фермера затраты на покупку земли слишком велики. Почему бы тем крестьянам, которые работают на земле 10 и более лет, рационально ее используют, не отдать ее бесплатно? Таковы были предложения нашего Союза еще год назад, и подобные идеи мы слышим от членов комиссии по земельной реформе сегодня.

Союз фермеров Казахстана и год назад, и сейчас выступает за сохранение аренды земли для своих граждан, но не всем на одинаковый срок. Мы предлагаем для только что организованных сельхозпредприятий отдавать ее на пять лет, при рациональном, грамотном, бережном отношении к ней в течение этого времени — представлять на 49 лет. Также правом выкупа земли в частную собственность должны обладать фермеры, которые проработали на арендованной площади не менее пяти лет.

Замечу: те, кто арендует землю, относятся к ней не хуже частников, помогают развивать хозяйства и населенные пункты. Примеров этому можно привести массу, так что при рациональном и эффективном использовании имеющихся ресурсов аграрная отрасль приносит доходы, хотя некоторые отдельные представители сельхознаук утверждают обратное. Я с этим категорически не согласен. Кроме того, нам говорят, что частная собственность на землю якобы оживит рынок, что фермеры получают возможность кредитоваться, отдавая землю в залог. Увы, среди членов СФК есть те, кто уже давно выкупил наделы, но банки их в залог по-прежнему не берут.

Что касается аренды земли иностранцами, то считаю: если зарубежная компания хочет взять в аренду участок, создать на его территории хозяйство, разместить перерабатывающее предприятие — почему бы и нет? Если правила игры будут понятны и прозрачны, тогда и местное население, и инвесторы будут спокойны. Иностранцы должны презентовать свои конкретные бизнес-проекты. В случае, если местное население их одобрит, то государство предоставит землю в аренду, скажем, на пять лет с возможностью пролонгации, но только при условии, что бизнес-план реализуется, не допускаются нарушения правил рационального использования земли и миграционного законодательства в части привлечения иностранной рабочей силы.

На днях мы обсуждали этот вопрос на заседании Комитета агропромышленного комплекса НПП и пришли к выводу, что оптимальной для иностранцев схемой аренды ими казахстанской земли была бы такая: «5 лет +10 лет +10 лет», т. е. первоначально дать им 5 лет, при соблюдении всех условий и требований аренды продлить на 10 лет и, если земля будет использоваться рачительно, еще на такой же срок. При этом, давать землю в аренду в случае производства органической продукции при сельхоз-производстве или внедрения высокотехнологического и инновационного производства по переработке сельхозпродукции. Таким образом, наши национальные интересы были бы соблюдены. Мы еще и за то, чтобы периодичность обследования почв для казахстанских фермеров была бы раз в пять лет, для иностранных арендаторов — раз в два года. Обследование должно проводиться за счет самих землепользователей. И, наверное, самое главное — рассмотрение заявок по предоставлению временного землепользования иностранцам необходимо проводить через общественные советы. А они должны быть созданы по всей цепочке вертикальной иерархии -на уровне районов, областей, республики.

Конечно же, я против того, чтобы иностранные компании истощали наши земли за счет того же излишнего применения химических препаратов. В Казахстане принят ряд законов о рациональном использовании земель, о производстве органической продукции, утвержден перечень химпрепаратов для обработки полей, регулируются деятельность совместных предприятий, размеры площадей под аренду по каждому региону и т. д. и т. п. Не все гладко с этими нормативами для наших фермеров, но такие документы приняты и они направлены на защиту государственных интересов. Однако работать они будут только в том случае, если будут всеми строго соблюдаться.

Ауезхан ДАРИНОВ,
председатель РОО «Союз фермеров Казахстана».

Фото с сайта sfk.kz.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также