От констатации фактов нарушений

Финансы и контроль

Закон «О государственном аудите и финансовом контроле» разрабатывался более 3 лет, кардинальные поправки были внесены в рамках 93 шага Плана нации. Закон систематизирует роль проверяющих органов, их задачи с внедрением механизмов персональной ответственности. Самое главноеон позволит перейти от констатации фактов нарушений к анализу причинноследственной связи между совершенными правонарушениями и их профилактикой.

Третьего мая постановлением Правительства РК Комитет финансового контроля переименован в Комитет по внутреннему государственному аудиту. Это не просто изменение названия, а реальная трансформация подходов и функционала Комитета. Аудит финотчетности будет осуществляться по международным стандартам с учетом принципа существенности и применением выборки. Стоит задача подготовиться, начиная с местного бюджета, к 2019 году к аудиту Счетного Комитета консолидированной финансовой отчетности республиканского бюджета. Аудит финотчетности будет осуществляться для отражения неучтенных активов и обязательств. Сегодня метод начисления применяется только по расходам, поэтому подготовлены Правила по учету поступлений, доходов бюджета, так как к 2019 году необходимо будет уже аудировать полноценный баланс.

Другое направление трансформации связано с использованием потенциала Служб внутреннего аудита. Выстроены принципы их взаимодействия с Комитетом внутреннего государственного аудита, ориентированные на предупреждение нарушений с акцентом на помощь и профилактику.

Комитет внутреннего государственного аудита также меняет подходы в своей деятельности с констатации фактов нарушений на их предупреждение. По международным стандартам, они должны стать для объектов не противниками, пришедшими обязательно найти нарушения и наказать виновных, а своего рода помощниками, чтобы разобраться в ситуации и не допустить повторения неправомерных действий.

Все аудиторские мероприятия спланированы на основе системы управления рисками для рассмотрения точечных вопросов. Путем разделения функций между проверяющими органами и применением системы управления рисками исключается дублирование финансовых проверок.

Особый акцент сделан также на камеральный контроль. Именно он, по мнению экспертов Минфина, позволит предупредить системные нарушения, в первую очередь, при проведении государственных закупок. Важным аспектом Закона является то, что при своевременном исполнении уведомления, объекты в рамках камерального контроля освобождаются от адмответственности.

С начала проведения камерального контроля наблюдается снижение доли госзакупок с нарушениями с 32% до 22%, что говорит об эффективности проведенной работы. Уже предупреждено нарушений на 174 млрд. тенге.

Серьезным подспорьем в этой работе будет служить единая база данных и электронный аудит, своего рода, антикоррупционный механизм, позволяющий осуществлять проверку без выхода на объект. На сегодняшний день усилиями Минфина уже отменены и пересмотрены итоги государственных закупок. В случаях, когда нарушение налицо, материалы будут передаваться, как и прежде, в правоохранительные органы.

Мировым сообществом дана высокая оценка проводимым в Казахстане реформам в сфере госзакупок. На ежегодном 12 Всемирном форуме по госзакупкам, проведенном в г. Астане в мае этого года, международные эксперты отметили повышение прозрачности закупок, уровень автоматизации, эффективные механизмы мониторинга. Они рекомендовали опыт организации закупок Казахстана для применения другими странами.

Кроме того, международное практикующее сообщество внутренних аудиторов на пленарном заседании в г. Праге также предложило распространить опыт Министерства финансов в части внедрения госаудита другим странам.

Венера ХАМЗИНА,
по материалам прессслужбы МФ РК.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также