Годы прожиты не зря

Золотой фонд области

071-4-1Почтенная Анастасия Быченко удивительная рассказчица. Онапредставительница того поколения, которому довелось работать в тылу во время Великой Отечественной, обеспечивая фронт продовольствием, а еще учить и воспитывать молодежь на славных традициях старших.

Выросла в большой многодетной семье, где каждый из шестерых детей выполнял по дому какое-нибудь посильное задание. Это воспитывало у почемучек любовь к труду, уважение к старшим. Отец и мать работали в колхозе «Седьмой конгресс Коминтерна». Жили скромно, но дружно. Когда началась Великая Отечественная война, Насте шел пятнадцатый год.

— Мы, подростки, сразу повзрослели, на производственных участках сельхозартели подменили ушедших на фронт отцов и братьев, — вспоминала собеседница. — Подошли сенокос и уборка урожая. По распоряжению правления колхоза все, кто мог управлять быками и лошадьми, держать в руках косы-литовки, серпы да вилы, обязывались трудиться в поле, на ферме. Мне довелось работать на косилке-лобогрейке. Труд адский. Десятки тонн срезанных стеблей злаков приходилось за день перекидывать вилами с платформы на землю. От непосильной работы ломило все тело, по вечерам с трудом добиралась до постели и сразу же погружалась в глубокий сон. А утром повторялось все тоже. Закончив косовицу злаковых, переносили носилками вручную снопы и укладывали их в скирды. Глубокой осенью, в степи под открытым небом обмолачивали хлеба. Зерно от примесей очищали тоже вручную веялками. Остался в памяти такой эпизод. Мне с подругой Екатериной Скрипка поручили вспахать на коровах под овощной огород пару гектаров. Запрягли двух своих буренок, я встала за плуг, а Кате в качестве погонщика надлежало за налыгач вести коров в борозде. Стоило подруге только произнести «Ну, пошли, милые», как коровы взбеленились, а мы от страха мигом отбежали от них на десяток метров. Животные так заревели, что на другом конце села их слышно было. Затем встали на колени передних ног и с силой рогами ковыряли землю, от чего комья разлетались в разные стороны. Со слезами на глазах умоляли буренок подчиниться, но не тут-то было. Подошел седобородый дедуля, со злостью крикнул на коров, хлестнул обеих кнутом и они, повинуясь, утихомирились. Конечно, мы выполнили задание бригадира, но вспахали огород уже на быках.

— Доводилось, — рассказывала она, — из с. Вознесенка в Макинск в мешках подводами возить хлеб на заготзерно. Оправляя в путь, старшие напутствовали: «Внимательно смотрите за весами, чтобы вас не обманули при взвешивании хлеба». Одна поездка туда и обратно затягивались на три-четыре дня. Чувствуя ответственность за ценный груз, ночью отдыхали по очереди да пасли волов. В те годы промышляли мелкие банды, но нас, неокрепших, всегда охранял Всевышний.

Несмотря на то, что значительная часть территории страны в ту пору полыхала пожарищами, здесь, в далеком тылу, дети обучались в школах. Правда, занятия нового учебного года начинались на два месяца позже — большая часть учеников до глубокой осени работала в поле, помогая старшим убирать хлеб, картофель и овощи, заготавливать дрова для школы.

Получив аттестат зрелости, наша героиня работала в школе пионервожатой. Экстерном сдала экзамены за курс обучения в педучилище и учила грамоте сельскую детвору.

Со временем она поступает в Петропавловский педагогический институт, который успешно оканчивает. От предложений остаться на одной из кафедр учебного заведения, работать учителем в городе наотрез отказалась. Вернулась в родную школу. Преподавала в старших классах русский язык и литературу, историю и даже математику. Тщательно готовилась к урокам, а когда их вела, то в классах, рассказывали, царила тишина. Своими знаниями предметов, начитанностью она увлекала ребят, побуждала к глубоким размышлениям. Особенно много внимания Анастасия Федоровна уделяла учащимся выпускных классов.

— Когда юноши и девушки оканчивают школу, — делилась, — перед ними встает жизненно важный вопрос: кем быть? Какой деятельности себя посвятить. Я очень часто проводила со старшеклассниками беседы и рассказывала им об особенностях разных профессий, о тех специальных учебных заведениях, которые имеются в регионе. Агитировала ребят получить сельскую профессию и остаться работать в родном селе. Многие так и поступали. Впоследствии стали именитыми хлеборобами. Среди моих учеников есть инженеры-строители, военные, медики и даже ученые.

Бывшие ученики часто навещают ее. Анастасия Федоровна по природе хлебосольная, обязательно поговорит с ними по душам, непременно расспросит, как сложилась жизнь, и о себе расскажет. Такие задушевные беседы за накрытым столом затягиваются на долгие часы. А бывает, что близкие ей люди гостят по несколько дней. Такому случаю рада-радешенька. Живет-то она в райском уголке — поблизости с Щучинским колледжем экологии и лесного хозяйства, где кругом сплошной стеной стоят чарующие глаз могучие сосны, ели и березы, а поодаль раскинулись голубые озера.

— Зачем нам куда-то ехать на отдых, — стоя на берегу озера, говорит педагог со стажем. — У нас много здравниц — выбирай любую. Я, будучи молодой, предпочитала отпуски проводить здесь, в казахстанской Швейцарии.

В свои 90 лет Анастасия Федоровна очень активна, жизнерадостна. А чистюля, судя по обстановке в квартире, каких поискать надо. Пылинки нигде не увидишь, все вещички находятся на своих местах, на окнах цветы. Много читает, живо интересуется событиями, происходящими в регионе и стране. А подпитывают свежей информацией соседи, друзья молодости, любимые сын и внуки, которые часто ее навещают.

Анастасия Федоровна Быченко — обладатель многих знаков и грамот, восьми медалей. Но особо дорожит медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». «Она, — говорит наша героиня, — напоминает мне о далекой юности и том тяжелом для страны времени, которое не стереть из памяти».

Иван ПЕРЕРВА.

г. Щучинск.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также