РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО: По принципу «равный — равному», ИГИЛ: обыкновенный такфиризм, «Талак», что чужд нашей морали, Не ошибись, выбирая путь…

Молодежные инициативы

По принципу «равный — равному»

«Роль молодежи в укреплении межконфессионального согласия»круглый стол на эту тему организовал центр анализа и развития межконфессиональных отношений. Его руководитель Гульнур Сатыбалдина рассказала о большой актуальности просветительской работы в этом направлении и предоставила слово спикеру республиканского молодежного движения против экстремизма «Kazakhstan for Peace» Азизе Жумагалиевой.

Создано оно инициативной группой из Казахстана в ходе Центрально-Азиатского форума «Молодежь — миростроительство и безопасность Центральной Азии» и работает под эгидой «Ассоциации центров исследования религий» и Ассамблеи народа Казахстана. Сегодня, когда наша молодежь активно вовлекается в ряды радикальных террористических организаций, эти молодые люди решили стать на пути «агитаторов», противопоставив им свои знания и вовлекая в свою работу таких же, как они, неравнодушных, обучая их. Отвечая требованию дня, за полгода были созданы информационно-разъяснительные группы из активной молодежи по принципу «равный-равному».

065-5-1

— Мы активно включились в эту работу, — говорила она, — чтобы помочь молодежи Казахстана освободиться от влияния экстремистских групп и течений, снизить риск ее вовлечения в радикальные религиозные организации, пропагандировать традиционные культурные ценности нашей страны, развивать способности молодежи к критическому осмыслению.

Как бороться с попаданием в такие радикальные организации? В первую очередь, самой широкой контрпропагандой. Ведь, как правило, люди оказываются там от незнания и малограмотности в вопросах религии. Чтобы противостоять этой чуме XXI века, молодые инициаторы собрались из разных регионов страны, чтобы по принципу «равный-равному» заниматься просвещением нашей молодежи в сфере религии. Имея базовые, или хотя бы элементарные знания, молодой человек уже может противостоять экстремистским взглядам. В наших рядах сегодня 20 спикеров из различных регионов Казахстана, отбирается сейчас еще 30, это религиоведы, журналисты, психологи, студенты — самая активная молодежь, которой небезразлична судьба своих ровесников. Сейчас идет повышение их профессионализма, пополнение багажа знаний, поддержка инициатив молодых специалистов в сфере государственно-профессиональных отношений, укрепления толерантности. Эту работу проводят такие же молодые люди, это один из главных наших принципов, потому как в беседе с равными все намного проще и лучше усваивается. Также мы работаем и в аудиториях, тет-а-тет, происходит поиск общих интересов, дается полная и правдивая информация о радикальных течениях, их целях и их ловушках. Данный проект уникальный, в стране еще не было такого движения, направленного на конкретную помощь молодым людям, которые могут стать жертвами кукловодов».

Почему наши ребята попадают в их сети? Ставка делается на молодежь. На самом деле, это наиболее активная, перспективная, амбициозная часть нашего населения. Это понимают радикалы, пользуясь их максимализмом, неустоявшимися взглядами и не сформировавшимися характерами, переманивая в свой стан всевозможными обещаниями. Конечно, в этом противостоянии многое зависит от воспитания. Жизнь непредсказуема, и на вопрос спикера к собравшейся в центре молодежи «Могут ли они попасть в такую ситуацию?», были молодые люди, которые пожимали плечами, откровенно говоря, что многое будет зависеть от тех, кто будет рядом, от окружения, используются ведь самые разные технологии, действуют на психику, обрабатывают, заманивают, гипнотизируют. Но все согласились, что всегда перед тем, как что-то делать, надо хорошо подумать, вспомнить о своих родных, как они будут страдать, осознать последствия роковых для себя решений и поступков.

Как работать над укреплением иммунитета у молодежи, чтобы она ни при каких условиях не подвергалась действию деструктивных организаций? Каким образом это достигается в первую очередь? И первое, о чем говорилось на круглом столе — об укреплении семейных традиционных ценностей. Когда дети отвергают устои семьи, они и могут уйти в другую «семью», в деструктивные секты, отказываясь от своих родителей, потому что те не разделяют их новых идей, следуют вслепую за своими поводырями. Психолог центра, руководитель консультативно-реабилитационного отдела Юлия Сарсекеева подробно остановилась на проблеме «Семейное воспитание как фактор профилактики религиозного экстремизма и терроризма». Человек — существо социальное, говорила она, ему важно быть с другими, найти такую среду, где его поймут и оценят. Каждый из нас встречался с такими фактами, когда под давлением толпы люди начинают говорить несвойственные для них вещи, чтобы быть «как все». Для наглядности показывает видеофильм, где стоят две пирамидки — черная и белая. Большинство людей, глядя на них, начинает утверждать, что они обе белые. Человек, который сразу говорил, что это не так, глядя на других, начинает менять свое мнение. Отказавшись от самого себя, отталкиваясь от чужой точки зрения и принимая ее, мы теряем свободу мышления, смотрим на других, а реальность исчезает, превращается в галлюцинацию. И какова же мораль? Да, человек живет в обществе, но при этом он уникален, отличается от других. Так что не стоит забывать: что бы ни случилось, одна пирамидка белая, а другая — черная. И чем крепче будет семья, гармоничнее, уважительнее отношения, тем меньше вероятности, что из нее дети уйдут к радикалам. Бывают у каждого моменты финансовой, эмоциональной нестабильности, но есть то, что остается на всю жизнь — это семья.

А ненависть, злоба, жестокость — это и есть экстремизм — приверженность к крайним взглядам, противоречащим принятым общественным нормам, отрицание самой возможности каких-либо компромиссов, переговоров, соглашений. В основе же — слабые знания сущности религии, неприятия иных мнений, проявление подозрительного отношения к людям и представление их в черном свете, умалчивая их хорошие стороны и преувеличивая плохие. Это очень хорошая среда для экстремистских групп.

От того, кто выиграет «битву за умы и сердца» подрастающего поколения, во многом зависит будущее страны, а значит и нынешней молодежи, самая неравнодушная и активная часть которой уже включилась в эту работу.

Были подведены итоги областного конкурса по профилактике религиозного экстремизма.«Семья против боли и страха», награждены победители.
Александра ЮРЬЕВА.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

ИГИЛ: обыкновенный такфиризм

Черная дыра под названием ИГИЛ (ДАИШ), разверзшаяся на Ближнем Востоке, затягивает в себя потерявших ориентиры молодых людей из разных концов мусульманского мира. Эта беда не обошла стороной и нашу страну: уже сотни молодых казахстанцев уехали навстречу гибеливоевать за неизвестные цели невидимых кукловодов.

О феномене ИГИЛ пишут в основном в двух ракурсах: это либо попытки конспирологического анализа (чей это «проект»), либо эмоциональные описания злодеяний, творимых террористами из этой зловещей организации плюс констатация несовместимости всего этого ужаса с нормами ислама.

По первому вопросу мы ограничимся ремаркой, что далеко не случайно запрещенная в Казахстане террористическая организация ИГИЛ смогла возникнуть и установить свою «власть» там, где были разрушены институты государственности, установился хаос и безвластие. Хотя отдельно взятый теракт может иметь место в любом уголке мира.

065-5-2

Попытаемся спокойно и без лишних эмоций, а также, не уходя в конспирологические гипотезы, разобраться в самой сущности феномена ИГИЛ. Кто эти люди, что ими движет? Что значат для них понятия «халифат» и «джихад», кого они считают своими врагами и как далеко готовы зайти в своих амбициях? Прежде всего необходимо понять идеологическую основу ИГИЛ. Это такфир, т.е. обвинение в неверии. Зловещий парадокс: декларируя борьбу во имя ислама и от имени мусульман, эти люди начинают с того, что отказывают большинству своих единоверцев в праве называться мусульманами. Этот момент принципиально важен: сама попытка самочинно установить халифат столь малым «кворумом» на небольшом участке земли изначально невозможна без такфира. Ибо по законам шариата халифа выбирает умма — всемирная община мусульман.

Когда мы говорим об ИГИЛ, на ум прежде всего приходит простой вопрос: как могли эти люди присвоить себе право говорить от имени всей уммы мусульман мира? Они, грубо говоря, полтора миллиарда мусульман, включая казахстанцев, просто-напросто «вынесли за скобки», чтобы после этого террористическая организация, набравшаяся наглости назвать себя «Исламским государством», могла позволить себе объявить: «Мы и есть вся умма. Ибо кто не с нами — тот не мусульманин». В этом и состоит принципиальное отличие такфиристских группировок, включая ИГИЛ, от всего остального спектра «политического ислама». Этим они и страшны. По большому счету, реальная цель таких фанатиков вовсе не в том, чтобы вообще что-либо построить, будь то всемирный халифат или даже просто государство, основанное на шариате, в отдельно взятой стране. Вовсе нет. Реальная их цель — погибнуть за идею, забрав с собой на тот свет как можно больше тех, кого они считают «кафирами». Причем в их роли, как правило, оказываются именно простые мусульмане, «почему-то» не согласные с «программными установками» такфиристов из ИГИЛ.

С носителями таких идей принципиально невозможны переговоры, компромиссы и т. п. Ибо для этого сначала необходимо понимание целесообразности. Соответственно нужна цель, в реальную достижимость которой люди верят, даже, если она утопична. Например, построить халифат и самому успеть пожить в нем. Но если изначально цель — умереть, тогда о чем можно с ними говорить?

Отдельный разговор — о самом понятии «халифат», его возникновении и развитии вплоть до 1925 года, когда прекратил свое существование последний легитимный Османский, а также о его современных интерпретациях — как верных, так и ошибочных. Исламский халифат был одним из наиболее цивилизованных государственных образований того времени. Уважительное отношение к вере других, к иному мнению пришло именно с Востока. И истоки эпохи европейского возрождения лежат в халифате.

Разумеется, одно только понимание сути идеологии ИГИЛ не объясняет всего. Безусловно, здесь присутствуют и геополитические интересы держав, если не создавших ИГИЛ, то, как минимум, не помешавших его возникновению. Есть и вполне понятные человеческие мотивы людей, составивших первоначально костяк этой организации. Это жертвы американских тюрем в Ираке, прошедшие через пытки и издевательства, а также кадровые военные из бывшей армии Саддама Хусейна, потерявшие все после драматических перемен в их стране.

Тем не менее, если мы хотим наладить профилактическую работу среди молодых мусульман Казахстана, разъяснить ошибочность и пагубность этого пути как можно большему числу верующих, говоря с ними на их языке, то для этого необходимо в первую очередь понимать суть идеологии, движущей такими группами, как ИГИЛ, — этой духовной болезни под названием «такфиризм».

Следует отметить, что 18 августа 2014 года Сарыаркинский районный суд г. Астаны вынес решение о признании международной организации «Ат-такфир уа-ль-хиджра» экстремистской, а 15 октября прошлого года Есильским районным судом г. Астаны международная организация ИГИЛ (ДАИШ, «Исламское государство») признана террористической.

Как таковые эти организации отсутствуют в нашей стране, как и ряд других экстремистских, превентивно запрещенных в Казахстане. Однако есть люди, исповедующие ту же самую идеологию такфира, распространение которой становится противоправным деянием, влекущим за собой уголовную ответственность. Об этом должен помнить каждый, кто называет словом «кафыр» своего соседа, представителя любого этноса, который считает себя мусульманином, но, например, не совершает намаз.

Безусловно, такие меры, предпринимаемые государством, являются оправданными и своевременными. Однако не менее важно продолжать духовное просвещение народа, призванное предотвратить болезнь, чтобы не лечить ее позже, уже на запущенной стадии.

Ерлан САИРОВ, политолог.

ДИАЛОГОВАЯ ПЛОЩАДКА

«Талак», что чужд нашей морали

В Казахстане никогда не было фанатичных приверженцев религии, менталитету степного человека были чужды закрытые лица, паранджи. Все это стало проявляться сейчас среди представителей нетрадиционных верований, как и странные обычаи у новоявленных бородачей произносить трижды некое магическое слово «талак», позволяющее им считать, что брак с женщиной разорван, и они свободны от всех обязательств.

«Неке қию жене талақ» — семейный брак и развод — тема диалоговой площадки, организованной управлением по делам религий Акмолинской области. Открывая ее, руководитель управления Сауле Ибраева остановилась на важности воспитания молодого поколения на основе светских принципов: «Сегодня мы не понаслышке знаем о том, что некоторые наши девушки закрывают лицо, носят хиджабы, что нарушаются нормы семейного законодательства иными верующими, исповедующими чуждые для нашей страны верования. Не регистрируя брак, бросая семью без средств к существованию или завербовываясь с женой и детьми на чужбину, они обрекают их на страдания».

Обращаясь к залу, где было много девушек, студенток, она призвала будущих хранительниц семейного очага быть бдительными, не стать жертвами по своей наивности. О том, как на законодательном уровне закрепляются узы брака, рассказала руководитель отдела регистрации актов гражданского состояния г. Кокшетау Магжан Кабдушева, она же привела тревожную статистику — каждый второй брак сейчас расторгается, только за первый квартал этого года из 336 расторгнуто 196. Констатировала: все проблемы появляются в первые годы самостоятельной жизни, к которым надо учиться быть готовыми, уважать и прислушиваться к мнению друг друга, хорошо знать человека, с которым решили связать свою жизнь и помнить, что государство стоит на защите прав женщин и детей.

В казахских семьях всегда по-особому относились к девушкам, они росли независимыми, воспитывались в соответствии с традициями, которые не мешало бы вспомнить нашей молодежи. Сейчас в учебных заведениях создаются клубы девушек, опыт работы одного из них- «Айғаным» при КГУ им. Ш.Уалиханова — был широко представлен собравшимся и вызвал восхищение тем, как многое знают и умеют здесь, как хорошо они воспитаны. Выступившая затем руководитель ассоциации деловых женщин области Дамиля Койшина посетовала, что молодые люди сегодня меньше слушают родных, а больше подружек, чужих людей, итог нередко печален. Она высказала мысль о недопустимости использования понятия «талақ» в современном казахстанском обществе. Их ассоциация оказывает помощь женщинам в трудных жизненных ситуациях, для них действует центр «Шанырак», где есть возможность посоветоваться с психологами, проконсультироваться с врачами. Ведь какой бы трудной жизненная ситуация не казалась, она решаема.

С интересом был воспринят рассказ Асель Базарбаевой, одной из тех, кого причисляют к женскому жамагату. У верующей женщины муж оказался в стане радикалов, а она осталась одна с четырьмя детьми. Чтобы как-то выжить, она и одежды черные сняла, и в таксисты подалась. А потом и другим, таким же, как когда-то она, стала помогать. В кокшетауском центре анализа и развития межконфессиональных отношений вела социально значимый проект поддержки женского жамагата области.

— Я знаю много разбитых судеб, случаев ущемления прав верующих женщин их мужьями, — признавалась она, — хотя сам ислам является религией, которая очень лояльно относится к женщине. Имея горький опыт, скажу: в брак вступать надо с открытыми глазами. Ведь как бывает, из скромности верующая девушка при сватовстве молчит, а парень ей сразу выставляет свои требования: ты бросишь учебу, паранджу оденешь, работать не будешь. Ислам для таких больше становится модой, нежели искренним поклонением, а потому и развитие «талака» идет именно среди придерживающихся нетрадиционных течений.

Разорвав с прошлым, я устроилась на работу, где меня поняли и приняли, за три года купила себе квартиру, в итоге пригласили в Астану, вышла замуж вновь. По проекту центра часть верующих женщин, попавших в трудную ситуацию, обучила вождению, швейному делу для того, чтобы брошенные мужьями, они как-то решали свои проблемы. И сейчас скажу так: нельзя смотреть на ислам через поведение тех или иных мусульман, нужно смотреть на него через призму Корана.

Александра МЯКОТА.

Не ошибись, выбирая путь…

Среди опасностей, подстерегающих молодежь, существует риск оказаться втянутыми в деструктивные религиозные течения. Так как у молодых людей отсутствует жизненный опыт, и они восприимчивы ко всему новому и необычному, их легче всего завлечь в сети секты.

Этой проблеме была посвящена встреча воспитанников ОДЮ «Жастар» с членами областной информационной группы и центра анализа и развития межконфессиональных отношений.

Ребята с большим вниманием слушали выступление руководителя отдела информационно-разъяснительной работы КГУ «Центр анализа и развития межконфессиональных отношений» Данияра Токсанбаева на тему: «Пагубность деструктивных религиозных течений», в котором он дал советы, как не попасть в сети подобных организаций, защитить себя, не дать одурманить свое сознание. Также он рассказал о случаях привлечения молодежи в деструктивные религиозные секты через социальные сети, о приемах и тактике, которые используют вербовщики. Ребята проявили искренний интерес к этой проблеме, просмотрели видеоролик «Религия и семья» о тяжелых последствиях пребывания в секте.

Будем надеяться, что наши воспитанники приняли к сведению важную информацию и при необходимости, в сложной жизненной ситуации, вспомнят этот разговор и сделают правильный выбор.

Наталья ШМИДТ, воспитатель ОДЮ «Жастар».

г. Степногорск.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также