ОБРАЗОВАНИЕ: Триязычие: проблема не в сути, а только в сроках, Желанный, но почему-то грустный звонок, Чтобы стала выше планка, Одежда от Юлии

Триязычие: проблема не в сути, а только в сроках

100-1У людей есть вопросы о продлении учебного года в средних школах, внедрении трехъязычного образования. Правительству и здесь надо внимательно изучить общественное мнение, использовать площадку традиционной августовской конференции, аврала же нет. Я считаю, что это правильное направление, но оно должно быть поддержано обществом, — говорил пятого мая на совещании в Акорде Президент Нурсултан Назарбаев.

Слова Президента, создание рабочих групп по изучению учебной программы перехода на обновленное содержание образования и по внедрению трехъязычного образования, в состав которых по предложению депутатов Мажилиса, должны войти не только чиновники, эксперты и методисты, но и практикующие учителя, руководители школ (прежде всего сельских), представители родительской общественности — убедительное свидетельство того, что к опасениям, тревогам (независимо от того, оправданы они или вызваны простым недопониманием), различным мнениям казахстанцев, сегодня относятся внимательно, реагируют на них оперативно. Но реагировать — это не значит идти на поводу у той части родителей, учеников и учителей, которые заведомо считают, что реализация столь значимых реформ в образовании приведет к эффекту негативному. Что стоит за этими настроениями: реальная оценка нынешней ситуации, способностей детей и своих собственных, отсутствие возможностей или элементарное нежелание готовиться   к грядущим   изменениям уже сегодня?

Что по этому поводу говорят авторитетные эксперты, ответственные чиновники МОН, рядовые учителя… Экспертные мнения, опубликованные не в специальных педагогических журналах, а общественно-политических изданиях, отличаются немногим. Нужность, важность, несомненную пользу триязычия никто не оспаривает. Но часть из них отмечает: «методик нет, учебников нет, педагогов нет, да и большинство учащихся вряд ли знают в таком объеме, чтобы воспринимать на них научную информацию». И в качестве главной проблемы единодушно называют — кадровую. Не секрет, что сегодня школы испытывают самый натуральный кадровый голод на тех или иных учителей-предметников. Что уж там говорить об учителях со знанием иностранных языков! Более того, именно учителей английского чаще всего и не хватает.

А вот, что говорят наши земляки — участники прошедшей недавно международной ярмарки социально-педагогических инноваций. Мнение многих учителей сквозь призму собственного опыта выразил учитель географии СШ №3 поселка Аршалы Руслан Маханов: «Окончил институт на государственном языке. На русском и мне, и нашему учителю истории, вести уроки было бы сложно. Но сможем, надо заниматься. Если бы географию переводили на английский, то, наверное, не смог бы».

Нельзя не обратить внимание на то, что «копья ломаются», главным образом, вокруг изучения предметов на английском. А преподавание истории Казахстана на государственном языке, всемирной — на русском, вопросов, практически не вызывает. Представьте, что об этом заявили бы лет 10-15 назад. Ситуация явно была бы иной. За это время значительно выросла степень овладения государственным языком молодежью, подготовлено достаточное количество двуязычных педагогических кадров. Самое главное, у людей сформировано внутреннее понимание необходимости и неизбежности владения государственным языком и языком русским. У моноязычных учителей количество часов может снизиться, но время для того, чтобы подыскать разные варианты (в любой школе много организационной, воспитательной работы) еще есть, только нельзя надеяться, что проблема «рассосется» сама по себе. Ее куда легче предупредить и делать это надо уже сегодня.

Учителю химии и биологии Ростовской основной школы (село Кумсуат) Жаркаинского района Бизаде Манатовой 44 года. Статус основной школа получила только в прошлом году, до этого была средней. Казахский — родной язык учителя, образование получила на русском, в этом году впервые вела химию на государственном языке. Говорит, что было очень непросто. Хорошо, что есть опыт преподавания, так что вечерами — работала со словарем, буквально репетировала. Дальше будет легче. Но: «Для себя я решила: если школа снова получит статус средней, то преподавать на английском я не буду и пытаться».

Именно так говорили практически все учителя биологии, химии, физики, с которыми мы разговаривали.

— У меня давно совершенствуют знание английского учителя естественно-математического цикла из «Назарбаев Интеллектуальной школы», сейчас стали приходить преподаватели из гуманитарно-технического лицея. Из обычных средних школ — единицы, — говорит руководитель одного из кокшетауских репетиторских центров Наталья Лихачева.

Это в областном центре. Куда обратиться учителям сельским? Возможности интернета велики, но изучение языка требует среды, общения.

На наш вопрос о том, как будут овладевать английским языком учителя, которым «за..» и которые в большинстве своем в школьные годы немецкий учили (и это в лучшем случае, а часто в аттестатах, выданных в сельских школах в графе «Иностранный язык» вообще прочерк стоял, потому что преподавателя не было), заместитель руководителя областного управления образования Валерий Гамазов ответил лаконично: «Они и не будут вести предмет в старших классах, перейдут в среднее звено». И привел данные о том, сколько уже подготовлено учителей естественных дисциплин, владеющих английским в необходимом объеме в КГУ им. Ш. Уалиханова, сколько их будет выпущено в ближайшие годы.

О планах и возможностях языковой подготовки, переподготовки учителей, увеличении количества часов на изучение государственного и английского языков в программах обновленного содержания образования дается много информации и на республиканском, и на областном уровне. Как и о работе по созданию учебников, совершенствованию методик преподавания, успешном опыте НИШ и школ, работающих в рамках пилотного проекта.

Будет очень непросто. Это очевидно для всех. Но откладывать триязычие на неопределенный срок вряд ли целесообразно. Мировой опыт — тому доказательство. Нельзя не говорить об огромной социальной значимости этого вопроса.

В 79-м шаге Плана нации «100 конкретных шагов», предусматривающем «поэтапный переход на английский язык обучения в системе образования — в старшей школе и вузах», главная цель этой меры сформулирована так: «повышение конкурентоспособности выпускаемых кадров и рост экспортного потенциала образовательного сектора». А это значит, конкурентоспособности наших с вами детей, общества в целом.

Что очень важно, триязычие, несомненно, укрепит единство нашего полиэтничного народа, будет способствовать устранению «перекосов» в соотношении количества специалистов со средним профессиональным и высшим образованием. Наверняка, в ближайшие годы большое количество выпускников основных школ решит получать специальность в колледжах (что не исключает возможность в дальнейшем получить и высшее образование), количество обладателей вузовских дипломов снизится. Но разве мы не говорим сегодня об их переизбытке, особенно по специальностям гуманитарным и финансовым? Разве не пылится на полках множество вузовских дипломов? Причем не только тех, что получены по заочной и дистанционной системам обучения? Разве не ощущаем мы растущий с каждым годом дефицит квалифицированных рабочих кадров? Каждый из нас может привести примеры того, что востребованная рабочая специальность очень часто, куда более надежный путь к жизненному успеху, чем высшее образование, полученное любой ценой.

О роли триязычия в нашей стране очень точно и образно сказал Нурсултан Назарбаев на торжественном мероприятии, посвященном Дню благодарности: «…это не чья-то прихоть. Жизнь заставляет. Государственный язык — язык народа, где мы все живем, нам надо знать. Мы должны знать английский язык, потому что это язык науки, инноваций. И надо знать русский язык, на котором мы научились говорить и понимаем друг друга, и язык нашего большого соседа».
Ирина БАУДИНОВА.

 С МЕСТА СОБЫТИЯ

Желанный, но почему-то грустный звонок

Нынешний учебный год завершился для более 109 тысяч акмолинских школьников. За лето набравшись новых сил, они по обыкновению вернутся в школу в сентябре. А те, для кого знакомая трель раздается в последний раз, стали вчера героями торжественного мероприятия на площади «Тәуелсіздік», посвященного окончанию сезона уроков. Юношей и девушек, перед которыми открываются новые дороги, поздравлял аким области Сергей Кулагин.

Нарядные — в отглаженных костюмах и белоснежных фартуках — взволнованные виновники торжества выстроились на площади. С легкой грустью говорили о том, что настал тот самый желанный, вдруг почему-то оказавшийся нежданным, момент расставания со школой, одноклассниками, учителями. Впрочем, есть еще время до выпускного вечера, который станет настоящим прощанием со школой. А рядом расположились не менее взволнованные педагоги и родители, пришедшие сюда в смешанных чувствах, кто-то украдкой смахивал предательски скатившуюся слезинку, другой, не скрывая радости и гордости, широко улыбался.

064-1-4

Поздравляя всех с окончанием учебного года, глава региона отметил: «Последний звонок, как и выпускной вечер, бывает раз в жизни, запоминается навсегда. Во взрослую жизнь отправляются более четырех тысяч акмолинских выпускников. Конечно, вам немного грустно, ведь 11 лет вы жили одной школьной семьей, с другой стороны, начало нового пути — огромная ответственность. Желаю вам больших успехов! Не отчаивайтесь, если вас постигнет неудача, трудности всегда можно преодолеть. Множество дорог открыты для вас сейчас.

На заре Независимости, которой в этом году исполняется 25 лет, в сложные годы становления по инициативе Президента страны была открыта уникальная образовательная программа обучения за рубежом. И сегодня Глава государства уделяет особое внимание системе образования». Он добавил, что наша пристоличная область известна достижениями выпускников на интеллектуальном, творческом, спортивном поприще: только в Кокшетау насчитывается более 70 победителей и призеров международных и республиканских олимпиад, конкурсов, соревнований. Отдельные слова благодарности Сергей Кулагин адресовал почетным гостям торжества — ветеранам педагогического труда, учителям и родителям, воспитавшим достойных молодых акмолинцев. К слову, в этом году из 4323 выпускников общеобразовательных школ на знак «Алтын белгі» претендуют 181, на аттестат с отличием — 65, 75 процентов от общего числа ребят будут сдавать единое национальное тестирование.

Теплые слова от имени всех выпускников 2016 года произнесли одиннадцатиклассники школы-гимназии № 3 имени М. Габдуллина, средних школ №№ 17,6 Ал мае Жамаш, Жандос Тасымов и Ульяна Черногорова. Обратившись к гостям на казахском, русском, английском языках, они искренне благодарили учителей за нелегкий труд, родителей — поддержку и понимание, пообещав оправдать возлагаемые на них надежды и стать достойными гражданами своей страны.

064-4-2

Между тем праздник-концерт продолжился сольными и танцевальными номерами, подготовленными и самими учениками выпускных классов. Вот закружились они под звуки нестареющего школьного вальса, приглашая на танец и взрослых. «Последний школьный звонок не похож на те, что вы слышали ранее…», — звучит голос ведущего, желающего удачи им — 16-17-летним мальчишкам и девчонкам. Раздается звонкая, многообещающая трель, и улетает запущенный в небо колокольчик из воздушных шаров.
Аэлита TAEBA.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Чтобы стала выше планка

25Под занавес учебного года состоялся второй слет активистов средней школы 2 г.Кокшетау. Цель форумадать толчок детским инициативам, а главное, поддержать тех, кто старается преуспеть и в учебе, и в общественной жизни. По статистике в школах отличники составляют меньшинство учащихся, но именно эти ребята подают пример упорного труда, словно локомотив, ведут за собой остальных, задают тон, определяют высоту школьной планки для своих сверстников.

Делегатами слета стали 100 учащихся 5-11 классов — отличников учебы, призеров областной и городской предметных олимпиад, победителей областных и республиканских научных конкурсов, спортивных турниров. Нынешний слет примечателен тем, что он впервые проходил в новом светлом зале пристройки к школе, открытой в сентябре минувшего года. Инициаторы проведения форума школьной элиты -первичная партийная организация партии «Нұр Отан» и школьная организация «Жас ¥лан» — посвятили слет главному юбилею года — 25-летию Независмости Республики Казахстан. Еще одна особенность детского форума — его проведение на трех языках — казахском, русском и английском. Все выступления звучали на языках Абая, Пушкина и Шекспира и сопровождались слайдами, разработанными в рамках информационного продвижения Дорожной карты развития трехъязычного образования на 2015-2020 годы. Вела форум претендент на знак «Алтын белгі», серебряный призер городского конкурса полиглотов «Тілдарын» Динара Есимбекова. Все участники и гости мероприятия смогли ознакомиться с выставкой достижений делегатов слета.

064-4-3

Без пяти минут выпускник школы, победитель школьного конкурса «Мистер Интеллект» Мажит Нурдидар затронул тему всестороннего развития, необходимости овладения тремя языками. Одиннадцатиклассница, отличница учебы Милана Корниенко напомнила ребятам о важности духовного обогащения, о том, что мерилом успешности человека является не материальный достаток, а его нравственные и интеллектуальные   достижения.   Президент школы Нургуль Беркинбай свое обращение посвятила теме 25-летия Независимости Казахстана, рассказала о своем научном проекте, посвященном истории развития государственной атрибутики со времен правления казахских ханов. Одной из добрых традиций слета стало обращение выпускников разных лет ко всем делегатам и учащимся школы. И на этот раз директор СШ №2, председатель первичной организации партии «Нұр Отан» Гульнара Абдыкасымова зачитала напутствие кокшетауской поэтессы Рены Жумановой. Сборники ее стихов «Подушечка для иголок» с дарственной надписью были вручены учащимся, победителям городских, школьных конкурсов чтецов. Отличникам учебы и призерам республиканских, областных, городских предметных олимпиад, научных и творческих конкурсов были вручены книги от областного управления по развитию языков.

Десять учащихся были удостоены сертификатов признания за достижения в учебе, науке, спорте, общественной работе и творчестве.

Среди них — претенденты на знак «Алтын белгі» Жанара Адильбекова, Наргиз Кадыр, Жазира Камзинова, а также Жанибек Имамбаев, Анастасия Попова, Назмина Сулейменова и другие. Одиннадцатикпассница Индира Нуралиева была отмечена благодарственным письмом и призом АО «Астанателеком» за исследование «Дети и интернет». Памятные подарки от Акмолинского обкома КНПК получили лучшие спортсмены школы. Свои таланты ребята могли продемонстрировать на концерте «Поют и танцуют делегаты слета». В нем приняли участие призер городского конкурса вокалистов Анастасия Речкалова, солист хора Данияр Альменов, призеры городских олимпиад и конкурсов Нагима Хусаинова, Куат Кажимов, призеры международных и региональных соревнований по спортивным бальным танцам Ольга Орлова, Нурбек Султанов, Амина Сагинтаева, Абдылгани Еркин, Ернар Халел и другие воспитанники танцевальной студии «Реверанс».

В завершение делегаты слета приняли обращение на трех языках ко всем учащимся школы, а солисты хора исполнили гимн республиканской детской организации «Жас ¥лан».
Алтын Манапова, психолог СШ 2.

Одежда от Юлии

Научиться шить мечтают абсолютно все женщины, начиная от пятилетней девочки, которая желает сделать своими руками одежду для любимых кукол, и заканчивая семидесятилетней бабушкой, которая хочет приобрести швейную машинку, чтобы шить одежду, но уже для своей внучки. Получается такой вот «круговорот» одежды, сделанной собственноручно.

В современном мире мода уже приобрела статус «значимой». Тем более, что одежда ручной работы считается очень модной и ценной, так как она сейчас абсолютно индивидуальна.

Каждый ребенок стремится быть уникальным, тем более девочки. А навыкам моделирования, конструирования и технологии изготовления одежды учит педагог Валентина Демиденко на занятиях кружка «Детское ателье «Сымбат»» в дворовом клубе «Балдәурен». Здесь девочки учатся шить любые изделия. Эти навыки, может быть, помогут им определиться в дальнейшем с будущей профессией.

064-4-4

Самая главная «модница» этого кружка, десятиклассница средней школы № 17 Юлия Демиденко, участвовала в VII областных Национальных Молодежных Дельфийских играх в номинации «Дизайн одежды», где с подругами представила 18 коллекций своей работы, сшитых на занятиях кружка. Юлия награждена дипломом 2-й степени и примет участие в Национальных играх Республики Казахстан в составе делегации города Кокшетау, который пройдет в августе этого года. Так держать, Юля!

Айгуль КЕНЖЕТАЕВА, заведующая ДДК «Балдәурен».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также