Что тревожит учителя

24 мая — День славянской письменности и культуры

063-4-1Ребята, кто прочел в этом году пять книг поднимите, пожалуйста, руку. В ответ: только переглядываются, ктото глаза опускает, ктото улыбается, ктото смотрит недоуменно, — так учитель русского языка и литературы Вознесенской средней школы Буландынского района Любовь Рязанцева отвечает на вопрос о том, что у нее, учителя русского языка и литературы с 46-летним стажем, вызывает особую тревогу: дети не читают.

Тех, кто прочел «от корки до корки» несколько книг, Любовь Яковлевна знает наперечет, каждый из них растет в семье, где читают родители. В одной из них мама — библиотекарь, в другой: и родители, и дети—люди верующие, в доме нет телевизора, интернет используют только для поиска материалов по религиозной тематике. Дети читают классику.

— Остальным старшеклассникам после уговоров, увещеваний, аргументов, как мне кажется, неопровержимых, все-таки говорю: «Ну, хотя бы в интернете отрывки и комментарии почитайте», — Любовь Рязанцева иногда вынуждена смиряться. Но, с ее стороны, это больше ход тактический. Опытный учитель, она надеется (часто ей это удается), выстроить такую траекторию изучения произведения: от «интернетовских» комментариев — к просмотру экранизаций шедевров мировой литературы. Благо, с каждым годом их все больше. А от обсуждения фильма буквально один шаг до того, чтобы ученик открыл книгу, чтобы сравнить, понять, близок ли образ «киношного» героя к замыслу автора. Путь долгий, не все его проходят, но это один из вариантов. И, по словам Любови Яковлевны, эффективный.

— Для меня — от «интернетовских» версий веет холодом. Когда держу в руках книгу, кажется, что разговариваю с автором и ее героями, — она говорит очень взвешенно, не осуждая, а сочувствуя своим ученикам. — Так хочется, чтобы дети не утратили родной язык во всей его красоте. Без чтения это неминуемо. Представляете, что мне сказали недавно: «Грамотно говорить и писать сегодня немодно». Якобы в шутку, но за этим так много кроется.

Одной из лучших выпускниц филологического факультета Целиноградского педагогического института, ей когда-то предлагали остаться на родной кафедре, заниматься научными исследованиями, преподавать. Она выбрала сельскую школу. Сегодня, много лет спустя, говорит о том, что ни разу не пожалела об этом. Прошла все ступени «школьной» карьеры: вожатая, учитель, завуч, директор школы. Сегодня по-прежнему занята своим любимым делом — учительствует.

Сколько заявлений о приеме на работу ей пришлось подписать, собеседований провести, проанализировать уроки коллег… Будучи человеком объективным, руководитель Рязанцева стремилась всесторонне оценивать потенциал молодого специалиста. Но всегда придавала особое значение тому, как говорит человек, насколько он начитан.

— Грамотная речь является не единственным, но очень значимым маркером того, в какой семье человек вырос, как учился в школе, насколько серьезно работал над собой в студенческие годы, — Любовь Яковлевна не раз убеждалась в верности этого принципа. — Возможно, в городах сегодня ситуация несколько иная, но в селе учитель по-прежнему является примером для подражания, к нему идут за советом. Очень многое зависит не только от знания предмета преподавания, но и от общего уровня развития, даже бытовой его культуры.

Говоря о том, что «у нас в руке был кусочек мела, но мы говорили и писали грамотнее, читали гораздо больше», уже немолодой учитель вовсе не отрицает значимости и полезности новых технологий. Сама быстро овладевает ими. Даже просматривает иногда, как пишут ее ученики в социальных сетях в открытом доступе. А потом на уроке устраивает «разбор полетов». Не содержания, конечно, а грамматических ошибок. Их там куда больше, чем в школьных сочинениях и диктантах.

— Сегодня вы еще не знаете, кем будете работать, в какой сфере, в каком окружении, за кого замуж выйдете, в какую семью попадете, — говорит она детям. -Поверьте, встречают не только «по одежке», но и по манерам, по тому, как и что вы говорите.

Наверное, сегодня далеко не все ученики задумываются об искренних словах мудрого учителя. Но когда-нибудь они непременно вспомнят о них. И вспомнят с чувством глубоко сожаления об упущенных возможностях.

Филолог Любовь Рязанцева, конечно, знает и понимает, что язык — категория социальная, изменяется вместе со стремительным временем. Но становится ли так называемый «новояз» лучше и красивее, точно ли выражает то, что мы думаем. Почему вместо ясного и понятного русского слова «самокат» появился «скутер», на любом магазинчике гордо красуется «супермаркет». Хотя в сравнении со многими иными заимствованиями, это достаточно безобидно. Но, когда мы гладим ребенка, овладевшего компьютерной грамотностью, по головке и говорим гордо: «Хакер растет», это куда серьезнее. Ибо хакер — это «компьютерный взломщик», еще проще — вор. Только похищает он не из кошельков и запертых квартир, и делает это на расстоянии. Получается, что, гордясь своим ребенком, хотим из него вора вырастить?

Трудно оспаривать правоту Сергея Довлатова: «Язык не может быть плохим или хорошим… Ведь язык- это только зеркало. То самое зеркало, на которое глупо пенять».

Но, когда есть такие учителя, как Любовь Рязанцева, есть люди, которым режет слух, когда собеседник «ложит» и «звОнит», выключающие телевизор и открывающие томик Пушкина, то есть не просто надежда, но уверенность в том, что родной для славян язык мы передадим внукам нашим и правнукам во всей его красоте и неповторимости.

Нина МИТЧИНОВА.

Буландынский район.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также