Прототип героя «Девятой роты»

056-5-2Кто был в Афганистане, тот знает о стратегическом перевале Саланг в горах Гиндукуш, связывающем центральную и северную части страны. В соответствии с негласным приказом высшего военного командования СССР, действовавшим до начала вывода советских войск из ДРА, тех, кто пересек его три раза, представляли к медали «За боевые заслуги», пять — «За отвагу», десять — ордену Красной Звезды. Водитель 3-й роты 659-го отдельного автомобильного батальона сержант Болат Уаисов сделал это более 30 раз, доставляя важный груз и спасая людей.

Боевое крещение получил на десятый день пребывания на афганской земле 8 февраля 1987 года. Это было ночью недалеко от города Пули-Хумри. Колонна остановилась из-за поломки одной из машин. И вдруг стало ярко вокруг. Молодые воины не сразу поняли, что стреляют из камышей трассирующими пулями.

— Они свистели прямо у виска, — вспоминает Уаисов. — В такой ситуации невольно ищешь глазами офицеров и старослужащих. Правильные команды и их точное выполнение — твое спасение. Ехал головным, сломанную машину взяли на буксир в середину колонны, далее шли бензовозы. Помню, что водитель груженного «МАЗа» Леонид Лемишевский из Белоруссии в населенный пункт заехал с простреленными шинами задних колес, буквально на дисках. Перед гарнизоном нас второй раз обстреляли сверху. Потерь не было, но урок получили: не расставаться с оружием, надевать каски и бронежилеты.

Незабываема и операция «Магистраль» — крупномасштабная, воздушно-наземная. Проводилась она ОКСВА совместно с правительственными войсками ДРА в период с 23 ноября 1987 по 10 января 1988 года в труднодоступных Сулеймановых горах, на широком фронте провинций Пактия, граничащей с Пакистаном. Этому кровопролитному сражению посвящен известный российский фильм «Девятая рота», один из прототипов его героев — он, Уаисов. Будучи командиром отделения взвода охраны, имевшего на вооружении 23-миллиметровые спаренные зенитные установки ЗУ-23-2, всегда находился на самом опасном участке автоколонны — замыкании. Удостоился первой своей медали «За боевые заслуги». Именно в «жаркие» дни декабря 1987 года, через год и два месяца после призыва, он написал родителям правду о месте своей службы. До этого в с. Ашшыколь бывшего Ленинградского района письма шли от него как будто из Венгрии.

— Нас из Кокчетава действительно направляли в Южную группу войск, — поясняет Болат Набиевич. — Но когда привезли в Караганду, четверых отобрали в команду 20 А (ДРА): меня, Юрия Полупанова, Марата Елюбаева и Владимира Старчака.

Можно представить насколько встревожились мать — Кумисжан Курмановна, отец — Наби Уаисович и сестра Куралай.

— Не будь той системы подготовки к боевым действиям, вряд ли бы мы выжили, — признается сегодняшний ветеран Уаисов. — Учебные центры: «Уч Кызыл» — в Термезе, «Горный Шарабад» — в Ферганской долине, 500-километровый марш через Туркмению (г. Мары) до иранской границы… Тогда мы, юнцы, не понимали зачем все это нужно, а теперь благодарим нашего первого комбата майора Блошкиса из Латвии.

Срочная служба Болата Уаисова длилась два года и пять месяцев. Большая и самая трудная ее часть связана с перевалом Саланг. Из дневника подполковника ВДВ, военного журналиста Валерия Штепо: «Возьмите тучи. Размесите, взбейте их руками и ногами. Добавьте снега. Все это сдобрите ветром, лучше шквальным. Приправьте холодом за минус тридцать. Все это поставьте на стылые скалы на месяц. Кислорода как можно меньше. Сделали? Вот это и будет перевал Саланг. В переводе с афганского — «суровый».

Тоннель в нем длиной 2,7 км (вместе с выходными галереями 3,6 км) был проложен советскими специалистами в 1964 году. Ширина проезжей части 6 м. Высота над уровнем моря 3363 м. Движение было односторонним. После двух трагических случаев массовой гибели военнослужащих как советских, так и правительственных войск, тоннель преодолевали только в противогазах.

— Бывало за один час, а чаще за пять-шесть, — говорит Болат Набиевич. — От многих факторов это зависело.

Вывод советских войск из Афганистана в соответствии с Женевскими соглашениями начался 15 мая 1988 года, причем половина ОКСВА должна была покинуть ДРА в течение первых трех месяцев. Но в связи с резко активизировавшимися наступательными действиями душманов в ноябре вывод был приостановлен. Второй этап, начавшийся в декабре, завершился 15 февраля 1989 года. Сержант Уаисов участвовал и в 1 -м, и во 2-м этапах. В последние два месяца расстояние от Хайротона до Кабула около 500 км преодолевали за 40 дней, а перевал Саланг по полмесяца. Впереди колонны шли путеукладчики БАТы (бронированные автотягачи), пробивали и расчищали дорогу от снега, высота лавин доходила до 30 м. Приходилось вытаскивать людей, оказавшихся в снежном плену. Уаисов лично спас девятерых человек. Был представлен к ордену Красной Звезды и медали «За отвагу», но этих наград он не увидел. На вопросы Болат Набиевич ответил кратко: «Я не в обиде, не за награды мы служили…».

Сегодня его грудь украшают две медали «За боевые заслуги», орден ДРА «За мужество» I степени, медаль «От благодарного афганского народа» и ведомственные ордена «Участник боевых действий» и «Слава воину-афганцу». Награжден также именными часами заместителем министра обороны СССР по кадрам, генералом армии Виктором Ермаковым.

Болат Набиевич с супругой Гульнарой Казбековной воспитали сына Ермека, получившего образование в Пекине, дочь Ажар — студентка 6 курса Карагандинского мединститута. Сын женился, растет внук Ануар.

— Хочу передать ему любовь к технике, — делится сокровенным дед. — Мне ее прививал отец с детства. Вернувшись из «Афгана», возил лес-кругляк из России. До армии окончил Кокчетавский автомеханический техникум, а в 2003 году — заочно КГУ им. Ш. Уалиханова по профилю «Автотранспорт». Открыл автозаправочную станцию. Сейчас строю авторынок.

Успехов Вам во всех Ваших добрых начинаниях, ветеран!

Марат НУРСЕИТОВ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также