Кто был в Афганистане, тот знает о стратегическом перевале Саланг в горах Гиндукуш, связывающем центральную и северную части страны. В соответствии с негласным приказом высшего военного командования СССР, действовавшим до начала вывода советских войск из ДРА, тех, кто пересек его три раза, представляли к медали «За боевые заслуги», пять — «За отвагу», десять — ордену Красной Звезды. Водитель 3-й роты 659-го отдельного автомобильного батальона сержант Болат Уаисов сделал это более 30 раз, доставляя важный груз и спасая людей.
Боевое крещение получил на десятый день пребывания на афганской земле 8 февраля 1987 года. Это было ночью недалеко от города Пули-Хумри. Колонна остановилась из-за поломки одной из машин. И вдруг стало ярко вокруг. Молодые воины не сразу поняли, что стреляют из камышей трассирующими пулями.
— Они свистели прямо у виска, — вспоминает Уаисов. — В такой ситуации невольно ищешь глазами офицеров и старослужащих. Правильные команды и их точное выполнение — твое спасение. Ехал головным, сломанную машину взяли на буксир в середину колонны, далее шли бензовозы. Помню, что водитель груженного «МАЗа» Леонид Лемишевский из Белоруссии в населенный пункт заехал с простреленными шинами задних колес, буквально на дисках. Перед гарнизоном нас второй раз обстреляли сверху. Потерь не было, но урок получили: не расставаться с оружием, надевать каски и бронежилеты.
Незабываема и операция «Магистраль» — крупномасштабная, воздушно-наземная. Проводилась она ОКСВА совместно с правительственными войсками ДРА в период с 23 ноября 1987 по 10 января 1988 года в труднодоступных Сулеймановых горах, на широком фронте провинций Пактия, граничащей с Пакистаном. Этому кровопролитному сражению посвящен известный российский фильм «Девятая рота», один из прототипов его героев — он, Уаисов. Будучи командиром отделения взвода охраны, имевшего на вооружении 23-миллиметровые спаренные зенитные установки ЗУ-23-2, всегда находился на самом опасном участке автоколонны — замыкании. Удостоился первой своей медали «За боевые заслуги». Именно в «жаркие» дни декабря 1987 года, через год и два месяца после призыва, он написал родителям правду о месте своей службы. До этого в с. Ашшыколь бывшего Ленинградского района письма шли от него как будто из Венгрии.
— Нас из Кокчетава действительно направляли в Южную группу войск, — поясняет Болат Набиевич. — Но когда привезли в Караганду, четверых отобрали в команду 20 А (ДРА): меня, Юрия Полупанова, Марата Елюбаева и Владимира Старчака.
Можно представить насколько встревожились мать — Кумисжан Курмановна, отец — Наби Уаисович и сестра Куралай.
— Не будь той системы подготовки к боевым действиям, вряд ли бы мы выжили, — признается сегодняшний ветеран Уаисов. — Учебные центры: «Уч Кызыл» — в Термезе, «Горный Шарабад» — в Ферганской долине, 500-километровый марш через Туркмению (г. Мары) до иранской границы… Тогда мы, юнцы, не понимали зачем все это нужно, а теперь благодарим нашего первого комбата майора Блошкиса из Латвии.
Срочная служба Болата Уаисова длилась два года и пять месяцев. Большая и самая трудная ее часть связана с перевалом Саланг. Из дневника подполковника ВДВ, военного журналиста Валерия Штепо: «Возьмите тучи. Размесите, взбейте их руками и ногами. Добавьте снега. Все это сдобрите ветром, лучше шквальным. Приправьте холодом за минус тридцать. Все это поставьте на стылые скалы на месяц. Кислорода как можно меньше. Сделали? Вот это и будет перевал Саланг. В переводе с афганского — «суровый».
Тоннель в нем длиной 2,7 км (вместе с выходными галереями 3,6 км) был проложен советскими специалистами в 1964 году. Ширина проезжей части 6 м. Высота над уровнем моря 3363 м. Движение было односторонним. После двух трагических случаев массовой гибели военнослужащих как советских, так и правительственных войск, тоннель преодолевали только в противогазах.
— Бывало за один час, а чаще за пять-шесть, — говорит Болат Набиевич. — От многих факторов это зависело.
Вывод советских войск из Афганистана в соответствии с Женевскими соглашениями начался 15 мая 1988 года, причем половина ОКСВА должна была покинуть ДРА в течение первых трех месяцев. Но в связи с резко активизировавшимися наступательными действиями душманов в ноябре вывод был приостановлен. Второй этап, начавшийся в декабре, завершился 15 февраля 1989 года. Сержант Уаисов участвовал и в 1 -м, и во 2-м этапах. В последние два месяца расстояние от Хайротона до Кабула около 500 км преодолевали за 40 дней, а перевал Саланг по полмесяца. Впереди колонны шли путеукладчики БАТы (бронированные автотягачи), пробивали и расчищали дорогу от снега, высота лавин доходила до 30 м. Приходилось вытаскивать людей, оказавшихся в снежном плену. Уаисов лично спас девятерых человек. Был представлен к ордену Красной Звезды и медали «За отвагу», но этих наград он не увидел. На вопросы Болат Набиевич ответил кратко: «Я не в обиде, не за награды мы служили…».
Сегодня его грудь украшают две медали «За боевые заслуги», орден ДРА «За мужество» I степени, медаль «От благодарного афганского народа» и ведомственные ордена «Участник боевых действий» и «Слава воину-афганцу». Награжден также именными часами заместителем министра обороны СССР по кадрам, генералом армии Виктором Ермаковым.
Болат Набиевич с супругой Гульнарой Казбековной воспитали сына Ермека, получившего образование в Пекине, дочь Ажар — студентка 6 курса Карагандинского мединститута. Сын женился, растет внук Ануар.
— Хочу передать ему любовь к технике, — делится сокровенным дед. — Мне ее прививал отец с детства. Вернувшись из «Афгана», возил лес-кругляк из России. До армии окончил Кокчетавский автомеханический техникум, а в 2003 году — заочно КГУ им. Ш. Уалиханова по профилю «Автотранспорт». Открыл автозаправочную станцию. Сейчас строю авторынок.
Успехов Вам во всех Ваших добрых начинаниях, ветеран!
Марат НУРСЕИТОВ.