«Далеко от села уезжать не хотим»

100-1Новой матрицей патриотического сознания казахстанцев назвал Президент страны Нурсултан Назарбаев принятый на XXIV сессии Ассамблеи народа Казахстана Патриотический акт «Мәңгілік Ел». О значимости этого документа свидетельствует уже то, что в Плане нации «100 шагов» разработка его проекта стоит на первом месте среди задач, которые необходимо решить для реализации важнейшей народной реформыидентичность и единство.

Внутреннее осознание своей принадлежности к единому народу Казахстана, неразрывной связи с прошлым, настоящим и будущим страны формируется «с младых ногтей». Школьные годы в этом процессе занимают особое место, именно в этот период происходит становление личности, рождаются планы на будущее.

Мы побывали в Журавлевской средней школе Буландынского района, познакомились с учителями и учениками. Намеренно не выбирали учебное заведение, где реализуются пилотные образовательные проекты, пользующиеся особым вниманием органов образования. К особенностям этой школы можно отнести то, что единственным языком обучения в ней является русский. Так сложилось, что в большом селе казахских семей всего несколько. Понятно, что овладение государственным языком в таких условиях требует особого внимания и усилий учителей и учеников.

— Мы будем следовать принципу развития государственного языка, как основы консолидации общества, трехъязычия, как главного условия конкурентоспособности нации, — непреложность этого положения Патриотического акта хорошо осознают не только дети, но и их родители.

Учитель казахского языка Жибек Серикбаева говорит о том, что с каждым годом растет интерес к государственному языку, чувствуется, что в семьях идет речь о том, что овладеть им необходимо. А это, конечно, отражается на детях: на уроках становятся серьезнее, появляются успехи. Хороший пример для них — директор школы Вера Баймагамбетова, которая пока овладела казахским на уровне бытового общения, но твердо намерена в ближайшее время изучить его так, чтобы преподавать историю Казахстана на государственном языке. Сама Жибек Касеновна, получившая образование на государственном языке, прекрасно говорит на русском. Она тоже создала смешанную в этническом плане семью, вышла замуж за русского парня. Как известно, «от людей на деревне не спрячешься», все знают, что семьи у них крепкие, дружные. Так что старшеклассники не могут не задуматься о том, что владение вторым языком — не только залог успешности, конкурентоспособности, но и может стать одним из условий семейного счастья.

— Без языковой среды очень сложно, — справедливо говорит Жибек Касеновна. — Читаю о том, что многие казахстанцы отправляют своих детей в международные летние лагеря, где они, общаясь на английском, быстро им овладевают, совершенствуют. И думаю, как же нам нужен такой внутренний языковой туризм. Чтобы наши дети на какое-то время уезжали в аул, жили в семьях, где говорят только на казахском, приглашали к себе ровесников из казахских школ.

Вера Станиславовна убеждена в важности не только языкового, но и внутреннего туризма в целом. Она цитирует выдержки из работы ученицы девятого класса Елены Овчиниковой, отмеченной на районном конкурсе сочинений «Любовь казахского народа к Родине»: «Березовые ситцы севера, могучие сосны Борового, золотые нивы целинного края, седые ковыли Великой степи, горные вершины Тянь-Шаня — все мой Казахстан». — Дальше Астаны и Кокшетау наши дети бывают крайне редко, — говорит директор школы. — А ведь как было бы здорово, если бы они своими глазами увидели и Каспийское море, и южную столицу, и родину великого Абая, общались со сверстниками из других регионов не только в виртуальном пространстве. После экскурсий по нашей замечательной столице, наши дети приезжают, переполненные эмоциями, еще долго обсуждают увиденное в каждой поездке.

Такие предложения уже звучали на совещаниях и круглых столах. Но вот о воплощении их в жизнь пока не слышно. Очень бы хотелось, чтобы в нашей области нашлись энтузиасты, общественные объединения, которые взялись бы за реализацию такого нужного всем дела. Ведь речь идет о погружении не только в языковую среду, но и о приобщении к национальным культурам, изучении традиций, о ментальном сближении жителей регионов большой страны, взаимопонимании и взаимном уважении. То есть о том, что красной нитью проходит через все содержание Патриотического акта «Мәңгілік Ел»: «Мы будем бережно относиться к нашему общему историческому наследию. Мы будем приумножать культурное многообразие народа Казахстана».

053-4-2

Формировать историческое сознание, связывающее воедино прошлое и будущее родного края, страны, помогает школьный музей, каждый экспонат которого дорог жителям села. Именно здесь проходят самые интересные, запоминающиеся уроки истории, краеведения.

— Мне особенно интересно Мариинское восстание, в котором участвовали жители нашего села в двадцатые годы, — говорит ученик восьмого класса Андрей Бойко. Роман Николайчуку стенда, где представлена флора и фауна родного края, вздыхает: «Раньше диких животных водилось здесь больше, многие лекарственные растения исчезают. Надо все это возрождать, к природе бережно относиться». На вопрос о том, как их предки оказались в Казахстане, наперебой отвечают: «Приехали в начале прошлого века, на целину приезжали».

История Великой Отечественной войны становится историей прадедов учеников, в музее они видят их портреты, здесь узнают о нелегком и героическом ратном труде, ведь большинство детей в живых их уже не застали.

Рассматривая фотографии своих успешных односельчан на стендах «Ими гордится школа», задумываются о том, что можно добиться многого, если хорошо учиться, быть упорным в достижении поставленных целей.

Музей пополняется экспонатами, которые приносят сами ученики. В школе реализуют интересный проект «Наши улицы — наши герои», ребята по крупицам собирают материал о людях, в честь которых названы улицы родного села.

— Будем учиться в Астане, — говорят выпускники. — Далеко от села уезжать не хотим. Нам здесь все нравится: простор, степь, народ у нас очень дружный.

Есть в Журавлевской школе, как и в любой другой, свои успехи и достижения, свои проблемы и трудности. Главное, что в череде буден общими усилиями коллектива школы, равноправными членами которого являются ученики и их родители, простые, понятные истины Мәңгілік Ел — благополучие семей, гостеприимство и трудолюбие, стабильность, безопасность и единство, уверенность в завтрашнем дне — становятся внутренними ценностями.

Нина МИТЧИНОВА.

Буландынский район.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

GD Star Rating
loading...
GD Star Rating
loading...
«Далеко от села уезжать не хотим», 10.0 out of 10 based on 1 rating

Другие статьи по этой теме

О чем свидетельствует трехлетний опыт... Общественные советы Как анонсировала «АП», в Кокшетау состоялся областной форум «Маслихаты и Общественные советы: на пути к эффективному развитию г...
В Таиланде перенимают наш опыт В минувший понедельник в Астане, в Национальной академической библиотеке РК состоялась встреча представителей Ассамблеи народа Казахстана с делегаци...
Единства нашего столпы «В основе социально-экономических успехов страны - гражданский мир, межнациональное и межконфессиональное согласие, которые продолжают оставаться на...
Что делает нас богаче Рядом с нами - Я в первом классе учился, заходит к нам в класс Абдыр Сагинтаев, отец нынешнего премьер-министра. Мы на него как на героя смотрели. Да...
«Я побывал в городе, за который воевал мой дед…»... «Узнаем друг друга» Возможно, так будет называться новое сочинение ученика Алакольской средней школы Егиндыкольского района Габита Сайлаубаева, вер...

!!! Комментарии рассматриваются редакцией, но на сайте не публикуются. В качестве комментария можно задать вопрос, высказать свои замечания и пожелания. !!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *