Образование: Продолжить на научной основе, Старт для карьеры, Детский взгляд на взрослую тему, Фейерверк талантов. Будущих и настоящих, Как молоды мы были

Продолжить на научной основе

052-4-1

О том, как создать благоприятные условия для получения рабочих специальностей молодежи с ограниченными возможностями, говорили на областном семинаре, организованном на базе строительно-технического колледжа № 1 г. Кокшетау. Поделиться опытом работы, обсудить проблемы и перспективы собрались руководители, методисты учебных заведений, представители общественных объединений и другие.

Как рассказал председатель Координационного совета по развитию инклюзивного образования в регионе Марат Ибраев, семинары и круглые столы, затрагивающие столь актуальную тему, позволяют подвести определенные итоги дела, которое начато не вчера. Ведь нередко главным является не начать какое-то дело, а продолжить его. И в нашей области немало специалистов, занимающихся решением проблем инклюзивного образования, делающих это системно, на научной основе. Изучение накопленного ими опыта — одна из главных целей семинара. Неслучайно местом проведения стал СТК № 1. Как известно, здесь с 2011 года по инициативе облуправления образования, при поддержке основного социального партнера учебного заведения — ТОО «Той Дастархан» и одного из акмолинских общественных фондов обучают ребят с нарушениями слуха по специальности «Организация питания». Таким образом, сегодня СТК № 1 входит в число 178 колледжей в республике, ведущих профподготовку юношей и девушек с ограниченными возможностями. Перед семинаром участники могли увидеть и оценить творческие работы учащихся колледжа — искусно сделанные изделия из дерева, бумаги и других материалов.

100-1Забегая вперед, скажем, что при обсуждении не раз отмечалось: много значит само отношение к особенным детям. Например, координатор областного ресурсного центра по внедрению инклюзивных практик, базирующегося в средней школе № 19 г.Кокшетау, Алтынай Жангазина убеждена в том, что понятие «дети с ограниченными возможностями» неточно отражает суть процесса — более верным является определение «с особыми потребностями», в том числе и образовательными. Педагоги соглашаются: обучение таких детей — важно и нужно. И сразу предлагают: нужно четко определить уровень их возможностей, предложить оптимальный тип образовательной программы, к слову, многие из них, например, с легкой интеллектуальной недостаточностью, некоторыми органическими нарушениями могут учиться среди обычных учащихся. «Можно создавать условия: строить пандусы, устанавливать поручни — в общем это просто. Гораздо сложнее — изменить менталитет не только педагогов, родителей и их детей, с которыми рядом окажутся не такие, как они, — считает МаратУмирбаевич. — Все финансовые затраты окажутся бесполезными, если не повернется сознание большинства населения». Безбарьерная во всех смыслах среда, по его словам, даст шанс таким людям найти и занять свое, достойное место в обществе, в том числе с помощью получения профессии. В качестве примера он привел историю теперь выпускника музыкального колледжа имени Биржан сала Алтынбека Кульбаева. Молодой человек с «хрустальной» болезнью занимался в обыкновенной группе сверстников, кроме того, для удобства передвижения в коляске там появились пандусы, специально оборудованная санитарная комната. Сейчас одаренный вокалист продолжает получать образование в Казахском национальном университете искусств.

Если вернуться к организации учебно-воспитательного процесса в СТК № 1, то сейчас здесь готовят 46 ребят с особыми образовательными потребностями, которые получат такие квалификации, как «Повар», «Кондитер», «Калькулятор». Причем, они делают значительные успехи не только в учебе, но и в общественной жизни, спорте. Как рассказала социальный педагог колледжа Татьяна Пишукова, здесь для их обучения создана благоприятная инклюзивная среда, хороший микроклимат и среди преподавателей, и среди однокурсников. Безусловно, на занятиях от педагога требуется больше гибкости и терпения, дифференциации требований к усвоению учебного материала, другой подход к содержанию заданий. Для лучшей эффективности программа предусматривает для этих учащихся больше практических часов. Как проходят такие занятия, участники семинара смогли убедиться, посетив несколько мастер-классов с участием ребят. К примеру, в группе мастера производственного обучения Галины Есетовой 10 юношей — будущие резчики по дереву, художники-оформители, почти столько же учащихся и у мастера ПО Анны Пронько. «Мои ребята уже прошли аттестацию, получили категорию «Повар второго разряда», — говорит Анна Николаевна. — Сегодня они учились готовить разные булочки, отлично справились». Оба наставника отмечают любознательность и пытливость своих воспитанников, но не скрывают: иногда довольно сложно общаться, доносить материал, нужно больше времени. Кроме того, есть проблема нехватки сурдопереводчиков.

Участники семинара поднимали немало вопросов, касающихся и организации учебного процесса, и практики, делились наработками, собственным видением «плюсов» и «минусов». Конечно, в особом фокусе внимания — тема трудоустройства выпускников. К этой проблеме должны повернуться работодатели, которые, как показывает практика, чаще неохотно идут им навстречу, сомневаясь в квалификации работников. Об этом говорила депутат облмаслихата, директор ТОО «Той Дастархан» Елена Мащинская, предприятие которой одним из первых распахнуло двери перед такими ребятами, отличающимися, к слову, высокой исполнительностью, старательностью. Несмотря на то, что список работодателей в последнее время расширился, пока это слабая тенденция.

В завершение семинара участники приняли ряд рекомендаций для дальнейшего внедрения инклюзивных практик обучения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях ТиПО. «Пора переходить от экспериментальной площадки, нужен новый уровень»,- заключил Марат Ибраев.
Аэлита ТАЕВА.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА

Старт для карьеры

Акцию «День карьеры», направленную на содействие занятости студентов и трудоустройство выпускников, расширение взаимовыгодного сотрудничества с партнерамиработодателями, провела региональная палата предпринимателей совместно с центром карьеры КГУ им. Ш. Уапиханова в стенах вуза.

В ее рамках состоялся живой, конструктивный диалог между студентами и руководителями организаций региона, банками второго уровня, мастер-классы от ведущих экспертов разных отраслей. Мероприятие позволило целевой аудитории узнать больше и подробнее о возможностях становления и развития собственного бизнеса, открытия своего дела, дальнейшего трудоустройства в соответствии со своей специальностью.

— Организовывая «День карьеры», мы, прежде всего, были нацелены на содействие в трудоустройстве. Это такой, можно сказать, стратегический способ поиска работы. Не секрет, многие компании участвуют в ярмарках вакансий не только для того, чтобы найти себе потенциальных сотрудников, но и сформировать базу данных кадрового резерва своей организации, — рассказывает заместитель директора РПП Айжан Тажмиева.

К слову, эффективность акции подтвердилась на практике. «Мой организаторский и жизненный опыт позволил сразу выявить активных и целеустремленных молодых людей. Завтра они смогут внести свежую струю и креатив в наше дело», — считает директор филиала АО «АТФ Банк» Гульмира Саутбекова.

— Мы преследовали и другую цель — заложить основу для будущего сотрудничества в рамках дуального обучения, — продолжает Айжан Тажмиева. — На сегодня 41 предприятие региона является участником «Дорожной карты дуального обучения». В ее рамках заключено 44 трехсторонних договора с учреждениями ТиПО, охвачено около восьмисот обучающихся. Теперь мы создаем задел для партнерства с высшими учебными заведениями.

Ирина ТРОНЕВА, по материалам прессслужбы РПП Акмолинской области.

НАВСТРЕЧУ «ЭКСПО-2017»

Д25етский взгляд на взрослую тему

В рамках культурнообразовательного проекта «Поколение», стартовавшего в нашей стране в прошлом году, областным центром детскоюношеского туризма, краеведения и экологии при облуправлении образования инициирована экологическая олимпиада среди учащихся 2-5 классов, прошедшая в нашей области и посвященная 25-летию Независимости РК.

По мнению организаторов, мероприятие развиваетудетей креативное мышление и инновационное отношение к отрасли энергетики и сохранения экологии. Оно воспитывает у подрастающего поколения чувства добра, справедливости и ответственности.

В первом, отборочном (заочном) туре, члены жюри определяли лучшие проекты, которые участники защищали во втором (очном) туре. Здесь же они выполняли тестовые и практические задания.

Сначала было представлено 47 работ на темы: «Значение «ЕХРО-2017» для Казахстана», «Путь Казахстана в направлении «зеленой» экономики: какой он?», «Как сберечь энергию (возобновляемая энергия)» из Аршалынского, Бурабайского, Есильского, Жаксынского, Жаркаинского, Сандыктауского районов, гг. Степногорска и Кокшетау. Для участия во втором туре, который стартовал на базе ДОЦ «Звездный», расположенном в самом сердце Бурабая, среди гор и лесов, с чистым хрустальным воздухом, жюри было допущено 18 лучших проектов. Оценивались работы по таким критериям, как инновационный подход, аналитическое мышление, знание темы и способность размышлять.

Несмотря на юный возраст, участники олимпиады ведут исследовательскую деятельность и поднимают глобальные экологические вопросы, защищают свои работы, доказывая их актуальность и значимость. Пятиклассник ЭШГ №13 г. Кокшетау Артур Гауэрт в своем проекте «Лампочка — один из главных источников энергосбережения» провел ряд исследований — анкетирование респондентов, социальный опрос продавцов сети электромагазинов, эксперименты с образцами лампочек, которым покупатель отдает наибольшее предпочтение. Связав теорию и практику, доказал, что одним из способов энергосбережения является светодиодная лампа. В итоге его проект удостоен первого места.

Айлана Оразбекова и Ботагоз Ишамбекова из Жаксынского района также успешно защитили проект по энергосбережению, став вторыми. Призовое место с ними разделили второклассницы СШ им. Л.Н. Толстого г. Степногор-ска Екатерина Гах и Елизавета Шульга. В свободное от учебы время вместо игр с куклами девчонки не по-детски изучали проблему освещения классной комнаты, используя люксметр (прибор для определения освещенности).

Всесторонне ее изучив, выявили негативные последствия   при неправильном и недостаточном освещении, которые приводят не только к снижению остроты зрения, но и прогрессирующему ухудшению здоровья, снижению работоспособности.

Проблему домашнего энергосбережения в своем проекте рассмотрел учащийся пятого класса ЭШГ №13 г. Кокшетау Даниил Жилин. Используя разнообразные методы наблюдения и анализа, подсчитал примерный результат экономии домашнего бюджета из расчета за неделю и на год. Проект Даниила занял достойное третье место вместе с работами третьеклассника Подгорненской СШ Жаксынского района Адама Оздоева и пятиклассника Тасоткельской ОШ Жаркаинского района Адиля Хурмета. Он уверен, что «ЭКСПО-2017» станет одним из ключевых событий в новейшей истории Казахстана, а проведение этого мероприятия внесет огромный вклад в развитие «зеленой» экономики.

Труды остальных юных дарований, попавших во второй тур, отмечены грамотами в номинациях.

Для участников олимпиады это еще один барьер, который они преодолели на пути к победе и знаниям, считают организаторы. Радует интерес к углубленному изучению экологии, глобальных проблем, их бережное отношение к окружающему миру. Ведь еще великий Абай мудро сказал: «Нужно учиться, чтобы узнать то, что знают другие народы, чтобы стать равными среди них, чтобы стать защитой и опорой для своего народа».
Жулдыз ИЛЮБАЕВА,
методист областного центра детскоюношеского туризма, краеведения и экологии.
Бурабайский район.

Фейерверк талантов. Будущих и настоящих

Кокшетауский музыкальный колледж имени Биржан сала на днях отметил свое сорокалетие.

Музыкальный колледж — одно из старейших образовательных учреждений города и области — на протяжении четырех десятков лет остается главным поставщиком профессиональных музыкальных кадров для городских и районных организаций культуры и искусства. Его выпускники становятся не только педагогами музыкальных школ и артистами филармонии, но и руководителями сельских Домов культуры, оркестров и ансамблей в регионах области. Однако значительная часть выпускников колледжа, пройдя богатую традициями кокшетаускую школу музыкального профессионализма, продолжает образование в профильных вузах страны и зарубежья, а затем реализует свои знания, умения и навыки далеко за пределами Кокшетау и области.

— Наш колледж по праву гордится своими выпускниками, ведущими солистами театра «Астана Опера» Салтанат Ахметовой и Талгатом Галеевым, участниками хора этого же театра Анастасией   Медетовой   и Ардаком Сабыровым, академическими вокалистами Ольгой Спицыной («Геликон-Опера», г. Москва) и Дмитрием Федоровым (Мариинский оперный театр, г. Санкт-Петербург), дирижером Дауреном Глымовым (г. Астана) и другими, — рассказывает замдиректора музыкального колледжа по учебной работе Жанара Искакова. — Достижения многих поколений наших воспитанников и педагогов, страницы истории колледжа нашли отражение в специально выпущенном юбилейном альбоме. Но самым нагляд- ным показателем работы стали, я думаю, два юбилейных концерта на сцене областной филармонии, в которых выступили наши лучшие коллективы и солисты, педагоги и студенты.

Действительно, аншлаг и щедрые аплодисменты слушателей на протяжении двух вечеров говорили сами за себя. Юбилейные мероприятия колледжа, прошедшие в привычном для музыкантов формате отчетных концертов, оставили свой след в душах знатоков и любителей музыки. А для самих «виновников торжества», стопроцентно выложившихся, были и приятные моменты многочисленных поздравлений, подарков, выражения признательности от официальных представителей различных ведомств. Педагогам музколледжа были вручены благодарственные письма и грамоты от областного управления образования, областного филиала партии «Нұр Отан», областного и городского управлений культуры, облуправления внутренней политики, республиканского и областного отраслевого профсоюза работников образования и науки, областной филармонии, а также нагрудные знаки от Республиканского Союза детских общественных организаций Казахстана «Жұлдыз».

052-4-2

Первый юбилейный вечер поразил не только стремлением отметить заслуги многих преподавателей, но и разнообразной программой концерта, в котором звучали образцы казахской и зарубежной оркестровой и сольной музыки, вокальные и инструментальные произведения,хоры и ансамбли. Среди гостей вечера и его участников были выпускники колледжа разных лет, дирижеры оркестров из разных городов Казахстана, в том числе столичный дирижер Даурен Глымов (Астана),   Берик Уразалин (Костанай), Аслан Утебаев (Рудный). Объединяющим два юбилейных концерта и очень ярким моментом стало выступление почетного гостя, народного артиста России, профессора Российской музыкальной академии им. Гнесиных Александра Цыганкова. Но если в первом концерте российским мэтром был исполнен лишь один номер в дуэте с Ханымгуль Базаровой в сопровождении оркестра казахских народных инструментов под управлением Турлыхожи Базарова, то второй вечер большей частью был посвящен именно Александру Цыганкову. Известный московский музыкант, композитор и виртуозный исполнитель на древнейшем русском народном инструменте — приме-домре, выступающий на самых престижных сценах мира, порадовал акмолинскую публику авторскими произведениями и собственными обработками классических шедевров. В тандеме с мастером весь вечер играл оркестр русских народных инструментов музыкального колледжа под управлением Булата Аминова.

Концерт был украшен и выступлениями известных музыкантов-виртуозов из Астаны, педагогов Казахского национального университета искусств: заслуженного артиста Республики Татарстан, художественного руководителя международного фестиваля «Казахстан баян-фест» Дамира Султанова и семейного дуэта лауреатов международных конкурсов Алексея и Галины Ефременко (баян и аккордеон). Тепло были приняты и кокшетауские солисты: Юлия Глазунова (рояль), Сакен Биржанов и Наталья Федорова (вокал), Тимофей Исаков (баян). Вечер завершился символичным номером: пьеса «Жайляу би» казахстанского композитора Мухаметкали Тналина в дуэте русского и казахского музыкальных инструментов (Александр Цыганков — домра, Даурен Биржанов — шертер) стала апофеозом юбилейного торжества.
Алексей ЧАЙКА.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.

ЛИЧНО ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ

Как молоды мы были

В нынешнем учебном году Щучинский педагогический колледж отметил свое 85-летие. Поделиться своими воспоминаниями пригласили и меня, т. к. в далекие шестидесятые годы прошлого века работал здесь и я преподавателем педагогики и секретарем комитета комсомола. Это было активное, насыщенное интересными событиями время. Многие добрые традиции нынешнего учебного заведения закладывались тогда. И мне бы хотелось, чтобы о некоторых из них нынешние и будущие учащиеся колледжа узнали из моего рассказа, а ветераны вспомнили о своей молодости.

В 1968 году советская страна отмечала 50-летие ленинского комсомола. В комсомольской организации педучилища было 520 комсомольцев — практически все студенты. Кроме того, шла активная подготовка к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина в 1970 году. В этот период в Ульяновске воздвигался мемориальный комплекс, город преображался, велось масштабное строительство. Являясь секретарем комитета комсомола педучилища, на одном из заседаний я предложил создать из числа студентов строительный отряд и принять в нем участие. Члены комитета комсомола поддержали мое предложение, учащимся было объявлено о нашей инициативе. Я обратился с письмом в адрес Ульяновского обкома комсомола и начальника строительства мемориального центра в г. Ульяновске. Это было в апреле 1969 года.

Ответ с согласием нам пришел быстро. Сразу же началось комплектование студенческого строительного отряда. И первого июля мы прибыли в Ульяновск.

Рабочий день бойцов отряда, выполнявших разнообразные строительные работы, составлял 8 часов. В выходные дни проводились всевозможные мероприятия, экскурсии, каждый увез с собой фотографии. Ни один случай малейшего нарушения не оставался незамеченным прожектористами. Наряду с «Комсомольским прожектором» выпускалась стенная газета «Казахстанец». Редактировал эту газету Алексей Крот, который был необычайно способным и добросовестным бойцом отряда, хорошо рисовал. Позже в одной из районных газет Кокчетавской области он тепло и радостно вспоминал о работе студентов в Ульяновской области. Говорил, что морально-психологический климат в отряде «Казахстанец» был на очень высоком уровне. Все жили большой и дружной семьей, помогали друг другу.

В памяти надолго осталась встреча, проведенная с молодежью Вьетнама — группой студентов из Московского энергетического института (МЭИ). Они были приглашены на вечер интернациональной дружбы, во время которого состоялся теплый разговор. Вьетнамские студенты исполняли песни на своем языке, наши — на русском и казахском. Участники встречи обменялись подарками, автографами, значками, адресами, вместе сфотографировались на память.

Рассказывая о проводимой политико-воспитательной работе в отряде «Казахстанец», в первую очередь вспоминается о комиссаре отряда Викторе Моловике. Он был в тот год выпускником педучилища, но согласился поехать. Трудолюбивый, ответственный, инициативный, Виктор отдавал всего себя работе. Без него не смогли бы бойцы отряда так интересно провести лето, показать высокие результаты в работе. Виктор Моловик был награжден грамотой Ульяновского обкома комсомола. Сколько впечатлений и дорогих воспоминаний привезли домой бойцы стройотряда!

В составе стройотряда были 42 человека. Из них 3 учащихся политехникума, 8 -Катаркольского сельхозтехникума. Из двух этих учреждений были только юноши. Два месяца, проведенные вместе в работе и на отдыхе, прошли без малейших нарушений и с высокими показателями: объем выполненных работ составил 175% к предусмотренному плану. Многие бойцы были награждены грамотами, значками ЦК ВЛКСМ «Молодому передовику производства» были награждены Людмила Воробьева и Алексей Крот. Отряду вручили грамоту СМУ-20 и денежную премию. Автор этих строк, будучи командиром от ряда, был награжден Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ.

У меня сохранилась газета «Ульяновская правда» от 19 октября 1969 года, в которой написано: «Большую помощь оказали строителям нашей области студенческие строительные отряды Москвы, Ленинграда, Киева, Казани, Кишинева, Куйбышева, Ростова и города Щучинска Кокчетавской области». И мы этим гордились.

Хорошим воспитателем для учащихся педучилища стал труд на уборке урожая 1969 года. Более двухсот комсомольцев убирали картофель в Катаркольском совхозе. За ударную работу педучилищу на вечное хранение было передано Красное знамя совхоза. Искреннюю благодарность заслужили студенты за помощь в подборке зерна на Щучинском хлебоприемном пункте.

Не могу не вспомнить и не рассказать еще об одном хорошем деле студентов педучилища в те годы — это шефство над сельскими школами области. Основным направлением стало оказание помощи сельским педагогам в организации учебно-воспитательной работы. Мы взяли шефство над Веденовской и Донской средними школами, Озерной и Вороновской восьмилетними школами Щучинского района и над Краснополянской средней школой Келлеровского района Кокчетавской области.

Комсомольцы первых и четвертых курсов провели операцию «Книга» по микрорайонам города. На деньги, вырученные за распространение книг, приобрели необходимую литературу для сельских школ.

Ребята третьих курсов, которые в это время проходили практику по пионерской работе, занялись разработкой пионерских сборов, бесед, утренников для школьников, изготовлением наглядных пособий по новым программам.

Цифры говорят за себя. Комсомольцами было подарено сельским школам 180 методических разработок, 50 наглядных пособий, 1300 книг на сумму 612 рублей. Во всех подшефных школах подарки были вручены на торжественных линейках. Наши студенты рассказывали школьникам о педучилище, его традициях, о профессии учителя, вожатого. Руководители и учащиеся сельских школ прислали письма благодарности руководству педучилища и комитету комсомола. Все эти письма сохранены и будут переданы мной в музей при педагогическом колледже, хотя прошло уже более 45 лет.

Аркадий ПАШКЕВИЧ,
бывший преподаватель и секретарь комитета комсомола Щучинского педучилища.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также