Образование: Полиязычный учитель — уже реальность, Шаг за шагом в сторону от недуга, Олимпиада нужных знаний, Призвание и признание, Кто поедет на чемпионат?

План нации «100 конкретных шагов»
Полиязычный учитель — уже реальность

Шаг 79. Поэтапный переход на английский язык обучения в системе образованияв старшей школе и вузах. Главная цель повышение конкурентоспособности выпускаемых кадров и рост экспортного потенциала образовательного сектора.

С 2012 года КГУ имени Ш.Уалиханова, войдя в десятку пилотных учебных организаций, реализует проект по подготовке полиязычных кадров по педагогическим специальностям естественно-математического направления в рамках госпрограммы развития образования РК на 2011-2020 годы. В этом году вуз выпускает первых сорок педагогов, которые смогут преподавать свой предмет на трех языках: казахском, русском, английском. Первый проректор университета Темирхан Жаркинбеков поясняет главную цель нововведения: «Наша страна ставит перед собой одну из амбициозных задач — стать равной среди самых развитых стран мира, и касается она не только государства в целом, но каждого ее гражданина в отдельности. Практически это означает, что Казахстанцы по своему интеллектуальному уровню должны соответствовать заявленной планке. Первая ступень на этом непростом пути — изучение языка международного общения, языка, который сегодня дает доступ к мировой информации, связанной, например, со сферами образования, культуры, науки, техники и технологий. Его знание открывает все границы. Такой подход к обучению — реалии сегодняшнего дня».

046-4-1

Первые полиязычные модульные образовательные программы в вузе стали внедрять на четырех специальностях бакалавриата — «Химия», «Математика», «Физика», «Экология». В 2013 году перечень расширился, включив биологию, информатику и географию, а в прошлом году прошел набор абитуриентов в полиязычную группу специальности «Педагогика и методика начального обучения», а это означает, что через четыре года в школы придут владеющие тремя языками учителя начальных классов. Решив не останавливаться на достигнутом, университет открыл и магистерские программы.

«Быть первопроходцем — дело нелегкое. Мы шли опытным путем, не все сразу получалось, была проделана большая подготовительная работа. Но сегодня, когда из стен вуза выйдут первые полиязычные специалисты, уже с приглашением на работу, становится понятно — решение руководства оказалось дальновидным, стратегически верным», — рассказывает руководитель научно-методической службы КГУ имени Ш. Уалиханова Сауле Искендирова. С первыми трудностями здесь столкнулись при наборе в экспериментальные группы: приходилось переубеждать и молодых людей, и их родителей, которым обучение в полиязычных группах казалось малоэффективным, организовывать дополнительные языковые курсы для поступивших, не испугало и то, что поначалу ребята могли пройти полноценную педагогическую практику только в специализированных школах. «Каждый вуз — участник «пилота» самостоятельно строил образовательную программу. По действующим правилам набор осуществлялся в русские и казахские группы, в которых предметы преподавались на английском и другом языке. К примеру, в группе с государственным языком обучения 50 процентов дисциплин преподается на основном языке обучения — казахском, по 25 процентов — на русском и английском. Аналогичная схема и у групп с русским языком обучения. Конечно, оно ведется с учетом подготовленности студентов. Уровень знания английского у первокурсников, как правило, недостаточен для усваивания знаний, поэтому обучение в большей степени идет на основном языке группы, а на третьем и четвертом курсе значительная часть предметов преподается на английском языке», — продолжает Сауле Искендирова.

По результатам специализированной аккредитации все полиязычные образовательные программы университета аккредитованы на пять лет. Эксперты высоко оценили уровень проведения занятий. К слову, в расписании студентов-полиязычников есть «Профессиональный иностранный язык», который ведут как преподаватели-языковеды, так и специалисты-предметники с соответствующей подготовкой. Повышение квалификации в ведущих зарубежных вузах по программам «Болашақ», «Erasmus Mundus» и другим прошли более 50 преподавателей университета, в том числе по естественно-математическому направлению. Молодой преподаватель КГУ имени Ш. Уалиханова Берик Атаев после восьмимесячной стажировки в лондонском Brunei University ведет занятия на английском языке у будущих педагогов-математиков. «Моя первая задача — научить студентов тому словарному запасу, который пригодится им в профессиональной деятельности, конкретно для школьного курса математики», — говорит он.

Сейчас, когда трехъязычное образование повсеместно набирает обороты, а в организациях среднего образования активно внедряется с текущего года, встает вопрос об обеспечении их квалифицированными кадрами. В университете уверены: полиязычные выпускники без работы не останутся. По словам преподавателей, гарантированное трудоустройство — один из важных факторов результативного высшего образования. «Мотивация в студенческой среде действительно растет. Радует то, что многие студенты из обычных групп, оценивая шансы занятости в будущем, изъявляют желание стать полиязычными педагогами. Не секрет, что нынешние выпускники школ нечасто выбирают профессию учителя, поэтому трехъязычные программы обучения — серьезный аргумент в профориентационной работе», — считает Темирхан Жаркинбеков.

Побывав на нескольких занятиях, мы поинтересовались мнением самих юношей и девушек. Прибывшие в университет из южного региона страны по программе «Серпін» Маржан Макулбек и Зияда Абдумажитова готовятся стать учителями химии. Они признаются, что изучать дисциплины на русском, а потом на английском сложновато, проще, конечно, получать базовые знания по специальности на родном языке. «Здесь мы сразу изучаем и химию, и языки. Знание языков — это модно, престижно, огромный плюс при устройстве на работу», — поделились они. Математик Маргарита Михайленко выбор специальности объясняет так: «Окончив «Назарбаев интеллектуальную школу» в Кокшетау, решила, что буду учителем именно в НИШе, где требуется обязательное владение английским языком. Надеюсь, что буду соответствовать стандартам современного педагога».
Аэлита TAEBA.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

046-4-2

ОПЫТ РАБОТЫ

Шаг за шагом в сторону от недуга

В 2015 году победителем областного конкурса «Дефектолог года» стала специалист кабинета психологопедагогической коррекции Ерейментауского района Дарига Ахмет. Это личная победа профессионала с двадцатилетним опытом работы и одновременно достижение всего коллектива.

Работа с детьми случайных людей не приемлет. Особенно с теми, кто нуждается в особой поддержке и заботе.

— Начинала работать — плакала каждый день, — вспоминает первые месяцы работы в кабинете коррекции дефектолог Надежда Мироненко. — Позже поняла, чтобы помочь нашим детям, надо не слезы проливать, а найти подход к каждому, наладить контакт, составить индивидуальный план занятий и идти с ребенком шаг за шагом, не ожидая быстрого результата.

Надежда Борисовна рассказывает о девочке, которой в пять лет поставили диагноз, для людей непосвященных звучащий, как приговор — «умственная отсталость». Для любящих родителей, для специалистов кабинета коррекции этот диагноз, как и любой другой, — только основание для долгой, кропотливой, работы. Сегодня подросшая девочка умеет читать и писать, общается со сверстниками…

046-4-3

Такие примеры может привести каждый из педагогов этого коллектива. Но есть и факты тревожные. Об одном из них рассказывает дефектолог-логопед Татьяна Вельке. Приехала она по своим личным делам в один из сельских населенных пунктов района. Случайно увидела мальчика с врожденным анатомическим дефектом артикуляционного аппарата. Мальчик обследован, заключение выездной психолого — медико — педагогической комиссии у родителей есть. Своевременное оперативное вмешательство и коррек-ционная помощь специалистов, по мнению Татьяны Вельке, помогли бы ребенку не отстать в развитии от сверстников. Сейчас, к сожалению, ситуация иная: «Родители ссылаются на отсутствие денег для лечения, специалиста-дефектолога в селе, конечно, нет. Ребенок почти не говорит, замкнут, со сверстниками не общается, по мере взросления проблемы будут усугубляться…».

Заведующая кабинетом Айгуль Хасенова с болью говорит о том, что возможностью получить квалифицированную коррекционную помощь обладают не все нуждающиеся в ней ребята в равной мере.

В Ерейментауском районе детей с ограниченными возможностями в возрасте до семи лет — 230 (среди них 89 инвалидов). Услугами специалистов пользуются, главным образом, дети, живущие в городе.

В 2015 году со значительными улучшениями завершили цикл занятий более 50 человек. Семеро педагогов с базовым образованием в специально оборудованных кабинетах, великолепной сенсорной комнате, на игровой площадке готовы работать с гораздо большим количеством ребятишек.

— Конечно, приезжают родители с детьми даже из дальних сел, мы их консультируем, но это так нерегулярно, эпизодически, — говорит о волнующей проблеме Айгуль Тасбулатовна. — К тому же в в связи с внедрением инклюзивного образования в системе психолого-педагогической коррекции произошли некоторые изменения.

Если до 2013 года в специализированном кабинете услуги получали дети и подростки с ограниченными возможностями в возрасте до 18 лет, то теперь — только до семи. Со школьниками должны заниматься дефектологи-логопеды учебных заведений.

— Мы проводим консультации, семинары со школьными педагогами, приглашаем к нам на практические занятия, — говорит заведующая кабинетом. — Но необходимо длительное, целенаправленное обучение.

Причем систематически надо работать и с родителями особенных ребятишек. На языке профессионалов это называется семейно-центрированным подходом. Все занятия специалисты проводят вместе с родителями, они участвуют во всех мероприятиях. Предусмотрены и отдельные занятия с родителями.

Айгуль Хасенова работает дефектологом более 20 лет.

Я вижу, как изменяются родители наших бывших и нынешних подопечных. Они стали намного грамотнее, информированнее, детям уделяют гораздо больше времени и внимания, — делится она своими наблюдениями. — Очень важно, что сегодня родители перестают стесняться особенностей своих детей.

У 34-летней Алены К., с которой мы познакомились в классе лечебной физкультуры, трое детей. Двое — вполне здоровы, а вот у младшего мальчика — сложная форма заболевания, которое в обиходе называется «врожденная косолапость».

— Как вы понимаете, мама я опытная, но без помощи профессионалов, работающих здесь, было бы гораздо сложнее, — о специалистах кабинета у Алены только самые лестные отзывы. — Сын начал брать в руки мелкие игрушки, зажимает в пальчиках карандаш. Мы выполняем все рекомендации.

—   У меня уникальный ребенок. Просто он живет в своем мире, не хочет с нами общаться, — говорит мама крупного, красивого, ухоженного семилетнего мальчика-аутиста. Детей с таким диагнозом в Ерейментауском районе сегодня трое.

Два эти примера — как напоминание всем: проблемы со здоровьем могут возникнуть у детей в любой семье. Ни в коем случае нельзя отчаиваться, сдаваться. Надо стараться помочь ребенку справиться с недугом. Постепенно. Шаг за шагом. Помогут в этом специалисты. Такие, что работают в кабинете психолого-педагогической коррекции Ерейментауского района.
Нина МИТЧИНОВА.
Ерейментауский район.

СРЕДИ СТУДЕНТОВ

Олимпиада нужных знаний

В конце минувшей недели в строительнотехническом колледже 1 г.Кокшетау было особенно многолюдно.Здесь проходила областная олимпиада по общеобразовательным предметам среди студентов первыхвторых курсов организаций технического и профессионального образования.

В течение двух дней более 180 юношей и девушек из 35 колледжей региона демонстрировали свои знания по казахскому и английскому языкам, информатике, физике, истории Казахстана. Олимпиада состояла из двух туров, во время которых участникам предстояло выполнить тестовые задания, составить диалог, написать эссе на историческую тему.

Результаты интеллектуальных соревнований оценивало компетентное жюри, определившее трех лучших учащихся по каждому из предметов.

Проводимая один раз в три года областным управлением образования и его учебно-методическим кабинетом, олимпиада была направлена на повышение статуса общеобразовательных предметов в организациях ТиПО. Юноши и девушки, получающие средне-специальное образование, рабочие профессии, продемонстрировали прочные знания, упорство и целеустремленность.

Отметим, что больше всего призовых мест завоевали студенты Высших колледжей Щучинска и Кокшетау, продемонстрировавшие глубокие знания по общеобразовательным предметам.
Вера МИХАЙЛОВА.

КОНКУРС ПЕДАГОГОВ

Призвание и признание

В колледже экологии и лесного хозяйства г. Щучинска прошел традиционный конкурс «Үлағаты ұстаз — 2016» («Лучший преподаватель года».) Это не просто конкурс, этофорум, объединяющий передовой опыт, в какойто степени определяющий перспективы отечественной педагогики.

Конкурс, в котором приняли участие преподаватели различных дисциплин, имеющие непрерывный педагогический стаж работы не менее пяти лет, состоял из трех этапов: открытый урок, выставка и научные достижения педагога, самопрезентация.

Каждый из участников постарался приложить максимум усилий, чтобы продемонстрировать свои знания, достижения и мастерство. Кстати, оценить представленный педагогический опыт конкурсантов можно было, заглянув на их личную страницу в соцсети или на сайт колледжа. Впрочем, каждый из преподавателей достойно выступил на конкурсе, порадовав компетентное жюри.

Их старания были отмечены в различных номинациях. Так, преподаватель Кира Антонюк одержала победу в номинации «Педагог-новатор», Асемгуль Буратаева  — «Самый интеллектуальный педагог», Каинар Шакимов — «Самый целеустремленный педагог», Евгений Монченко — «Самый креативный педагог».

А призовые места распределились следующим образом: третье место присуждено преподавателю физкультуры Анатолию Нарушевичу, второе — преподавателю специальных дисциплин Марату Сейдахметову, первое место — преподавателю русского языка и литературы Назгуль Балтабековой. Гран-при конкурса досталось преподавателю математики и физики Назым Бектасовой.

Все победители и участники состязания были награждены подарками, отмечены дипломами и грамотами.

Конкурс показал, чтобы быть хорошим педагогом, необходимо иметь большой багаж знаний не только по своему предмету. Педагог должен быть компетентным во многих областях: политике, искусстве, науке и технике, моде и музыке.
Марат СЕЙДАХМЕТОВ,
заведующий механикостроительным отделением колледжа экологии и лесного хозяйства.
г. Щучинск.

ТЕОРИЯ + ПРАКТИКА

Кто поедет на чемпионат?

Пятнадцать студентов колледжей, обучающихся по самым разным специальностям, будут аккредитованы от учреждений образования нашей области для участия в Национальном чемпионате «WorldSkillsKazakhstan-2016».

Об этом стало известно в ходе круглого стола, прошедшего на площадке региональной палаты предпринимателей с участием представителей управления образования, учреждений ТиПО, их социальных партнеров — ведущих предприятий-производителей региона.

046-4-4

Как известно, «WorldSkills-Kazakhstan-2016» состоится летом этого года, конкурс призван объединить систему образования и бизнеса для построения диалоговой площадки по подготовке кадров. Его цель — привлечение общественного внимания к рабочим профессиям, создание условий для развития высоких профессиональных стандартов.

За «круглым столом» обсудили вопросы организационной подготовки участников чемпионата, оказания содействия в предоставлении производственного оборудования на предприятиях для закрепления практических навыков перед масштабным мероприятием.

По инициативе заместителя директора РПП Айжан Тажмиевой договор о соцпартнерстве намерены заключить швейный салон «Веста-Бурабай» и педагогический колледж города Щучинска. Его студентка Наталья Рогожкина, специализирующая на дизайне одежды — потенциальная участница «WorldSkills Kazakhstan-2016». Швейное предприятие вплоть до начала конкурса возьмет на себя обязательства обучить будущего дизайнера профессиональным навыкам.

К слову, список компетенций акмолинских участников широк: поварское, парикмахерское дело, строительные, электромонтажные работы, системное администрирование, ресторанный бизнес, мехатроника и другое.

Куан АДИЛЕТОВ,
по материалам прессслужбы ПП Акмолинской области.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также