15 апреля — День влюбленных: Вначале была любовь, Молодым недостает романтики?

046-6-1Вначале была любовь
Еще восемь лет назад казахстанский писатель Герольд Бельгер предлагал переименовать День святого Валентина, найти ему достойную замену с национальными корнями. Гер-ага, как уважительно называли его в народе, говорил: «В истории нашей страны немало имен, которые могли бы украсить День всех влюбленных: Қозы-Көрпеш и Баян-сулу, Қыз Жібек и Төлеген, Ақан-сері и Актокты, Мариам и Дударай…». Есть у них последователи и среди наших современников. Но обо всем по порядку.

«Нива», машина высокой проходимости, незаменима в весеннюю распутицу. Она, под управлением опытного водителя Ивана Гайли, уверенно мчала нас по разжиженному грейдеру. Глядя на серый пейзаж за окном, аким Коммунарского сельского округа Мейрам Самуратов произнес:

— Через месяц степь зацветет и будет неописуемо красива!

Сбавив скорость и указывая на небо, лирическому настроению начальника вторил Иван, причем, на казахском языке:

— Смотрите, птичий клин раздваивается на спуске. Это лебеди садятся на наши озера Ащыколь и Тущыколь.

Заметив мое удивление, спутники рассказали, что Иван Александрович — коренной коргалжынец, и что история его союза с казахской девушкой Бакытжамал напоминает историю героев легендарной песни «Дударай».

046-6-2…Шекспировские страсти кипели в этой местности в начале XX века. 16-летняя дочь русских переселенцев Мария полюбила казахского юношу Дуйсена, которого за кудрявые волосы прозвали Дударом. Родственники категорически запрещали им видеться друг с другом и усиленно подыскивали им пару, которую считали подходящей. Одна мысль, что невестой станет иноверка, приводила в ужас семью джигита. Не желали видеть Дуйсена своим зятем и родители девушки. Они ждали со дня на день сватов из соседнего села. Из глубин израненного девичьего сердца тогда и родилась песня, ставшая народной. Есть там строки, что она лучше по-кончитссобой, чем выйдет замуж за нелюбимого! Услышав ее песню-плач, Дуйсен увел свою Мариям в степь. Беглецы прятались в камышах, мужественно переносили голод и холод. К счастью, сердца родителей были не каменными. Непокорных отпрысков простили. Их вернули домой и сыграли свадьбу. И все же у этой любовной истории трагический конец. Еще не завершился медовый месяц, как Дуйсена призвали в царскую армию. Не прослужив и года, он заболел чахоткой и умер. Так Мария осталась вдовой в 18 лет. Прошло немало времени, прежде чем она, смирившись с утратой, вышла замуж за другого и родила ему четверых детей. Кстати, он тоже был казахом. Без памяти влюбленный в Марию супруг с пониманием относился к тому, что в ее сердце так и не угасла любовь к Дуйсену.

Любопытно, что все дети Рекиных заключали браки с казахами. Интернациональные семьи в крае стали традиционными…

— Мы с Бакытжамал, как два русла одной реки, — делится сокровенным Иван Гайли. — Она родом из села Майшукур, что на берегу Ащыколя — соленого озера. А я из села Кумколь, расположенного на побережье Тущыколя — пресноводного. Сейчас расстояние между населенными пунктами порядка 7 км. А впервые встретились мы в декабре 1992 года.

— Это сейчас легко об этом говорить, — с улыбкой дополняет мужа Бакытжамал Даулетбековна. — А тогда время было трудное. Я, 17-летняя девчушка, работала секретаршей-делопроизводителем у директора совхоза. Иван — водителем на «ГАЗ-53». Он покорил мое сердце своей поэтичностью. Пел не только «Дударай», но и песни Акана серэ и Биржана сал. И детей учит пословицам, поговоркам. Свекор мой Александр Гайли, как рассказывают старшие, был чрезвычайно талантливым человеком. Его, немца, в округе уважительно звали баршинским казахом (по названию родного села, что в Карагандинской области).

Через год мы с Иваном поженились. Нашему счастью никто не перечил. Но годы становления страны — 90-е — и были для нас испытанием. Все выдержали и, наверное, потому что любим друг друга и детей своих. Мы и сейчас говорим: «Кризис кризисом, но главное — чтобы его в душе не было».

У первоклассного водителя с 25-летним стажем Ивана Александровича и заместителя директора Майшукурской средней школы по воспитательной работе Бакытжамал Даулетбековны трое детей. У Руслана, Зарины и Рамира не меньше почетных грамот, чем у родителей. Они получены за призовые места на творческих и литературных конкурсах, в том числе и «Ақмола жұлдыздары». А недавно в семью пришло благодарственное письмо от командира части, где проходит срочную службу рядовой Руслан Иванович Александров. Полковник К. Ушбаев пишет: «Вы вправе гордиться своим сыном — одним из лучших наших воинов, отличником боевой и физической подготовки!».

046-6-3

О песне «Дударай». В 1920 году собиратель казахского фольклора, музыкант-этнограф Александр Затаевич записал больше десяти вариантов этой песни. Она легла в основу одноименной оперы Евгения Брусиловского, впервые прозвучавшей в 1953 году в КГАТОБ им. Абая в Алма-Ате. Еще тремя годами раньше писатель Халижан Бекхожин посвятил истории любви Марии и Дуйсена поэму «Мариям Жагоркызы».

Мария Егоровна Рекина — личность, конечно же, неординарная. Она, будучи дочерью переселенца, прекрасно владела казахским языком, хорошо играла на домбре и пела. А в зрелые годы удостоилась звания заслуженного деятеля искусств республики. Тем не менее, что касается авторства песни «Дударай», то многие писатели и композиторы отдают предпочтение другу ее возлюбленного Дуйсена -акыну Улебаю Анетулы.

— Но разве это так важно? — задается вопросом Бакытжамал Даулетбековна. — Не будь самой нашей Мариям и не назови она своего Дуйсена Дудараем, не было бы и песни.

Права наша героиня. Ведь, действительно, вначале была любовь! Что может быть выше ее? С Днем всех влюбленных, дорогие друзья!
Марат НУРСЕИТОВ.
Коргалжынский район.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

СОЦОПРОС

Молодым недостает романтики?

С 2011 года в Казахстане 15 апреля отмечается День влюбленных. Проведение данного праздника, посвященного легендарным Козы Корпешу и Баян Сулу, инициировано молодежными организациями страны. Каждый год этот день, в память о их великой любви, стараются отмечать насыщенно, с учетом казахской культуры, обычаев и менталитета.

В рамках подготовки к празднику молодежный ресурсный центр области провел социологический опрос об отношении молодежи к этой дате и вопросам воспитания юношей и девушек в рамках национальной культуры.

046-6-4

Опрос проводился посредством анкетирования в социальных сетях со свободным доступом всех интересующихся вопросами нравственного воспитания молодого поколения.

Результаты социологического опроса участников из всех регионов области показали, что среди трехсот опрошенных 29% юношей и 71 % девушек. В возрастном плане среди опрошенных доминируют представители юного возраста — от 16 до 20 лет (54%) и от 20 до 22 лет (21 %). Молодежь в возрасте от 22 до 25 и от 25 до 29 лет представлена поровну (12,5%). Национальный состав практически отобразила общеказахстанскую национальную палитру: казахи — 53%, русские — 31%, другие национальности — 16%.

Следующие вопросы анкеты касались знания респондентами романтических героев художественной литературы и эпоса. Так, знание любовной трагедии Козы Корпеша и Баян Сулу подтвердили 81 % опрошенных, 10% ответили отрицательно, 2% затруднились ответить и 6% выразили желание более глубоко узнать эту историю любви. Из предложенных десяти романтических пар из литературы и эпоса тройка наиболее популярных распределилась следующим образом: первое место — Козы Корпеш и Баян Сулу (72%), второе — Толеген и Кыз Жибек (37%), третье (по 8%) — Лейла и Меджнун, Тахир и Зухра, что, естественно, обусловлено знаниями как школьной программы и культуры казахского народа, так и наличием среди опрашиваемых представителей различных народов.

Недостаток романтики в молодежной среде признали 83% анкетируемых, 10% считают, что с романтикой все хорошо, 7% не задумывались над этим вопросом. 89% опрошенных считают, что романтические произведения необходимы для воспитания, 7% имеют противоположное мнение и 4% — не определившиеся.

По мнению респондентов, ответственность за воспитание высоких чувств у молодежи в первую очередь несут родители — 42%, общество — 19%, школа — 4%, государство — 2% и 33% считают, что все вышеуказанное.

Необходимость усиления пропаганды отечественной культуры с национальным колоритом в противовес чуждым ценностям отметили 69% опрошенных, 19% выступили за сохранение нынешнего положения в культуре, 12% не имеют точки зрения по данному вопросу. Здесь интересно мнение 88% респондентов, считающих, что в СМИ стало много насилия и пошлости, против 6%, считающих ситуацию удовлетворительной, и 6%, не знающих ответа на этот вопрос. 72,5% анкетируемых считают, что ранние и добрачные половые связи, внебрачные аборты — это результат нехватки воспитания, 19% не видят такой взаимосвязи, у остальных 8,5% ответа нет. 68% респондентов высказались за необходимость ограничения для детей и молодежи доступа к информации определенного рода против 18%, отрицающих разумную цензуру. 14% только задумались об этой стороне информационной политики. При определении эффективных мер в надлежащем воспитании молодежи участники опроса, выбирая по 3 ответа, сформировали следующую очередность: 79% — родительское воспитание, 47% — внедрение цензуры, 29% — введение специальных уроков в старших классах, 27% — работа психологов с детьми из группы риска, 20% — усиление соответствующего законодательства.

Ответы на последние вопросы в очередной раз подтверждают устоявшееся в обществе мнение о необходимости усиления персонального родительского воспитания вкупе с обществом через пропаганду культурных и моральных ценностей, на основе классических примеров литературы и истории. Этот вывод наиболее четко подчеркивает ответ на последний вопрос анкетирования, где за исключением 10% отрицающих и неуверенных, 90% опрошенных твердо убеждены, что правильное воспитание детей — это основа прочности их семей в будущем. Все это вселяет уверенность в наличии прочных моральных ценностей и правильных ориентиров у большинства молодежи нашей области, что является залогом развития и процветания каждого гражданина и всего казахстанского общества в целом.

Нурлан БАЙТЕНОВ.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также