Профтехобразование — ключ к конкурентоспособности

Шаг 77. «Подготовка квалифицированных кадров в десяти ведущих колледжах и десяти вузах для шести ключевых отраслей экономики с последующим распространением опыта в других учебных заведениях страны».

В число десяти базовых колледжей вошел Высший колледж г. Кокшетау. Главная задача учебного заведения — подготовка высококвалифицированных специалистов-инженеров, владеющих несколькими рабочими квалификациями, что способствует повышению престижа и привлекательности получения профессионально-технического образования у молодежи.

041-1-5С 2011 года здесь изменена программа обучения по четырем специальностям, в пилотном режиме внедряются интегрированные образовательные программы прикладного бакалавриата с присвоением квалификации «Младший инженер» и одновременным получением от двух до четырех рабочих компетенций. Такой подход обеспечивает качественно новый, эффективный уровень подготовки учащихся и позволяет быть более востребованными на рынке труда. Кроме того, это отличная возможность получить ориентированное на практику образование, которое сегодня предлагают ТиПО, и хорошую академическую базу за счет введения в структуру образовательной программы дисциплин ГОСО бакалавриата.

Следуя веянию времени, внедрена дуальная система образования. Практические навыки будущие специалисты отрабатывают на производстве, где знакомятся с инновационными подходами и методами. В учебно-производственных мастерских учащиеся работают за станками, а начиная со второго курса производственное обучение и профессиональная практика студентов Высшего колледжа осуществляется в ситуациях, приближенных к реальной трудовой сфере на выпуске готовой продукции и непосредственно на рабочем месте. Огромный плюс действующего «пилота», прежде всего, в том, что он позволяет гибко реагировать на запросы работодателей, так как в соответствии с классификатором занятий предлагает осуществлять подготовку кадров с учетом специализации. Добавлю, что содержание программы практики на базе предприятия формируется вместе с работодателем. По каждому виду деятельности разработан профессиональный модуль. Каждая практика подкрепляет освоение профессионального модуля оценкой уровня профессиональной подготовленности.

Кроме того, с прошлого года в Высшем колледже адаптируются современные образовательные программы с учетом международных требований. Ведется подготовка 50 студентов на базе 11-ти классов по квалификациям «Техник-механик» и «Техник-программист», на основе модульных учебных программ по специальностям «Информационные системы» и «Механообработка, КИП и автоматика в промышленности».

Сегодня в этих специалистах нуждаются крупные предприятия нашей области — участники госпрограммы индустриально-инновационного развития: АО «Европейская подшипниковая корпорация «Степногорск», ТОО «Масальский ГОК», ТОО «Казахстанская Агро Инновационная Корпорация», ТОО «KAZHYDRO» и другие.

Запуск учебно-производственного центра на базе высокотехнологичного оборудования фирмы «HaasAutomation» (США), обрабатывающие центры ЧПУ и 13 симуляторов с программным обеспечением стал одной из стратегических точек в практикоориентированном обучении, инновационным прорывом в подготовке кадров специальности «Технология машиностроения». Преподаватели колледжа и мастера производственного обучения, наставники от предприятий-партнеров прошли семинар-тренинг международных тренеров по теме: «Эксплуатация, программирование, обслуживание станков HAAS ST-10, HAAS VF-1» по программам Keller CNC и Esprit. Так, на базе учебно-производственного центра прошли стажировку работники АО «Тыныс», преподаватели спецдисциплин и мастера производственного обучения индустриально-технического колледжа № 1 г. Атбасара, индустриально-технического колледжа №2 г. Степногорска.

Ориентация на новые цели образования — компетенции — требует не только изменения содержания изучаемых дисциплин, методов и форм организации образовательного процесса, но и признания исключительной роли мастера производственного обучения, формирующего профессиональные навыки и умения по подготовке первой рабочей квалификации, которые дают возможность совершенствоваться в течение жизни. Изменилась и роль преподавателя, который сопровождает, содействует, консультирует, по сути становится тьютором в образовательном процессе. Благоприятная инновационная среда, апробация передовых педагогических методов в колледже не могут не сказываться на качестве образования выпускника, успехах подготовки человека труда, привлекательности и имидже этого учебного заведения.

Тесное сотрудничество Высшего колледжа с предприятиями-работодателями позволяет не только определять базы для прохождения практики, но и заключать план-заказ целевой подготовки специалистов для предприятий, имеющих потребность в техкадрах. Уже заключены 945 заявок с предприятиями региона. Меняются подходы Высшего колледжа к партнерству с конкретным работодателем, который знает, какое оборудование у него установлено на производстве сейчас, какое технологическое перевооружение предполагается в перспективе двух-трех лет, какие специалисты ему будут нужны для работы на машинах. Конечно, работодатели должны подтвердить свою заинтересованность не только словом, но и делом, и, в первую очередь, это касается хорошей организации практики на производстве и последующего трудоустройства.

Таким образом, формируется идеальная модель конкурентоспособной личности будущего специалиста. Занятия по шести экспериментальным программам составляют 70 процентов учебного времени, что позволяет сформировать у учащихся полную готовность к профессиональной деятельности, серьезную мотивацию для работы на производстве. Конечно, для успешного прохождения практики большое значение имеет кейс учебно-профессиональной деятельности по формированию компетенций будущего специалиста, который включает образовательную траекторию студента с ведением единого дневника, отчетной документации, прививает ответственность, навык выполнения индивидуальных заданий, способность объективно оценивать свою работу, достигать результата и адаптироваться к меняющимся условиям трудовой деятельности. К слову, учащиеся Высшего колледжа успешно используют полученные знания и практический опыт в экспериментальной и проектной деятельности в работе над дипломным проектом.

Предприятиям, вступившим во второй этап ГПИИН нужны профессионалы, отлично знающие электронику, имеющие дело со сложными компьютерными технологиями. Высший колледж предоставляет эту возможность на должном уровне. Показатель трудоустройства выпускников Высшего колледжа достаточно высок: из 570 выпускников 2015 года на предприятиях работают 494 или 98,8 процента. В нынешнем году обучение завершат 445 будущих специалистов, предварительно трудоустроены 323 из них. Педагогический коллектив колледжа по праву гордится своими выпускниками, многие из них благополучно построили свою трудовую карьеру. Например, главный инженер ТОО «Кокшетау жолдары» Руслан Аболенский, начальник участка по строительству и ремонту искусственных сооружений Болат Калин и начальник технического отдела Дмитрий Голубовский этого же товарищества, директор ТОО «Кокшетау Автодор» Виталий Люлевич, заместитель директора Высшего колледжа Василий Гапеев, главный технолог ТОО «ENKI» Сергей Синицкий и многие другие.

Балым ИЗБАСАРОВА,
руководитель областного управления образования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также