Слово в науке сказать могут…

Олимпиада

В Кокшетау продолжается республиканская олимпиада школьников по предметам естественно-математического цикла (математика, физика, химия, биология, география, информатика).

Задания с заковыркой

В интеллектуальном состязании, напомним, участвуют 726 школьников из разных регионов страны, нашу область представляют 47 ребят. Программа олимпиады, как отмечают организаторы, - сложная и насыщенная. Как рассказала «АП» директор учебно-методического центра облуправления образования Гульнар Кушпаева, 15 марта состоялся первый тур олимпиады — по всем ее предметам. Вчера, 16 марта, -второй, ребята выполняли задания по информатике (с 9 по 11 классы) и лабораторные - по химии (9 и 11 классы). Сегодня второй тур продолжится: по основным предметам (математика, физика, биология — с 9 по 11 -й), химии (10 класс), а также третий тур по географии — полевые занятия на территории города. На пятницу запланированы работа по информатике и координация (разбор заданий, апелляция). «Программа олимпиады, по словам детей, очень интересная, опережающая развитие, требования достаточно жесткие. По отдельным предметам задания международного уровня», - отметила Гульнар Буркутбайкызы.

Параллельно юные интеллектуалы, разделившись на группы, побывали в ЩБКЗ, посетили местные театры. Культурно-познавательная программа продолжится в эти дни. Ребята также признались: они в восторге от концертной программы на открытии олимпиады.

Мозг заводит

034-1-5Торжественное мероприятие, напомним, предваряла выставка научных проектов акмолинских школьников. Ее «гвоздем», на наш взгляд, стала авторская работа «Биоэлектрическое управление» учащегося СШ № 19 г.Кокшетау Александра Данилова. Одиннадцатиклассник, создавший прибор, управляемый сигналами мозга, занял второе место в Международном конкурсе исследовательских проектов по математике и механике им. О.Жолдасбекова в г.Алматы.

«Мой проект демонстрирует биоэлектрические потенциалы, которые возникают в мозге, - рассказал Александр. - Машина подключается к руке с помощью четырех токосъемников. Далее, когда человек хочет сжать мышцу, поступает сигнал из мозга, а оттуда - на исполнительный механизм и включает автомобиль. Только мышца расслабляется — он останавливается».

Применение изобретения, по мнению автора, может быть широким: в медицине (например, при протезировании), авиации (для управления самолетами), или просто в быту — для включения каких-либо приборов.

034-1-6

В физико-математическом кружке Александр занимается с 5-го класса под руководством педагога Виктора Гайдаренко. «Работать над проектом начал еще в конце 9-го класса, с перерывом на каникулы. Первоначальная задумка гораздо проще, был другой исполнительный механизм - простая схема из гирлянд. В процессе работы захотелось создать нечто более серьезное, что-то было взято из книг и доработано. Подобные изобретения развиты в Японии. Конечно же, хочу выразить благодарность своему руководителю, который дал хорошую базу знаний», - говорит он.

К слову, на занятиях в физико-математическом кружке учащимися собраны музыкальный звонок по микросхеме (Артур Видершпан, 11 «б» класс); измерительные приборы, к примеру, генератор высоко- и низкочастотных волн помогает проверить работоспособность различных приборов (Нурлан Кыдыржанов, 8 «г»). Модели собраны по готовым схемам. А ученик 11 «б» класса этой же школы Бахтияр Кабашев разработал научный проект «Схема включения люминисцентных ламп». «Бахтияр описал проблему утилизации вышедших из строя люминисцентных ламп и возможность их дальнейшего использования. Парень собрал схему, которая позволяет запускать далее в работу негодные лампы. То есть сгоревшие лампы продолжают службу. Они потребляют энергию точно также, просто схема включения переработана и изменена. По экономическим подсчетам экономия в результате «второй жизни» люминисцентных ламп за пять лет составит более 1 млн тенге», - пояснил Виктор Гайдаренко.

«Висячие» сады Вячеславки

А в Вячеславской средней школе Аршалынского района, известной своими инновациями, девятиклассник Канат Айдос реализует уникальный проект «Висячие сады», используя гидропонную систему — выращивания в водном растворе, обогащенном питательными веществами, без использования почвы. Состав раствора соответствует составу земли. Этот метод позволяет садоводу культивировать растения более эффективно, с меньшими затратами труда и времени.

В настоящее время проект на стадии разработки. Как отмечает научный руководитель, мастер производственного обучения Вячеславской СШ Сергей Риммер (второй - Наталья Иващенко), «Висячие сады» - не первый проект Каната, до этого он работал над выращиванием гидропоника в условиях подвального помещения с использованием светодиодного освещения и капельного орошения. «Висячие сады» - его, можно сказать, продолжение, так что скоро школу украсит роскошное зеленое ноу-хау.

«Здесь посажен хлорофитум, - говорит Канат, - для каждого растения требуется разный раствор. Мы собираемся его установить в нашем классе. Растение будет очищать воздух. Увлекающиеся фэн-шуй люди утверждают, что хлорофитум не только борется с недостатком кислорода, но и уничтожает негативную энергию в доме. Преимущества метода в том, что растения не будут болеть почвенными болезнями, страдать от передозировки или нехватки удобрений. Это сегодня очень актуально, особенно для регионов Казахстана с засушливым климатом, где есть проблемы с почвой и нехваткой воды».

Фактически любое растение может вырасти с помощью метода гидропоника - идеальный способ для выращивания плодоносящих растений - томатов, огурцов, перца. Салаты, зелень, лечебные и пряные травы тоже очень хорошо чувствуют себя в питательном растворе. Сергей Риммер отмечает: в школе уже давно внедрили этот метод.

Еще один проект Вячеславской школы - «Выращивание овощных и цветочных культур в подземной теплице», его автор - Анель Абдулла. «Нужно было изучить световой режим выращивания в подвальных помещениях различных культур, а также распространить и обобщить этот опыт нашим ученикам и их родителям. Преимущества моего проекта в том, что он круглогодичный, урожай можно получить в любое время года. Например, мы уже в шестой раз собираем огурцы, срок созревания - 40 дней. Выращиваем овощи и зелень без солнца, обрабатывая почву калифорнийскими червями, их нам подарил Андрей Стрелец из Зерендинского района. Итак, обрабатываем землю, получается биогумус, который смешивают с землей в соотношении 1:3. То есть 1 кг биогумуса смешивают с 3 кг почвы. Так, мы в школе едим круглый год свежие овощи, своим опытом мы поделились и с родителями. Думаю, они нам благодарны», - с гордостью заключила Анель.

Роботы для работы

Стенд, посвященный «ЭКСПО-2017», работающий автономно, подготовили учащиеся строительно-технического колледжа № 1 г.Кокшетау во главе с мастером производственного обучения Жабаем Абуталиповым. На нем показано применение светодиодов, энергии ветра, датчика движения, который удобно использовать в подъездах, любых «проходных» местах.

«Датчик «засекает» движение: зашел человек в подъезд — свет загорелся, поднялся на этаж — выключился. Экономия электричества — колоссальная, стоимость - в пределах 6 тыс. тенге», - поясняет учащийся первого курса по специальности «Мастер по обслуживанию и ремонту телекоммуникационного оборудования» Эдуард Генш.

034-2-1

Эдуард вместе с другими «первашами», охваченными исследовательским энтузиазмом, создавал макет робота под руководством мастера электротехники Алтын Бабиной. «Нас вдохновил проект третьекурсников. Они использовали фотоэлемент, моторчики и платы; мы сделали свой — из более доступных материалов. Суть простыми словами: робот, работающий на фотоэлементе, получает световой сигнал, который отражается от белого фона и не отражается от черного. Это позволяет роботу маневрировать по черной полосе, т. е. по заданной траектории. Идея как нельзя кстати на производстве, где машины-роботы перевозят по разметке грузы на территории завода. Использование робототехники позволяет сэкономить — например, на зарплате сотрудникам (расходы - только на содержание и работу машины).

Каждый из проектов — интересный, творческий, наукоемкий. В нем приметы современности — наука с опережением, инновационные технологии, энергия будущего, поддержка бизнеса. К примеру, одиннадцатиклассники Жаксынской СШ №2 Жаслан Серикбаев и Мирас Кожеков создали из газеты макет дуального производства — пекарня и кондитерский завод. А станция юных техников Аршалынского района представила свои изделия - скоростные радиоуправляемые модели судов и самолетов, рыболовные боты, патрульные катера, спортивные планеры и др.

Торжественное закрытие интеллектуального марафона, напомним, состоится 19 марта. Но уже сейчас можно с уверенностью сказать: олимпиада стала для города событием огромной важности. В ее проведении задействованы весь аппарат управления образования, правоохранительной сферы, медицины, культуры и др. Умных и талантливых школьников страны встречают, как самых дорогих гостей. Успехов и везения!

Асель АУТАЛИПОВА.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

GD Star Rating
loading...
GD Star Rating
loading...

!!! Все комментарии проходят предварительную модерацию администратором сайта. Комментарии, содержащие ненормативную лексику или оскорбительные выражения, редактируются или не публикуются, по усмотрению модератора. !!!

Добавить комментарий

Другие статьи по этой теме

Образование: Продолжить на научной основе, Старт для карьеры... Продолжить на научной основе О том, как создать благоприятные условия для получения рабочих специальностей молодежи с ограниченными возможностями, ...
Себя показали, других посмотрели Вернулись с победой В Национальном детском образовательно-оздоровительном центре «Зубренок», что находится в Белоруссии, прошел Международный фестива...
Путь к успеху «С дипломом - в село» О том, что станет учителем, Елик Токен знала еще в детстве, поскольку в душу запали слова отца, который часто повторял: «Роль ж...
Образование: Дипломы будущим специалистам, Растут счастливым... Дипломы будущим специалистам Два дня в Катаркольском сельскохозяйственном колледже Бурабайского района царила торжественная и напряженная атмосфера. ...
Здесь учат любить страну «Это сложное явление - патриотизм, - рассказывает президент «Жұлдыза» Елена Дмитриенко. - Некоторые воспринимают его, как подготовку юношей к службе в...