За человечность скажем друг другу спасибо

Мы — казахстанцы

028-3-3«Когда меня спрашивают, почему я живу в Казахстане, говорю как есть — мне здесь хорошо, здесь мои друзья, соседи, моя «железка», на которой всю жизнь проработала, я благодарна людям, которые рядом. Где еще встретишь такое отношение к себе, когда соседи в гости ходят друг к другу и могут поделиться последним, когда ты сам приходишь на помощь. А у нас в стране именно так живут и мне другого не надо…».

Когда тебе под 80, такие признания идут от сердца. Вот и Валентина Петровна Дмитренко произнесла их на одном дыхании, когда мы заговорили на эту тему. Чувствовалось, тему давно «вынашивала» в себе, обсуждала с родней и одноклассниками из Украины, которые звали к себе, с сыновьями, агитировавшими переехать к ним в Томск. Отвечала всем одно: «Моя родина — здесь…».

С этой удивительной женщиной я познакомилась случайно — вместе возвращались с концерта.

— Война украла у меня детство, горше горького жить было в оккупации, — делилась она со мной воспоминаниями, — у нас фашисты даже в доме жили. Хорошо помню тех, кто забирал и мучил в гестапо мою маму, как только узнали из чьего-то доноса, что до войны она была секретарем горсовета. Мы чудом сбежали в лес, скрывались вместе с другими, рыли «копанки» и прятались там. Когда фронт к нам приблизился, фашисты вообще озверели, их бригады факельщиков при отходе поджигали дома, и вместо села оставалось пепелище. И как же все были благодарны освободителям, много тогда их полегло, разных национальностей…

А потом вместе восстанавливали Днепрогэс. Подростком пошла работать на металлургический завод. Штамповщик вытяжных прессов, за смену она должна была пропустить две тонны железа, надо было успеть сделать 15 ходов в минуту, вручную успеть отштамповать заготовку, выдернуть и поставить новую, чтобы холостых ходов не было. Если не успеешь — без пальцев останешься, что тоже случалось. То тяжелое время научило не бояться никакой работы. Когда старшего брата по окончании Днепропетровского техникума направили в Казахстан, поехала следом. Никого ведь родных больше не оставалось у девчонки, а теперь, считает, что все было к лучшему.

— Приезжала на Украину, но скучала по казахстанским местам. Так и осталась, вся трудовая жизнь прошла на железной дороге: диспетчером, бригадиром, на разъездах и в городе. Мы работали очень дружно, до сих пор звонят, поздравляют с праздниками, а соседи, вообще, как родня. Сейчас вот Сандугаш, тоже пенсионерка, с четвертого этажа звонит, зовет к чаю, говорит, вместе веселее и уже стол накрыла. В доме по улице МПС я живу более полувека, в нашем подъезде полный интернационал: русские, татары, ингуши, казахи, немцы, украинцы. Мы привыкли общаться, так сразу сложилось, а с годами стали еще дружнее, с детворой соседской оставалась, когда взрослые уходили, выручала всегда, речь их стала понимать. Перепись была, а меня дома не было, так сосед мой, Чингиз, заполнил вместо меня анкету и на вопрос «Каким языком владеет?» — так и написал: русским, украинским и казахским со словарем.

Как оказалось, соседом этим был собкорр газеты «Казахстанская правда» Чингиз Ташенов, мне он потом еще и добавил: «Жаль, что в переписи нет такой графы — человек хороший — это про Валентину Петровну, а к языкам, которыми она владеет, я бы добавил язык доброты. Добрейшей души человек, всем поделится, поможет, а дети как ее любят! В доме нашем в основном жили железнодорожники и в свой профессиональный праздник они на улицу выносили столы, стулья, еду — кто, что мог, садились все вместе за одним дастарханом, как одна семья…».

Сама же она о взаимоотношениях людей говорит просто: «Как ты к людям, так и они… Казахи, это вообще особые люди. Раньше ведь как, пассажиры из поезда только выходили и у нас, железнодорожников, спрашивали: где тут живут казахи? Все знали: если казах живет, есть старики, то гостя в этом доме приветят, чаем угостят. И мы учились, глядя на них, так и стали одним народом: что-то мы у них берем, что-то они у нас. На торжестве любом они со стола тебе гостинец дают, теперь это уже и мы делаем. Внук вот у соседки родился, так уже знаем — до 40 дней не положено ребенка видеть, а после идем поздравлять. Она приходит, я тоже пеку угощения, а побудет — с собой сдобу даю, обычаи переплелись. Одно скажу: нам нужно брать пример уважения старших. Казахи и в этом плане молодцы, идешь с сумками, всегда подойдут, помогут донести, и в автобусе место уступят. Сосед напротив, Сайран, только увидит, что иду с пакетом — уже бежит навстречу.

В День благодарности я бы отдельное спасибо сказала нашему Президенту Нурсултану Назарбаеву за то, что не делит нас по национальному признаку. Мы все — казахстанцы. У нас должны быть единые цели и единые способы в их достижении. Среди которых главный — труд.

…Часа два мы сидели у нее дома, пили чай с ее вкусной сдобой, приготовленной тут же, а книг у нее сколько интересных, стеллажи до потолка, и ноутбук не переставал ее кликать — то с одного конца света по скайпу ее вызывали, то с другого. Улыбается: «Как компьютер освоила, засиживаюсь допоздна — столько друзей на связи, сколько интересного в мире! Мы воспитывались так, чтобы больше знать, читать. Не знать классиков, популярного поэта, композитора — было стыдно, зато теперь мне звонят днепропетровские одноклассницы, когда кроссворды разгадывают. Хожу на концерты, слежу за новыми гастролями, это еще мне мама привила, хоть два рубля останется, мы и на них на концерт пойдем, своих детей тоже так воспитывала — без книжки никуда. Уже лет двадцать зимой и летом обливаюсь — два ведра в руки и — вперед, на улицу, зато живу без лекарств. Зарядка после сна, велотренажер — подарок сыновей, чтобы здоровее была. Лес очень люблю, до сих пор с детворой соберемся и на свежий воздух, все красивые места наши объездила, особенно люблю поляну Абылай-хана в Бурабае — такая энергетика, действительно, святое место… Кому Турция для отдыха нужна, а мне — берег речки, палатка, костерок. Сколько потом впечатлений, фотографий! Люблю природу, дома на балконе птиц кормлю каждое утро, и они меня знают, только дверь открою — уже синичка сигнал подает, и все слетаются, как-то даже сокол здесь с ними «завтракал».

Что ценю в людях? Доброту. Сама по первому зову могу все бросить и пойти. И мама такая была. И казахстанцы наши такие, добрых людей у нас больше, чем где-либо, оттого и жить светлее, радостнее, дружнее, от того и уезжать никуда не хочу. За человечность нашу сегодня все и скажем друг другу спасибо…». Александра МЯКОТА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также