Дуальное обучение. Плюсы очевидны

Кадры нового времени

Идеальная модель отношений в тандеме — социальный партнер и колледж — представляется преподавателям так: потенциальные работодатели — частые гости учебного заведения либо его официального сайта, они знакомятся со студентами, спрашивают и получают исчерпывающие ответы на все свои вопросы и запросы, касающиеся рабочих кадров.. . Но это в идеале. А пока колледжи постоянно приглашают соцпартнеров на диалог, который, как было отмечено, становится традиционным, надеясь при этом, что число последних будет неуклонно расти. В минувший вторник в строительно-техническом колледже №1 г. Кокшетау состоялся круглый стол «Дуальное обучение как гарант подготовки конкурентоспособных специалистов».

На самом деле у колледжа, который с 2015 года является экспериментальной площадкой по внедрению дуальной системы обучения, около 90 социальных партнеров по области, с 18 работают на постоянной основе. На нынешнюю встречу, посвященную теме сферы обслуживания, поскольку дуальным обучением охвачены пока студенты первого курса по специальности «Организация питания», были приглашены 35 потенциальных работодателей. Правда, откликнулись и приняли участие в важном разговоре лишь 11 руководителей и представителей городских кафе и ресторанов. Сегодня колледж в рамках дуального обучения сотрудничает (совместно с Региональной палатой предпринимателей подписаны меморандумы) с тремя городскими предприятиями питания   — ТОО: «Той   Дастархан», «Комплекс SAMRUK», ИП «Ленев». И одна из целей круглого стола состояла как раз в том, чтобы рассказать другим приглашенным о системе, подразумевающей неразрывное сочетание теории и практики. Но все же главный посыл встречи и тем, кто обучает будущих специалистов, и тем, кто, возможно, завтра будет принимать их на работу: нужно понять и в полной мере ощутить общую ответственность за качественную подготовку рабочих кадров. Как отметил директор колледжа Алпыспай Омаров, государство дает им возможность обучать молодежь бесплатно, но и производственники должны помочь тем, что будут приглашать детей на практику. «Где, как не на рабочем месте, — подчеркнул он, — ребята смогут основательно закрепить теоретические знания. Именно поэтому часть нагрузки по подготовке квалифицированных кадров необходимо взять на себя бизнес-структурам, которые постоянно развивают производство, обновляют технологии, оборудование в отличие от ограниченного в средствах учебного заведения. Поэтому на такое рабочее место, отвечающее современным требованиям, и должен отправляться практиковаться учащийся».

024-2-3

Для того, чтобы возможный работодатель успел узнать, оценить деловые качества было предложено закреплять несколько студентов за одними и теми же предприятиями с первого по третий курсы. А уж за три года, когда молодой человек, к примеру, четыре дня в неделю будет учиться, а два — постигать азы профессии на рабочем месте, узнать, какой он специалист и человек, труда не составит. Более того, у администрации предприятия, приложившего, что называется, руку к его становлению, отпадает необходимость искать трудовые ресурсы с пресловутой пометкой в объявлении «с опытом работы».

Еще одно хорошее предложение от колледжа социальным партнерам, прозвучавшее на встрече — участвовать в разработке его учебных программ, а также в конкурсах профмастерства. К слову, учебному заведению есть чем в этом плане похвалиться. К примеру, его выпускник Василий Щербак, дошедший до республиканского этапа конкурса профессионального мастерства «WorldSkills Kazakhstan», вошел в топ сильнейших поваров республики, заняв пятое место. По итогам чемпионата парня приглашали на работу в рестораны Астаны и Алматы. Но он решил повышать уровень своего мастерства в одном из российских вузов.

Что касается трудоустройства, являющегося одной из главных задач любого ТиПО, то его процент в колледже от общего числа выпускников за три года, к примеру, по специальности «Организация питания» составляет от 69, 9% до 82,6%.

С преимуществами дуального обучения согласились и социальные партнеры. Для одних полученная информация была нова и ее еще нужно «переварить», другие, посланные руководителями вместо себя, разумеется, помалкивали. А вот директор кафе «Сармат» Гульмира Кусаин, которая, кстати, давно дружит с колледжем, да так, что практически весь персонал ее заведения — его выпускники, уверена, что будущее за этой системой обучения, максимально приближенной к запросам производства. Она отметила, что всегда готова продолжать сотрудничество с учебным заведением.

Согласна с коллегой и.о. директора ресторана «Аристократ» Бахытгуль Бекенова. По ее мнению, любой руководитель должен быть заинтересован в достойном практическом обучении своего работника. Именно этим и привлекательна эта система.

Впрочем, высказывали предприниматели и опасения. Директор суши-бара «Киото» Тимур Млалимов поделился, что порой на производстве возникает такая ситуация: приглашают специалиста, вкладывают немалые средства в его обучение, а он может просто уволиться или, набравшись опыта, открыть собственное дело. Поэтому, по его мнению, во избежание таких случаев со студентами-практикантами, которые в будущем могут влиться в коллектив предприятия, нужно подумать о том, как юридически исключить подобные вещи (в течение установленного времени).

В свою очередь сотрудники колледжа отмечали, что порой проблематично бывает донести вводимые МОН РК новшества, касающиеся подготовки кадров до некоторых социальных партнеров. В заключение было предложено создать при колледже совет социальных партнеров, как и банк данных предпринимателей, но самое главное, расширить сотрудничество с работодателями с целью прохождения студентами профессиональной практики в рамках дуального обучения и дальнейшего их трудоустройства.

Раушан УТЕУЛИНА.

Фото с сайта колледжа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также