Полиязычие как веление времени

100-1Образование один из важнейших ресурсов страны, обеспечивающий ее конкурентоспособность и экономический рост. В Плане нации «100 конкретных шагов» Главы государства предусмотрены меры, направленные на обновление его содержания: поэтапное внедрение 12-летнего обучения, обновление школьных стандартов для развития функциональной грамотности, внедрение новой модели полиязычия в старшей школе и вузах, другие.

Президент поставил высокие задачи перед отечественным образованием. Оно должно стать конкурентоспособным, таким, чтобы выпускники школ могли легко обучаться и в отечественных вузах, и зарубежных. Напомним, что Глава государства, выступая на XXII сессии Ассамблеи народа Казахстана, поручил МОН РК разработать «Дорожную карту развития трехъязычия». «Нашему государству нужна одна общая модель. В школах с такой моделью культуру и историю Казахстана, язык и литературу должны изучать на казахском, предметы естествознания — на английском. Русский язык должны изучать как школьный предмет. Сохранение и развитие национальной культуры и языка не должны препятствовать нам в получении информации в мире. К примеру, постепенно старшие классы школ должны переходить на обучение на английском языке. Сфера высшего образования постепенно полностью должна перейти на английский. Основная цель политики трехъязычия в этом. Я думаю о будущем наших потомков», — сказал тогда Елбасы.

023-1-3

Число молодых людей, владеющих со школьной скамьи несколькими языками, растет. И это неудивительно, уже с детского сада они узнают культуру народов, изучают казахский, русский и основы английского языка, продолжая повышать знания в школе. К примеру, в нашей области с 2004 года в четырех школах (ШГ№1 г.Щучинска, СШ №5 г.Атбасара, СШ №3 г.Кокшетау, ШГ №6 г.Степногорска) начался эксперимент по раннему изучению английского языка. Тогда же пилотное внедрение полиязычного обучения начато в СШ №3 и СШ №19 г.Кокшетау. Правда, через два года проект в СШ №19 был свернут из-за отсутствия кадров. Реализуется в настоящее время полиязычное обучение в ШГ №3 им. М. Габдуллина г.Кокшетау, областной специализированной школе-интернате №1 для одаренных детей «Казахско-турецкий лицей». Программа обучения в последнем предусматривает преподавание на английском языке пяти предметов с седьмого класса (алгебра, информатика, химия, биология, физика).

По мнению учителя английского языка Жаксынской СШ №2 Людмилы Рябокон, у многоязычного образования много положительных сторон. К примеру, студенты технических вузов смогут проходить практику за рубежом. «Не секрет, что сегодня для многих это невозможно из-за недостаточного знания иностранного языка, — делится педагог. — Главная задача введения ряда предметов на английском языке -это овладение иностранным языком на высоком уровне, а это не так просто, как кажется. Для перехода к обучению на английском языке в старших классах необходимо соблюдение кадровых, материально-технических и учебно-методических условий. Учителя должны не только знать свой предмет (биологию, химию и т.д.), но и безупречно владеть иностранным языком, на котором будут преподавать, создавая тем самым языковую среду. Такой подход эффективен при обучении подготовленных и развитых учащихся, а для этого необходимо внедрение языковой системы на начальной ступени, что и делается у нас сегодня. Например, уже третий год мы изучаем английский язык с первого класса. Поэтому могу утверждать, что подготовка к переходу на английский язык в старших классах уже началась и к 10, 11 классам эти дети смогут рассказать о строении человека или решать задачи по физике на английском языке».

По словам кандидата педагогических наук, доцента, завкафедрой иностранного языка и переводческого дела КУАМ Натальи Жумагуловой, в развитии иноязычного образования в нашей стране за последние 25 лет произошли значительные изменения. Значимым событием стало подписание Болонской декларации в 2010 году. «Отрадно, что большинство школьников осознают необходимость знания английского языка для будущей профессии, повышения качества своей жизни. У них есть внутренняя мотивация, их не надо убеждать в этом, — считает она. — Безусловно, преподавание некоторых предметов на английском языке в старшей школе и вузе позволит обеспечить подготовку образованных людей, высококвалифицированных специалистов. Английский язык, как язык обучения, зарекомендовал себя в Назарбаев Университете, КИМЭПе. Сегодня, действительно, наступило время перехода к преподаванию ряда дисциплин в старшей школе и вузе на английском языке. Да, это будет нелегко, но это — требование времени, залог устойчивого социально-экономического и духовного развития нашего государства, прогресса науки, совершенствования высоких технологий   в нашем государстве.

Самое главное, для реализации этого проекта необходимы преподаватели, владеющие английским языком и преподаваемой дисциплиной, а также учебники для старшей школы и вуза на английском языке».

Пока у педагогов больше вопросов, чем ответов. Может быть, ответом на многие из них станет разработанная МОН РК «Дорожная карта развития трехъязычного образования на 2015-2020 годы», предполагающая внедрение трехъязычного обучения на всех уровнях. В рамках программы сегодня ведется подготовительная работа. А первыми шагами является создание в этом году летней языковой школы для учащихся 5-11 классов, где вожатыми будут трудиться студенты отделений английского языка вузов и колледжей. К этой работе приступили и общественные организации. По словам президента ОО СДОО «Жулдыз» Елены Дмитриенко, они в своей школе вожатых подготовят к лету около 100 активных ребят, владеющих тремя языками из педколледжей им. Ж. Мусина г. Кокшетау и Щучинского. «Наша задача, — говорит Елена Александровна, — чтобы дети начали общаться на казахском, русском, английском языках. А грамматику они будут изучать в школе».

Раушан УТЕУЛИНА.

Коллаж Валентины ЯШКИНОЙ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также