Школьная олимпиада. Большая разница среди районов

007-8-1Разбор полетов
Нынешние зимние каникулы 345 акмолинских старшеклассников посвятили интеллектуальным баталиям на площадках областного этапа олимпиады по общеобразовательным предметам, которая проходила в Кокшетау.
— Ежегодно Президент страны Нурсултан Назарбаев в своих Посланиях народу Казахстана особо отмечает роль образования и качества знаний, необходимые в конкурентоспособном мире. В связи с этим выявление и развитие детской одаренности стало одним из приоритетных направлений образовательной политики Республики Казахстан, — сказала в своем выступлении на закрытии олимпиады руководитель облуправления образования Балым Избасарова. И, назвав ее участников «…лучшим интеллектуальным потенциалом нашего региона», пожелала им новых олимпийских вершин.

В этот день в торжественной обстановке дипломами трех степеней, медалями и ценными призами были награждены 143 старшеклассника, еще 25-ти участникам вручены грамоты. Среди 26-ти победителей (дипломы I степени) больше половины — ученики областной специализированной школы-интерната для одаренных детей № 1 «Казахско-турецкий лицей» г. Кокшетау. Всего же на счету умников из этой учебной организации 38 призеров (как все последние годы — лучший результат в области и самый высокий процент эффективности — 88,4). Надо сказать и о том, что среди этих подающих большие надежды юношей есть успешно выполнявшие задания олимпиады на класс выше. Как,   например,   девятиклассник Абай Алият, на отлично справившийся с заданием по биологии по программе десятого класса, а также получившие дипломы второй степени Арлан Ельжанов и ¥лан Тулеухан, третьей степени — Анвар Наков и Елхан Молдабеков. Кроме этого призовые места в олимпиаде также заняли девятиклассницы ОСШ И ОД № 2 г. Астаны Аида Абильдаева и Диляра Джолдасова, выполнившие задания за 10-й класс. Второй год подряд занимает первое место по основам правоведения ученица 11 -го класса средней школы № 19 г. Кокшетау Айнур Рустемова. В прошлом году на республиканской олимпиаде в Атырау она заняла третье место. Стать призером пожелали одиннадцатикласснице и в предстоящих на этот раз в г. Петропавловске состязаниях.

Для обеспечения компетентного подхода к проверке и независимой оценки конкурсных работ школьников жюри олимпиады традиционно состояло из лучших преподавателей КГУ им. Ш. Уалиханова. Они отметили возросший по сравнению с предыдущими годами уровень сложности заданий по географии, химии, биологии, математике. Высокий уровень теоретических знаний показа-пи участники олимпиады по казахскому языку и литературе, основам государства и права, химии, географии, немецкому языку. Повышается качество знаний по английскому языку у учащихся одиннадцатых классов.

А вот юные физики похвалиться успехами в основном не могут — с заданиями экспериментального тура участники олимпиады в большинстве не справились. Еще более низкие результаты показали участники олимпиады по предмету информатика. Задания были предложены для всех классов (9-11) одинакового содержания. Члены жюри отметили, что они были вполне решаемы даже для учащихся девятых классов. Однако кроме конкурсантов из Казахско-турецкого лицея, продемонстрировавших средний уровень знаний по информатике, остальные с задачами практически не справились.

— Если в случае с экспериментальным туром по физике, — комментирует руководитель отдела дошкольного и общего среднего образования облуправления образования Ботагоз Дюсенова, — главной причиной мы считаем недостаточную материально-техническую базу сельских школ, то результаты по информатике, прежде всего, следствие уровня подготовки учителей этого предмета, их недостаточной работы по изучению раздела «Программирование». Будем тщательно анализировать итоги олимпиады, намечать меры по устранению выявленных недочетов.

Разбор «полетов» и последующие действия действительно необходимы. В олимпиаде этого года приняли участие все 17 районов и два города области — одаренных учеников и хороших учителей в регионе немало. Но по полученным результатам разница среди регионов очень большая. А ведь результаты таких интеллектуальных соревнований отображают как общий уровень подготовки старшеклассников, качество их обучения, так и выбор подрастающим поколением приоритетных для себя предметов. Кстати, в этом году участников по предметам гуманитарного цикла было всего на 11 больше, чем естественно-математического. Стране необходимо большое количество «технарей» и выбор молодежи радует.

Пожалуй, главный критерий результативности для регионов-участников олимпиады -процент эффективности, т. е. количество занятых школьниками призовых мест по отношению к числу участников. Как мы уже говорили, самой сильной стала команда Казахско-турецкого лицея (из 43 участников 39 призеров), а также областные специализированные школы-интернаты № 3 и № 4, команды г. Кокшетау и Бурабайского района. Достаточно успешно выступили учащиеся школ Жаксынского, Атбасарского, Зерендинского, Булан-дынского и Коргалжынского районов. И после этого аргументы о сельской местности и отдаленности от прогресса цивилизации для таких районов, как Аккольский, Аршалынский, Астраханский, Есильский, Сандыктауский, где нет ни одного призера, и коэффициент эффективности равен 0, а количество участников не превышает десяти, несостоятельны.

Школьные олимпиады и конкурсы учат юношей и девушек умению мобилизовать силы, проявлять упорство, выдерживать длительное умственное напряжение. В целом, это средства реализации и демонстрации достигнутых возможностей, фундамент успешного будущего. И хочется, чтобы их результативность с каждым годом росла. Резервы для этого имеются.

Валентина ТЕПЛЯКОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также