О справедливости и гражданских правах

007-4-1Послание Президента: Рост. Реформы. Развитие

Сегодня в нашей гостинойруководитель, председатель совета по этике департамента Министерства по делам государственной службы РК по Акмолинской области Куаныш Жапаков.

Мы пригласили к разговору о 12-м шаге Плана нации — «Внедрение новых этических правил. Разработка нового Этического кодекса госслужбы. Введение должности уполномоченного по вопросам этики» — именно его по нескольким причинам. Куаныш Асылбекович — один из разработчиков Этического кодекса, участник пилотного проекта по введению должности уполномоченного по вопросам этики. Как председатель совета по этике, лучше многих иных знает, кто, как часто и почему нарушает предписанные государственным служащим правила.

Куаныш Асылбекович, к 30 годам Вы успешно работали водном из лучших вузов страныКазахском гуманитарноюридическом университете. Преподавательская, руководящая административная работа, научная, политическая деятельностьИ вдругпереход на государственную службу. Что сподвигло?

— Последние годы в своем родном вузе я работал руководителем аппарата, беседовал с каждым поступающим на работу и увольняющимся. Хорошо помню как полушутя-полусерьезно сказал одной девушке, решившей уйти на госслужбу: «Хочешь работать в два раза больше, а получать в два раза меньше, чем здесь?». И несколько лет спустя она задала мне этот же вопрос, встретив уже в качестве государственного служащего.

Опасаюсь, что ответ прозвучит несколько пафосно, но говорю искренне. К 32 годам пришло понимание того, что многому научился, в рамках одного вуза, даже такого крупного и престижного, мне уже тесно. Способен на большее. Будучи директором колледжа, деканом, руководителем аппарата вуза, естественно, часто и много общался с государственными служащими. Далеко не всегда плодотворно. Очень хотелось юридические знания, управленческие навыки применить в сфере государственной службы. Все, чему научился, освоил, оказалось востребованным.

В Плане нации «100 конкретных шагов» предусмотрена возможность привлечения на госслужбу специалистов из других сфер. Это — свежий, незашорен-ный взгляд и социальный лифт, позволяющий сделать карьеру достойным претендентам, которые уже состоялись, допустим, в бизнесе, в науке…Так что прийти на госслужбу никогда не поздно. Но принимать такие решения нужно обдуманно, хорошо взвесив свои возможности, осознав, какую ответственность добровольно взваливаешь на свои плечи.

Чем вызвана необходимость принятия нового Этического кодекса госслужащих РК, чем он отличается от предшествующего? Каким санкциям подвергнется человек, нарушающий его нормы?

— Новый кодекс востребован временем, за время действия прежнего в сфере государственной службы произошли серьезные изменения, приняты новые законы. Основная причина: без неукоснительного следования ужесточенным требованиям нового кодекса невозможно реализовать назревшую институциональную реформу — сформировать профессиональный государственный аппарат.

В новом этическом кодексе многие положения конкретизированы, появились нормы, регламентирующие поведение госслужащих с коллегами и в быту. Нарушение кодекса влечет за собой санкции — замечания, выговор, строгий выговор, вывод о неполном служебном соответствии и увольнение. Одним общественным порицанием не обойтись. Строгость санкции, конечно, зависит от того, какая именно норма нарушена. Одно дело, если госслужащий не соблюдает принятый дресс-код, другое — если он предоставляет недостоверную информацию. В каждом случае решение о наказании принимает руководитель ведомства. Опасность субъективизма, конечно, при этом существует, но разработчики кодекса в данном случае исходили из того, что не стоит исходить из вотума недоверия к руководителю, ограничивать его права и полномочия.

В этическом кодексе несколько раз употребляется термин «справедливость». В частности: «Государственные служащие обязаны: обеспечивать законность и справедливость принимаемых ими решений». Где критерии справедливости, как отличить справедливое от несправедливого?

— Даже при том, что единого критерия справедливости в истории человечества не существует, стремление к ней было и остается основой основ. Убежден, коррупция страшна даже не хищением немалых государственных средств, а тем, что она посягает на справедливость. Утрата веры в нее подрывает согласие между людьми, доверие между ними, порождает правовой, нравственный нигилизм… Считаю, что самым надежным показателем стремления к справедливости на государственном уровне является создание равенства возможностей для всех казахстанцев. Независимо от того, в какой семье они родились, каким социальным статусом обладают их родители, от того, в каком регионе они проживают… Каждая из жизненно важных реформ, к реализации которых мы приступили, нацелена именно на это. Об этом Президент страны говорит и в своем Послании «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие».

В одном из разделов кодекса речь идет о том, что госслужащие обязаны «незамедлительно доводить до сведения руководства и уполномоченного по этике о ставших им известными случаях нарушений норм служебной этики и дисциплинарных проступках, дискредитирующих государственную службу». Как избежать того, что ктото попытается эту норму использовать в личных, корыстных целях? Как нивелировать эту опасность?

— Такие опасения возникают сегодня у многих. И это свидетельство того, что наш уровень правосознания оставляет желать лучшего. Мы до сих пор живем стереотипами — нельзя «стучать», «доносить». Большинство коррупционных преступлений происходят именно с молчаливого согласия людей в них не участвующих, но знающих о них. Одним из ожидаемых результатов данной нормы как раз и должна быть ломка этих ложных и вредных представлений.

Обязанность госслужащего — довести известную ему информацию. Ответственность за ее объективное рассмотрение лежит уже на уполномоченных государственных органах. Существуют правила проведения служебных расследований. Если информация не подтвердилась, тем более, если окажется, что она была ложной преднамеренно, то вольный или невольный дезинформатор будет нести ответственность согласно другой норме кодекса — «государственный служащий не должен распространять сведения, не соответствующие действительности». Так что уже в самом кодексе есть определенная система сдержек и противовесов.

Почему возникла необходимость введения в систему государственной службы нового институтауполномоченных по этике. Есть ли аналоги этой должности в зарубежных странах?

— Советники по этике есть в лучших международных практиках, странах с самыми низкими показателями коррупции. Надо иметь в виду, что уполномоченный по этике — это не новая штатная единица. Наиболее авторитетный, уважаемый членами коллектива коллега будет выполнять эти функции, как принято говорить, «на общественных началах». Его главная задача—консультировать, советовать, предостерегать. В принципе, в любом коллективе всегда есть неформальный лидер, люди к нему обращаются. Теперь мы это просто формализовали.

Согласно новому этическому кодексу госслужащий обязан «не допускать в отношении руководства проявлений личной преданности». А если человек искренне предан? Почему он не может проявить это? Не является ли это нарушением его прав?

— Преданность — качество хорошее. Я остаюсь преданным КазГЮУ — вузу, в который я пришел первокурсником в 1996 г., ушел через 17 лет, состоявшись как специалист и руководитель. Но иначе, как хорошей работой свою преданность никогда выразить не пытался. Иных способов не должно и не может быть.

Если человек глубоко уважает своего руководителя, искренне хочет сделать ему приятное, с хвалебными словами и подарками придется подождать до той поры, пока выйдешь из его подчинения, не начнешь работать в другой сфере. Государственный служащий не вправе позволить себе некоторые поступки, которые возможны для других.

Это касается, в частности, и запрета «открыто демонстрировать свои религиозные убеждения в коллективе…». На принцип свободы вероисповедания он отнюдь не посягает. Ключевое слово в этом пункте — «открыто».

Да, государственная служба накладывает определенные ограничения в гражданских правах на людей, избравших этот жизненный путь. Но мы идем на это добровольно, осознанно. Служение народу и государству того стоит.

Беседовала Нина МИТЧИНОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также