Не просто односельчане, а местное сообщество

План нации — путь к казахстанской мечте

Когда в ноябре 2012 года Указом Президента была утверждена Концепция развития местного самоуправления в Республике Казахстан, вопросов у нас людей, живущих и работающих в сельских округах, возникло очень много. Каков механизм реализации? Какими конкретными полномочиями будет обладать местное сообщество? И, наверное, самый сложный среди них источники финансирования? Но ни тогда, ни сейчас не возникало вопроса зачем и для чего это нужно.

— Развитие системы местного самоуправления является одним из непременных условий экономического процветания, социального благополучия и формирования гражданского общества, — эти и другие положения Концепции очень точно отражают то, что мы ощущаем, ежедневно сталкиваясь с проблемами, решать которые можно и нужно силами самих жителей населенного пункта, не уповая на помощь государства.

007-4-2Сегодня мы видим, насколько целесообразным и оправданным является именно поэтапное наделение органов местного самоуправления дополнительными полномочиями. В своей статье «План нации — Путь к казахстанской мечте» Глава государства останавливается на каждом из трех этапов, которые, по его мнению, являются «закономерным продолжением реформы — формирование подотчетного государства».

Постепенность, введение нового по мере готовности к нему, нужны везде, тем более в важной и сложной сфере местного государственного управления и самоуправления. У нас есть время подготовиться к «деятельности осуществляемой населением непосредственно, а также через маслихаты и другие органы местного самоуправления, направленной на самостоятельное решение вопросов местного значения под свою ответственность». Такое определение местного самоуправления дается в законе. И ключевое слово в нем «под свою ответственность».

Думается, что не только жители нашего сельского округа, когда происходят какие-то неблагоприятные события, возникают проблемы, очень часто начинают, прежде всего, обвинять государство, местные исполнительные органы, кого угодно в некомпетентности, инертности, бюрократизме… Но только не себя. Не хотят люди, а скорее всего пока не умеют преодолевать проблемы самостоятельно, отвечать за состояние дел на своей улице, в своем селе. Конечно, это сложно. Гораздо легче наблюдать со стороны, обвинять, осуждать. Но умеем же мы защищать свои права, когда речь идет о семье, о нашем личном подворье! Если проблема касается лично нас, то вот здесь мы действуем, выступаем, защищаем, добиваемся.

Убеждена, что одна из важных проблем, которую необходимо решить для того, чтобы местное самоуправление развивалось так, как это задумано в Плане нации «100 конкретных шагов», -научиться мыслить об общественном, как о своем личном. Конечно, это происходит не в один день и час и не на лекциях и семинарах, а в совместной деятельности,   которая дает конкретные результаты.

Первые шаги к местному самоуправлению в нашем Зареченском сельском округе, как и по всей стране, сделаны в августе 2013 года, когда были проведены выборы акимов сельских округов, кандидатуры которых согласовывались с жителями. Сегодня избранные акимы наделены полномочиями местного государственного управления и функциями самоуправления.

В 2014 году после утверждения Правил проведения прошли сходы жителей сельского округа по улицам, избраны представители на сход и собрание местного сообщества. Уже с первого января вступивший в силу Закон РК «Об общественных советах» наделяет 12 человек, избранных в собрание, правом выполнять функции Общественного совета в сельских территориях. Это очень важно и ответственно уже потому, что решения общественных советов обязательны для рассмотрения местными органами власти.

007-4-3

Специалисты нашего акимата провели анонимное анкетирование жителей для того, чтобы выяснить их представление о местном самоуправлении, степени удовлетворенности работой местного исполнительного органа власти. Когда на сходе обсуждали, какие работы в селе нужно провести в первую очередь, то учитывали и результаты опроса. На собрании местного сообщества был утвержден план доходов и расходов, но в «общей кассе» оказалось всего 100 тыс. тенге добровольных пожертвований. Дорогостоящую рекламу в нашем селе никто не размещал, штрафы, денежные поступления от которых тоже могли пойти в бюджет местного сообщества, налагать не пришлось — нарушителям порядка было достаточно предупреждения. Такчтоэти небольшие деньги решили использовать на изготовление концертных костюмов для нашего сельского Дома культуры.

Активность населения растет. Люди, избранные в состав представителей местного сообщества, мы называем их уличным комитетом, стали чаще обращаться в акимат сельского округа с разными вопросами. Это и вывоз стихийных свалок, проблемы с водопроводом, вопросы социальной защиты населения, трудоустройство, пастьба скота и многое другое.

Благодаря высокой социальной ответственности руководителей нашего «градообразующего» предприятия — ТОО «Заречный» — многие вопросы решаются буквально на месте, другие берутся на постоянный контроль. Но ведь стихийных свалок можно было и не допустить! Люди начинают делать замечания нерадивым хозяевам, призывать их к совести.

В последнее время на сельских сходах мест всем желающим участвовать в них в зале не хватает. Люди уже не только указывают на проблемы, но и рассуждают о том, в чем их причина, вносят свои предложения по их устранению. Активизировалась работа совета ветеранов, женсовета, совета по делам молодежи.

Хорошей подготовительной школой самоуправления стал сельский потребительский кооператив «Заречное», членами которого стали 216 жителей. Опыт совместного решения вопросов пастьбы и породного преобразования скота с личных подворий сельчане теперь применяют и для решения других вопросов.

С появлением предусмотренного нынешним этапом развития местного самоуправления собственного контрольного счета наличности, на котором будут аккумулироваться трансферты из районного бюджета, состоящие из поступлений по 6 видам налогов, конечно, прибавится не только стимулов, но и работы. В нашем случае, чтобы повысить доходы местного сообщества, целесообразно было бы передать под наше управление здание сельского Дома культуры. Работаем над этим.

Надежным источником общего бюджета должны стать налоги, уплачиваемые индивидуальными предпринимателями. Значит, нужно прилагать усилия для того, чтобы люди использовали возможности, льготы, предоставляемые государством. И даже не налоги при этом главное, а занятость, рабочие места, настроения людей. Их заинтересованность в том, чтобы дети оставались в родном селе, продолжали родительское дело, в том, чтобы вокруг был порядок.

Наш Зареченский сельский округ имеет все возможности не быть дотационным, а полностью обеспечивать себя средствами, тем более, что налоговый потенциал местного самоуправления значительно усилен: теперь мы имеем право дополнительно взимать еще два налога — на транспорт и земельный налоге юридических лиц.

Буквально на днях Президентом страны внесены изменения в Указ о некоторых вопросах проведения выборов сельских и районных акимов. Теперь вопрос об освобождении от должности акима может быть инициирован собранием местного сообщества. Внесенное изменение — еще одно подтверждение тому, что План нации планомерно реализуется, законодательная база местного самоуправления создается. Дело — за нами. И оно движется. Люди все больше убеждаются в том, что лучше, эффективнее, дешевле решать вопросы нашего местного сообщества самому местному сообществу.

Наталья МИЛЮК,
аким Зареченского сельского округа.

Есильский район.

007-4-4

One Comment

  • А может акимы не нужны?…достаточно местного сообщества, ну и грамотного юриста? Кстати кто и как избирается в местное сообщество? Каковы на деле их полномочия. Механизм взаимодействий, утверждения решений, планы и проч..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также