Пользуйтесь землей рачительно

Акцент

История РГП «НПЦзем» в его нынешнем виде начинается в теперь уже далекие шестидесятые годы прошлого века, когда во исполнение распоряжения Совета Министров Казахской ССР от 5 ноября 1969 года, приказом Министерства сельского хозяйства Казахской ССР от 24 ноября 1969 года и приказом проектного института Целингипрозем от 1 декабря 1969 года Кокчетавская землеустроительная экспедиция была преобразована в Кокчетавский филиал проектного института «Целингипрозем». В 1997 году на базе производственного подразделения Кокшетауского филиала создано Кокшетауское дочернее государственное предприятие «КокшетауНПЦзем».

В 1999 году в связи с изменением административно-территориального устройства областей Республики Казахстан было создано дочернее государственное предприятие — Государственный научно-производственный центр земельных ресурсов и землеустройства «Акмолагипрозем». В январе 2001 года предприятие было переименовано в дочернее государственное предприятие республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения ГосНПЦзем «Акмолинский государственный институт по землеустройству».

В 2012 году, в связи с вступлением в действие Закона РК «О государственном имуществе», ДГП РГП ГосНПЦзем «Акмолинский государственный институт по землеустройству» как юридическое лицо было ликвидировано и образован Акмолинский филиал республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения «Научно-производственный центр земельного кадастра» Агентства Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами. Впоследствии, в связи с проводимыми в стране реформами по оптимизации структуры государственного управления, предприятие перешло в систему управления Комитета по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами Министерства национальной экономики Республики Казахстан.

В соответствии с Законом РК «О государственном имуществе» Акмолинский филиал РГП «НПЦзем» осуществляет свою деятельность на праве хозяйственного ведения и содержится за счет доходов от собственной деятельности. Вместе с тем цены на работы и услуги, которые мы выполняем для заказчиков, устанавливаются центральным уполномоченным органом по согласованию с антимонопольным органом. При этом законодательством определено, что указанные цены должны обеспечить полное возмещение понесенных государственным предприятием на праве хозяйственного ведения затрат на их производство, безубыточность его деятельности и финансирование за счет собственных доходов, т. е. самостоятельно мы не вправе уменьшать или увеличивать стоимость любых выполняемых нами работ, предоставляемых государственных услуг. Также действующее законодательство не предоставляет нам возможность оказывать услуги либо выполнять работы на основании гарантийных писем, в которых заказчики обязуются оплатить работу до завершения финансового года.

Основные виды деятельности предприятия определены Земельным кодексом РК. Это — ведение государственного земельного кадастра, проведение землеустройства и ведение мониторинга земель, выполнение работ по инвентаризации, зонированию, а также топографо-геодезических, землеустроительных, картографических, почвенных, геоботанических, агрохимических и других обследований, изысканий для целей ведения государственного земельного кадастра, подготовка областных и региональных схем землеустройства и зонирования земель, составление проектов межхозяйственного землеустройства, отвод и установление границ земельных участков на местности, изготовление идентификационных документов землепользователям, разработка проектов землеустройства, рекультивации нарушенных и освоение новых земель, других проектов, связанных с использованием и охраной земель, участие в разработке прикладных научных исследований в области управления земельными ресурсами.

Необходимо отметить, что ведение государственного земельного кадастра действующим законодательством отнесено к монопольному виду деятельности, который вправе вести только специализированное государственное предприятие, создаваемое Правительством страны. В настоящее время это республиканское предприятие на праве хозяйственного ведения «Научно-производственный центр земельного кадастра» Комитета по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами Министерства национальной экономики Республики Казахстан, на уровне областей — его филиалы, на городском, районном уровне — отделения филиалов.

Насколько важны для государства, граждан, юридических лиц и остальных субъектов земельные отношения, для которых мы на договорной основе выполняем работы, можно судить по перечню сведений, которые должны находиться в кадастре. Государственный земельный кадастр (ГЗК) представляет собой систему сведений о природном и хозяйственном положении земель Республики Казахстан, местоположении, целевом использовании, размерах и границах земельных участков, их качественной характеристике, об учете землепользования и кадастровой стоимости земельных участков, иных необходимых сведений. В государственный земельный кадастр также включается информация о юридических и физических лицах, владеющих какими-либо правами на земельные участки.

Формирование сведений государственного земельного кадастра обеспечивается проведением топографо-геодезических, аэрокосмических, картографических, землеустроительных работ, почвенных, геоботанических обследований и изысканий, работ по мониторингу земель, количественному и качественному учету земель, составлению земельно-кадастрового дела на конкретный земельный участок, изготовлению земельно-кадастровых карт, идентификационного документа на земельный участок, земельно-кадастрового плана.

Ведение государственного земельного кадастра осуществляется также и в электронном виде посредством автоматизированной информационной системы. Создание электронной базы данных АИС ГЗК о каждом земельном участке началось в области с 2004 года. На сегодняшний день Акмолинским филиалом ведется учет по оформленным земельным участкам и содержащимся сведениям в базе данных АИС ГЗК по 339 644 земельным участкам. Согласно требованиям Закона РК «О регистрации прав на недвижимое имущество» право собственности, право землепользования на срок не менее одного года, сервитут в пользу господствующего земельного участка или иного объекта недвижимости на срок не менее одного года, возникают только после их государственной регистрации в органах юстиции. Сведения по зарегистрированным правам органами юстиции передаются в наши структурные подразделения для включения их в базу данных АИС ГЗК. Если гражданин либо юридическое лицо, иной субъект земельных правоотношений не регистрировали в органах юстиции возникновение, изменение либо прекращение права собственности или права землепользования, то при последующем обращении может быть предоставлена информация о том, что сведения по данному земельному участку либо отсутствуют, либо будет предоставлена неполная информация.

Кроме того, в базе данных отображаются сведения о наложенных обременениях и запретах на земельные участки.

Информация, формируемая в АИС ГЗК, используется при разработке различных государственных программ, планов развития регионов, в том числе для государственного управления земельными ресурсами, государственного контроля за использованием и охраной земель, осуществления мероприятий, направленных на рациональное использование и охрану земель, сохранение и повышение плодородия почв и т. д.

Ведение государственного земельного кадастра невозможно без осуществления деятельности, технологически связанной с ведением кадастра. Это: установление на местности границ административно-территориальных единиц, особо охраняемых природных территорий, земель государственного лесного и водного фондов, составление проектов по образованию и упорядочению землепользования, проектов рекультивации нарушаемых земель, установление границ земельных участков на местности, разработка проектов внутрихозяйственного землеустройства по земельным участкам, находящимся в государственной собственности и предоставленным в землепользование для ведения сельскохозяйственного производства, проведение инвентаризации земель.

В текущем году, в рамках реализации полномочий, предприятием проведены почвенное и геоботаническое обследования земель на площади 200 тыс. га, выполнены работы по определению бонитета почв сельскохозяйственного назначения на площади более 157 тыс. га, осуществлена паспортизация 800 крестьянских хозяйств, проведена актуализация базы данных АИС ГЗК по 5000 земельным участкам. По запросам юридических и физических лиц предоставлены сведения из государственного земельного кадастра по 40000 земельным участкам.

Проведение геоботанического обследования земельных участков проводится в целях изучения растительности и разработки мероприятий по повышению продуктивности естественных и сеянных кормовых угодий. Материалы геоботанического обследования используются при разработке схем и проектов землеустройства, проведении земельно-оценочных работ и характеристике качества кормовых угодий в системе государственного земельного кадастра, при составлении геоботанических карт районов, областей, республики, для природоохранных мероприятий и других целей. При проведении геоботанических и почвенных обследований разрабатываются также рекомендации, направленные на повышение продуктивности естественных и искусственных кормовых угодий, иных земель сельхозназначения, мероприятий по их улучшению, борьбы с сорными растениями, введению пастбище-оборотов и т. д.

Бонитировка почв необходима для проведения оценки земли, которая представляет собой объективную количественную оценку качественного признака почвы — ее плодородия.

Необходимость бонитировки почв закреплена законодательством. В соответствии со ст. 153 Земельного кодекса Республики Казахстан бонитировка почв является составной частью государственного земельного кадастра. Особую актуальность бонитировка почв приобретает при паспортизации земель с выдачей паспортов земельных участков сельскохозяйственного назначения землевладельцам и исчислением земельного налога. В текущем году нами проведены работы по обновлению почвенных материалов для целей паспортизации земель на площади 58,1 тыс. га, работы по определению бонитета почв также для целей паспортизации на площади более 87 тыс. га.

Эффективное использование земельных ресурсов не может быть достигнуто без постоянно действующей системы контроля и слежения за качественным и количественным состоянием земельного фонда, т. е. без ведения мониторинга земель. Мониторинг земель предприятием ведется по единой системе наблюдений и контроля и направлен на решение следующих задач: своевременное выявление изменений структуры земельного фонда и состояния видов земель, их оценка, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению последствий негативных процессов; информационное обеспечение государственного земельного кадастра, рациональное использование земельных угодий, контроль за использованием и охраной земель.

Объектом мониторинга являются все земли области, независимо от форм собственности, целевого назначения, характера их использования. Предприятием в 2015 году проведен мониторингземель на площади 700 тыс. га.

Важное направление в нашей деятельности — это оказание государственных услуг населению области. В соответствии с приказом и. о. министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 марта 2015 года «Об утверждении стандартов государственных услуг в сфере земельных отношений, геодезии и картографии» нами оказываются 10 видов государственных услуг, в том числе: изготовление и выдача актов: на право частной собственности, на право постоянного землепользования, на право временного возмездного (долгосрочного, краткосрочного) землепользования (аренды) на земельный участок, на право временного безвозмездного землепользования, представление кадастровой информации на земельный участок, информации о принадлежности земельного участка, а также об изготовлении идентификационного документа на земельный участок и т. д.

Заявителю предоставляется возможность подать заявление и получить результат оказания государственной услуги не только в канцелярии специализированного госпредприятия либо ЦОНе, но и через веб-портал электронного правительства: www.egov.kz. В том случае, если услуга предоставляется на платной основе, то заявитель может осуществить оплату также в электронном виде через платежный шлюз электронного правительства. Перечень документов, необходимых для оказания государственной услуги, порядок и сроки оказания по каждому конкретному виду услуги определены соответствующими стандартами, утвержденными вышеуказанным приказом Министерства национальной экономики РК. В целях недопущения нарушения сроков оказания государственных услуг ежедневно проводится мониторинг посредством программы интегрированной информационной системы для центров обслуживания населения.

За 11 месяцев 2015 года оказано около 22 тысяч различных государственных услуг, при этом нарушений сроков их оказания гражданам и юридическим лицам не допущено.

Для выполнения работ по ведению государственного земельного кадастра, технологически связанных с его ведением, и иных видов деятельности на предприятии создана должная материально-техническая база, имеется соответствующий кадровый состав. Все структурные подразделения обеспечены компьютерной и иной оргтехникой. Для производства землеустроительных работ отделения обеспечены приборами GPS и тахеометрами, автотранспортом.

В своем ежегодном Послании Президент обозначил пути преодоления кризисных явлений в экономике. Ведущими среди них являются снижение зависимости от мировых цен на сырьевые ресурсы, создание в стране благоприятного климата для привлечения инвестиций. Земля была и будет нашим общим важным достоянием, ее разумное использование способно дать колоссальный экономический результат. Коллектив предприятия приложит все усилия для участия в решении задач, поставленных Главой Государства в Послании, обращенном к каждому гражданину страны.

Кадыр АЛИМБАЕВ,
директор Акмолинского филиала РГП «НПЦзем».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также