Бюджет и контроль — понятия неразделимые

Финансы

Инспекцией финансового контроля проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства РК и законодательства о государственных закупках местными исполнительными органами Сандыктауского района. Ею были охвачены 29 администраторов бюджетных программ, установлено нарушений на 930 338,1 тыс. тенге.

В целом, по 12-ти сельским округам выявлены финансовые нарушения на 31 649,3 тыс. тенге. Установлен факт выделения бюджетных средств на сумму 20 468,9 тыс. тенге на ремонт внутрипоселковых дорог, которые не зарегистрированы в коммунальной собственности сельских округов Сандыктауского района. Акиматами сел, сельских округов не соблюдается норматив площадей, утвержденных постановлением Правительства РК, что повлекло необоснованный расход на услуги по отоплению и аренде помещений на 4 011,3 тыс. тенге.

В качестве примера распространенных нарушений приведем результаты проверки 2-х администраторов бюджетных программ.

Так, в марте 2014 года в ГУ «Отдел экономики и финансов Сандыктауского района» провели уточнение районного бюджета по доходной части с ее увеличением поступлений от продажи основного капитала на 34 000 тыс. тенге, что послужило дополнительному перераспределению бюджета на текущие и капитальные расходы. Указанное уточнение доходной части районного бюджета в начале финансового 2014 года проведено по причине отсутствия в период ее формирования разрешительных документов на продажу государственного имущества (здания четырех школ в селах Васильевка, Тучное, Новый Городок, Богословка), что привело к занижению собственных доходов на 27500 тыс. тенге.

Контролем отмечен факт погашения бюджетных кредитов, выданных работникам социальной сферы, не в объеме фактически поступивших сумм от заемщиков или с учетом авансовых платежей, а только в объеме доведенного возврата согласно утвержденного графика.

В результате погашение банком заемщиком бюджетных кредитов, поступившие от заемщиков в виде авансовых платежей, остаются переходящими на следующий финансовый год в объеме остатков бюджетных средств на КСН и в последующем в ходе исполнения районного бюджета перераспределены на необходимые затраты, что недопустимо. За проверяемый период авансовые платежи составили 855,9 тыс. тенге.

Для разрешения ситуации отделом ведется переписка с областными уполномоченными органами по бюджетному планированию и исполнению бюджета Акмолинской области в части пересмотра механизма и предусмотрение в Кредитном договоре условия по ежегодному внесению изменений в график погашения по возврату в вышестоящий бюджет (областной) бюджетных кредитов. На момент контроля вопрос оставался открытым.

Контролем установлено, что за период 2013-2014 гг. в нарушение норм законодательства РК предусмотрены бюджетные средства в объеме 9 898 тыс.тенге по восьми сельским округам на оплату труда восьми внештатным работникам в должности заведующих хозяйством (в 2014-2015 годах переведены статистиками-бухгалтерами), должности которых при аппаратах сельских округов не могут быть предусмотрены.

Аналогично объектом контроля допущено нарушение при рассмотрении бюджетных заявок по четырем районным исполнительным органам на сумму 4 722 тыс.тенге, в том числе: отделами внутренней политики, физической культуры и спорта, земельных отношений и предпринимательства. На основании письменного пояснения аппарата акима района расходы на содержание указанных внештатных работников запланированы в бюджетных заявках для выполнения ими функциональных обязанностей по ведению бухгалтерского учета и отчетности по аппаратам сельских округов, а не заведующих хозяйствами. Согласно пояснений, принятие указанного решения аппаратом акима района было вынужденной мерой в целях обеспечения деятельности аппаратов государственных органов, так как в районе есть дефицит в обеспечении государственных учреждений района квалификационными кадрами.

Рассматривая этот вопрос на заседании районной бюджетной комиссии (протокол №9 от 19 декабря 2013 года), выступление руководителя ГУ «Отдел экономики и финансов Сандыктауского района» в части недопустимости содержания работников по ведению бухгалтерского учета и отчетности на договорной основе и необходимости введения их в штаты госорганов не было принято во внимание.

Надо отметить, что в доведенных лимитах штатной численности государственным органам не предусмотрены должности специалистов по ведению бухучета и финансовой отчетности или выведены из штатной численности.

Поясняем, что указанные работники аппаратов сельских округов Сандыктауского района и исполнительных органов района, выполняющие функции по системе бухгалтерского учета и финансовой отчетности, в соответствии с действующим законодательством РК относятся к гражданским служащим.

В соответствии с нормами Трудового Кодекса РК (Общая часть п. 2 ст. 1) гражданский служащий-лицо, занимающее в установленном законодательством РК порядке оплачиваемую штатную должность в государственных учреждениях и осуществляющий должностные полномочия в целях реализации их задач и функций и обеспечения функционирования государственного органа.

В этой связи оплата труда статистиков, в действительности выполняющих функции бухгалтеров, не может осуществляться на договорной основе.

Контролем установлено, при рассмотрении бюджетной заявки ГУ «Аппарат акима района» не проверены расчеты по соблюдению установленной нормы площадей для размещения государственного аппарата, которые влекут увеличение расходов на содержание завышенных площадей в объеме 3 154,62 тыс. тенге.

Так, в бюджетной заявке указанного АБП предусмотрены расходы по специфике 151 «Оплата коммунальных услуг» затраты за услуги по отоплению, исходя из служебных помещений на 1 171,6 кв. метров, в объеме которых учтена следующая площадь:

—   фактически занимаемая площадь аппарата акима района на 618,9 кв.метров с превышением на 283,9 кв.м;

— площадь, занимаемая под гараж на 100,3 кв.м;

— площадь подвала на 452,4 кв.м.

В ГУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных работ Сандыктауского района» объектом контроля проведены расходы по текущему ремонту теплотрассы в селе Балкашино на 6 871,2 тыс. тенге, которые фактически капитального характера и, соответственно, без наличия проектно-сметной документации и проведения Государственной экспертизы.

Аналогичное нарушение — при проведении текущего ремонта дороги по улице Куйбышева протяженностью 2400 метров в с. Балкашино на сумму 47 500,0 тыс. тенге. Контролем же установлен факт, что фактически проведенные ремонтные работы носят капитальный характер и, соответственно, объектом контроля не соблюден установленный законодательством РК порядок для проведения капитального ремонта дорог. Выполнены работы по ремонту дороги без сопровождения авторского и технического надзора, без составления технической документации, без проведения ведомственной экспертизы.

Салтанат Кусаинова,
руководитель отдела инспекции финансового контроля по Акмолинской области.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также