Художник, что рисует волю

154-4-4Участник событий 1986 года
Те декабрьские события, выступления молодежи 16-18 декабря 1986 года в Алма-Ате, начавшиеся вполне мирной демонстрацией студентов, Адильбай Шуйнишев помнит так явно, будто это было вчера.
Он, тогда студент художественно-графического факультета КазПИ им. Абая, будущий художник-живописец с лирической, открытой миру душой, не мог остаться в стороне. Был твердо убежден в том, что за ними тогда стояла правда, и что именно им предстояло выступить против тоталитаризма, отстоять в тот момент независимость страны, ее право самой выбирать своих руководителей и строить свою жизнь. Чтобы подавить восстание, со стороны властей начались провокации и группы молодежи, вышедшие на площадь Республики, были с особой жестокостью разогнаны. Его вместе с другими схватили и задержали на несколько дней, постоянно допрашивали. Для молодых людей это было жестокое испытание, но, как сегодня признается Адильбай, не сломило их. Ущемления прав и свободы со стороны режима, выпавшие на плечи молодых, рождало у них то братство, что помогло затем выстоять перед дальнейшими вызовами судьбы.

— После тех допросов, — рассказывает сегодняшний преподаватель живописи университета им. Ш. Уалиханова, — через три дня меня из вуза отчислили, на два года затормозив мой путь к профессии. Но я все же был восстановлен, как и должно быть, ведь наше декабрьское восстание стало предвестником Независимости Казахстана, всколыхнуло весь народ, подняв на щит идеи самоопределения и независимости.

Так сложилось, что именно те бурные декабрьские дни во многом повлияли на становление его как художника, дальнейшее творчество. Все картины живописца полны света и солнца, торжества свободы и радости жизни. Щедрыми мазками он являет миру, как прекрасна его страна, как она самобытна, какая богатая у нее история, как прекрасно будущее.

— Живопись — моя страсть, я в ней живу, она со мной неотступно,- откровенно признается мой собеседник. — Рисовал с детства, в семье художников не было, но предки мои слыли мастерами, занимались различными прикладными видами ремесел. По направлению приехал в Кокшетау, стал преподавать, но писал картины всегда и все больше о народных традициях. К примеру, национальная игра кокпар известна, пожалуй, со времен Чингисхана. Возвращаясь с удачной охоты, кочевники могли устраивать соревнования, кто первым доберется до аула с тушей добытого зверя и важно было уметь управлять лошадью, быть с нею одним целым. Верный и преданный конь понимает наездника и в жизни, и в игре. У меня немало картин об этом, люблю коней.

Интересуюсь также историей, вдохновляют сюжеты эпоса. Одна из последних работ «Қыз Құртқа» — это сюжет эпоса о Кобланды-батыре, любящая жена которого воспитала ему из жеребенка преданного и смелого коня. На нем Кобланды-батыр отправился против персов в поход и вернулся с победой. Теперь я поставил себе цель — создать галерею исторических личностей. Написал, к примеру, портрет Абылай хана и не с открыток, а подлинный. После того, как восстановили его образ, я сделал рисунок, а по нему уже портрет. И в Астане, на юбилейной выставке к 70-летию Союза художников этот портрет впервые представил, постаравшись выразить этого великого народного героя не только как хана, но и как простого человека. Образ бабушки Шокана Уалиханова — Айганым — меня притягивает, очень образованная, прогрессивная женщина, она сделала все, чтобы воспитать своего внука человеком мира. Махамбет меня интересует как поэт, патриот. Через эти образы хочу показать нашу историю, не как театральный персонаж, а на этнографической основе, в одеждах того времени, предельно достоверно, добавив свою симпатию. Моя мечта — персональная выставка в Астане, где бы я представил все свои картины историко-этнографического направления…

Художник посетовал, что условий для творчества членам Союза художников, увы, в Кокшетау нет, отсутствуют мастерские, нет выставочного зала, писать приходится дома, на балконе, хранить работы в гараже, где они нередко портятся. И на вопрос студентов, почему сегодня у нас оказалось невостребованным искусство, ответить пока ему нечего, хотя в глубине души очень надеется, что придет и такое время.

…Красивая яркая степь в розово-солнечной радостной гамме, белоснежная юрта, сизый дымок, зовущий к столу — родной дом, основа основ каждого. Признается:

— Этой картиной я хотел передать свою любовь, душа мне так подсказывает — писать теплыми красками, другими я почему-то не могу работать. Просто хочется, чтобы светло было в душе у каждого…

Александра МЯКОТА.

Фото Валерия ЮРЬЕВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также