Единство делает нас сильнее

100-1Менее чем за четверть века суверенный Казахстан стал признанным и уважаемым членом мирового сообщества. Процесс делимитации и демаркации границ для молодых государств иногда становится «яблоком раздора», длится многими десятилетиями. Четырнадцать тысяч километров государственных границ нашей страны уже в первое десятилетие Независимости стали рубежами добрососедства со всеми сопредельными странами. Полиэтничность и по-ликонфессионапьность населения во многих странах с многовековой историей развития создают колоссальные проблемы, в Казахстане же более 100 этносов стали сплоченным народом, созидающим единое будущее.

Конечно, нынешние мировые, финансовые, экономические проблемы не могут не сказаться на темпах роста национальной экономики и ВВП, но предшествующий рост, концентрация на приоритетных проектах, обладающих социальной значимостью, позволяют избежать «спутников» экономических кризисов — безработицы, снижения уровня жизни, социальной защищенности населения.

За все эти годы в Казахстане не было ни одного политического кризиса. Все неизбежные в любом государстве проблемы решались на основе конституционных положений о взаимодействии ветвей единой государственной власти.

Практика, как известно, — главный критерий истины. Мировые экономические и финансовые кризисы, наступлением которых ознаменовалось начало XXI века, преподносят новые, жесткие и наглядные уроки идеологам модной в современной западной политической науке концепции сведения к минимуму роли государства, его превращения в аморфную политическую структуру.

Государство было, есть и будет главным и совершенно особым институтом, призванным осуществлять специфические задачи и функции. Конечно, речь идет о демократическом, светском, правовом и социальном государстве, которым поступательно становится Казахстан.

Наше государство стало сильным, добилось высокой степени легитимности власти, убедительным подтверждением которой являются итоги президентских выборов в апреле этого года, в условиях президентской формы правления.

Учреждение в Казахстане 24 апреля 1990 года поста Президента Республики явилось принципиальным событием на пути становления государственности, глубочайшего реформирования всего уклада жизни страны. Время показало, что выбор в пользу сильной вертикали президентской власти был единственно верным решением, отвечал объективным потребностям, подлинным интересам народа.

«Избрав модель президентской республики, мы вывели страну из постсоветского экономического и политического хаоса… Поднималась экономика, строилась новая инфраструктура, развивалось сельское хозяйство. Последовательно создавались новые рабочие места, образовывалась прослойка «среднего класса», — говорил Лидер Нации на конференции, посвященной юбилею Основного закона.

Сегодня даже самые активные сторонники либеральных ценностей не проводят параллели между сильной президентской властью в нашей стране и авторитаризмом. Потому что стабильность и экономический рост стали базовой основой демократического развития Казахстана — формирования гражданского общества, политического плюрализма, многообразия СМИ, регулярных выборов, обеспечения прав и свобод граждан, вовлечения широких слоев населения в политические преобразования.

Конечно, любая форма правления не есть нечто застывшее, она претерпевает эволюционные изменения. Казахстан — не исключение. Но у нас никогда не проводились «реформы ради реформ», каждая из них — в том числе и введение пропорциональной системы выборов по партийным спискам в Мажилис, выборность акимов сельских округов — проводились, когда к этому было готово общество. Когда исчезала опасность нарушить основополагающий принцип деятельности Республики Казахстан — общественное согласие и политическую стабильность.«… Политические реформы нив коем случае не должны привести к потере управляемости в стране», — эти слова Президента в наибольшей степени отвечают общественным ожиданиям.

Продуманность и своевременность реформ способствует превращению их результатов в новые общественные институты. Именно на их создание, укрепление существующих направлены инициированные Нурсултаном Назарбаевым пять институциональных реформ, конкретным механизмом реализации которых стал «План нации — 100 конкретных шагов». На законодательном уровне он реализуется уже сегодня.

Девятого ноября Глава государства подписал закон «Об общественных советах», направленный на формирование подотчетного государства. Этот документ значительно расширяет участие институтов гражданского общества в принятии решений государственных органов всех уровней. Советы на две трети будут состоять из членов гражданского общества, назначаемых по конкурсу. Оставшаяся треть — представители государственных органов. Для более эффективного вовлечения казахстанцев в данную работу возрастной порог для вхождения в состав совета определен на уровне 18 лет. Перед общественными советами будут регулярно отчитываться первые руководители государственных органов всех уровней. Отчет будет принят только при поддержке как минимум половины всех членов.

На формирование института общественного контроля направлен и новый Закон РК «О доступе к информации». Он способствует решению ряда важнейших задач: противодействию коррупции, повышению осведомленности граждан о своих правах и свободах, усилению подотчетности Правительства.

Каждый из почти 80-ти законов, принятых в этом году, действительно стали шагом в реализации судьбоносного для казахстанцев Плана нации. Каждый из них подписан Президентом и направлен на укрепление взаимодействия, единства народа и власти. А единство делает страну сильнее.

Нина МИТЧИНОВА, член Ассамблеи народа Казахстана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также