Центры Оправданных Надежд

100-1«Скептически отношусь ко всякого рода новшествам. Поэтому аббревиатуру ЦОН я вначале расшифровывал как «Центр обманутых надежд». Пока однажды не посетил этот Центр. С тех пор почти десять лет при каждой необходимости бегу в ЦОН. Оказывается, ЦОН — это центр оправданных надежд».
(Высказывание одного из клиентов).

Центры обслуживания населения были созданы в 2007 году для оказания гражданам государственных услуг по принципу одного окна, чтобы исключить бюрократию и устранить административные барьеры.

Сегодня в Акмолинской области функционируют 22 центра обслуживания населения, которые оказывают 212 видов государственных услуг. Если в год открытия речь шла о 25 услугах, то уже в 2011 году ЦОНы Казахстана оказывали 59 услуг, а в 2012-м — 113.

Растет соответственно и количество оказанных услуг. Так, в 2007 году было оказано более 172 тысяч услуг, в 2011 г. — уже 326 тысяч, то в 2012 году — почти 597 тысяч. А за 10 месяцев 2015 года число государственных услуг перевалило за миллион.

Главными положительными качествами ЦОНа стали обеспечение равного доступа для всех, создание возможности в одном месте получить услуги от различных государственных органов, а также исключение непосредственного контакта между исполнителями документов и гражданами.

В 2011 году была проведена полная модернизация ЦОНа, внедрена система оценки качества работы сотрудников, реализована возможность бронирования времени посещения центра через портал электронного правительства, в результате которой сократилось время обслуживания клиентов

Кроме того, для совершенствования контроля деятельности ЦОНа и обеспечения обратной связи с населением был создан Ситуационный центр, который в режиме online проводит видеомониторинг работы всех центров. Открытие такого центра позволило оперативно реагировать на недостатки в процессе работы, в том числе и в случаях возникновения очередей для получения той или иной услуги. Переход на новые форматы работы позволил повысить качество оказания государственных услуг для населения, сократилось время обслуживания и ожидания клиентов.

При модернизации предприятия особое внимание уделялось созданию необходимых условий для получения государственных услуг людьми с ограниченными возможностями, для которых в каждом ЦОНе были выделены отдельные рабочие места для приема документов, установлены пандусы и кнопки вызова. Был заключен меморандум между филиалом РГП «ЦОН Акмолинской области», ГУ «Управление координации занятости и социальных программ Акмолинской области» и ОО «Центр реабилитации «Шанс». В результате госуслуги стали оказываться с выездом на дом лицам с ограниченными возможностями первой и второй групп. Для этого нужно просто позвонить по бесплатному номеру 1414 в единый контакт-центр и подать заявку на получение услуги.

Сотрудник Центра в течение 72 часов выезжает к заявителю. Положительную динамику реализации этого меморандума показывают цифры: в 2013 году 118 раз выезжали на дом к людям с ограниченными возможностями, в 2014 — 2360 и за 10 месяцев 2015 года совершили 1976 выездов.

В рамках исполнения задач, поставленных Главой государства по обеспечению доступности государственных услуг широким слоям населения, в том числе жителям отдаленных населенных пунктов, по всей области запущены пять мобильных ЦОНов. Здесь также можно наблюдать положительную динамику: в 2012 году мобильный ЦОН оказал 5063 услуги, а за 10 месяцев 2015 оказаны 28655 государственных услуг.

В ходе посещения отдаленных населенных пунктов специалисты разъясняют жителям порядок оказания государственных услуг и основные положения функционирования портала электронного правительства, с помощью которого можно оформить необходимые документы в режиме онлайн. Жителям сельских округов нет необходимости тратить свое время и средства на дорогу в районный центр, услуги и консультации можно получить непосредственно в своем населенном пункте.

На сегодняшний день мобильные ЦОНы охватывают 248 сельских населенных пунктов.

Во всех ЦОНах созданы уголки самообслуживания, где клиент может самостоятельно получить государственные услуги через веб-портал электронного правительства www.egov.kz. Если клиент не умеет пользоваться порталом, то ему помогает инспектор ЦОНа.

В настоящее время на веб-портале электронного правительства можно оплачивать государственные сборы, пошлины, услуги мобильной связи, налоги на имущество, штрафы и т.д. В онлайн режиме можно подать заявление на регистрацию брака, рождения ребенка, поставить его в очередь в детский сад. Оказываемыми услугами, по сути, охвачен почти весь жизненный цикл человека. Одно из преимуществ портала электронного правительства заключается в том что, услуги можно получить в любое время и из любой точки Земли.

В последнее время казахстанцам стало доступно новое мобильное приложение электронного правительства. Установив его в телефоне, можно получать 28 услуг, произвести 13 видов платежей. Мобильное приложение «EGOV» предназначено для обеспечения населения наиболее популярными услугами портала электронного правительства в шаговой доступности. Приложение доступно для смартфонов на операционных системах «Android» и «iOS». Оно позволяет в разделе «Мобильный личный кабинет» просматривать свои персональные данные, хранящиеся в государственных базах данных, информацию об адресе прописки и проживания, участии в юридических процедурах, о заключении брака, наличии штрафов за нарушение ПДД, об имеющейся недвижимости, транспорте и др.

При наличии электронной цифровой подписи (ЭЦП) на телефоне можно получить адресную справку, справку о рождении, заключении брака, об отсутствии или наличии недвижимости и т.д. Доступны такие сервисы, как просмотр номера очереди на жилье, срок действия прохождения техосмотра, бронирование очереди в ЦОН, информация о пенсионных отчислениях.

В будущем с помощью мобильной ЭЦП на SIM-картах пользователь сможет получить услуги через веб-портал «Электронное правительство» даже посредством кнопочных телефонов, без интернета и соответствующих мобильных приложений.

В Плане нации Главы государства в сотом шаге по реализации пятой институциональной реформы «Формирование подотчетного государства» говорится о необходимости создания «государственной корпорации «Правительство для граждан», которая станет единым провайдером государственных услуг по образцу «Canada Service» в Канаде и «Centrelink» в Австралии. Государственная корпорация интегрирует все центры обслуживания населения в единую систему. Казахстанские граждане будут получать все государственные услуги в одном месте…».

Создание госкорпорации «Правительство для граждан» предлагается осуществить на базе ЦОНов путем слияния РГП «Научно-производственный центр земельного кадастра», РГП «Центр по недвижимости» и РГП «Государственный центр по выплате пенсий».

Предположительно в полную силу корпорация должна начать работать в первом квартале следующего года.

Болат БЕКУЖИНОВ, заместитель директора филиала РГП «ЦОН Акмолинской области».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также