Асылбеку Давлетову — 90 лет

136-2-1Золотой фонд области
Сегодня исполняется 90 лет почетному гражданину города Кокшетау, фронтовику, бывшему заместителю председателя областного комитета народного контроля, кавалеру многих боевых и трудовых наград Асылбеку Давлетову.
Говорят, что не было ни одной советской семьи, которую бы не опалила Великая Отечественная война. Из ушедших на фронт четверых Давлетовых (отца и трех его сыновей) из села Альжанка бывшей Кокчетавской области, живым вернулся только самый младший — Асылбек. В ряды Красной армии призвали его третьим по счету в январе 1943 года. Провожал до железнодорожной станции и посадил на поезд один из старших братьев-близнецов Ержигит. Отец Джази уже воевал с марта 1942 года. Самый старший Еслям, призванный на срочную службу в Ленинградский военный округ в ноябре 1939 года, участвовал в войне с белофиннами, окончил краткосрочные офицерские курсы. Черная весть о том, что командир взвода, младший лейтенант Еслям Давлетов после тяжелого ранения в бою под Ржевом скончался в госпитале 30 сентября 1942 года, пришла гораздо позже. Равно как и об отце, погибшем в бою на Смоленском направлении в 1943 году.

Когда Асылбек Джазиевич прощался с провожавшим его братом, то не знал, что это навсегда. Ержигит ушел на фронт через три месяца и погиб 20-летним. Место захоронения до сих пор не известно.

— Призывников, у кого было семилетнее образование, привезли в г. Фрунзе, в пехотное училище, — вспоминает фронтовик. — Но мы, физически более развитые, курсантами пробыли недолго. В июне нас с Фрунзенского, Ташкентского, Сызранского и других училищ доставили в подмосковный город Щелково. Там мы и узнали, что станем десантниками. Учились прыгать с парашютом с самолета, занимались физической и тактической подготовкой. Зимой встали на лыжи. Ночами спали на еловых ветках, брошенных на снег. Весной 1944 года наш 37-й гвардейский воздушно-десантный корпус отправили на Карельский фронт, где мы с 21 июня по 9 августа участвовали в Свирско-Петрозаводской операции по прорыву глубоко эшелонированной обороны противника. Из нашего батальона (командир — капитан В. Матохин) 300-го гвардейского воздушно-десантного полка (командир — полковник Н. Данилов) 12 человек были удостоены звания Героя Советского Союза за мужество и отвагу, проявленные при форсировании Свири.   В их числе наш земляк С. Бекбосунов.

Наш полк 10 июля 1944 года достиг главного оборонительного рубежа финнов в 6-7 километрах юго-восточнее Лоймолы. Попытки механизированной группы прорваться сходу были безуспешны. Бои приняли упорный и затяжной характер. Вот, что пишет в одном из рассказов сборника «От Свири до Дуная» мой однополчанин М. Сидоров: «… Рано утром рота младшего лейтенанта Бондаря сосредоточилась справа от дороги у кромки леса, который был сзади нас, а впереди проходимое моховое болото. Мы смело шли по нему, финны себя не обнаруживали. Когда вышли на прицельный огонь, они открыли его из всех видов оружия. Рота поднялась в атаку, с криками «Ура!» бросилась на врага. Но на нашем пути были проволочные заграждения в три ряда. Бежавшие финны вернулись в свои траншеи и открыли еще более интенсивный огонь. Первым убили Бондаря, потом снайперы вывели из строя всех командиров взводов. Многие солдаты были ранены. Потерь становилось все больше. Около меня находился пулеметчик Юра Зимин, убило его помощника. Диски были почти пусты. Зимин зовет: «Ползи ко мне, будем заряжать…». Но вскоре Юру поразила пулеметная очередь. Подполз Журавлев, вместе мы заполнили еще един диск, и он открыл огонь по финнам. Но через полминуты был убит и Журавлев. Патронов больше не осталось. В этом бою за три часа погибла почти вся 4-я рота. Спасли не более 5-7 человек. Среди них я, мой земляк Селиверстов, казах Давлетов, Тугушев и Дашкин из Пензы».

— Нас поливали свинцом так, что не хватало дыхания произнести заветное слово. Даже и не знаю, как выжили, — тяжело вздыхает аксакал. — Только на пятые сутки батальону удалось вырваться из огненного кольца.

В сентябре 1944-го финны сложили оружие. А десантник Асылбек Давлетов вместе с родным полком 99-й дивизии в составе 3-го Украинского фронта еще участвовал в освобождении Венгрии и разгроме немецко-фашистских войск в Восточной Австрии. Как он воевал, говорят его боевые награды: орден Отечественной войны I степени и две медали «За отвагу».

— Для меня, рядового Давлетова, война закончилась 2 мая 1945 года у подножия Альп, в венгерском городе Шопроне, — говорит ветеран. — Тогда после ранения (осколочное в руку) я возвращался из госпиталя в свою часть. До 1946 года она находилась на границе с Австрией. Затем вернули на Украину, в г. Славуту. Перевели в артиллерию. Служил еще долгих четыре года старшим вычислителем, был секретарем комсомольской организации дивизиона.

Через 40 лет юные следопыты обнаружили место неравного боя в районе станции Лоймолы. Написали мне письмо с просьбой оказать помощь деньгами. Я обратился в Кокчетавский обком партии, собрали 15 тысяч рублей. Поехал в Карелию, встретился с однополчанами и руководством края. Только с третьей попытки, когда на болоте стали работать экскаваторы, нашли останки 44 бойцов нашей роты, похоронили в братской могиле.

Живо откликнулся фронтовик и на просьбу совета ветеранов соединения из города Ногинска и оказал содействие в увековечивании памяти героев-однополчан, выпустив на свои средства в 1987 году тиражом 1300 экземпляров книгу «Боевой путь 99-й гвардейской Свирской ордена Кутузова II степени воздушно-десантной дивизии».

Бережно хранит Асылбек Джазиевич письмо-поздравление с юбилеем Победы командующего Воздушно-десантных войск ВС РФ, Героя России, генерал-полковника Владимира Шаманова и книги, присланные им в дар: «Родина Воздушно-десантных войск — Советский Союз» и «ВДВ России — 85».

Вернулся домой Асылбек Джазиевич в мае 1950 года в звании старшего сержанта, коммунистом. Не застал в живых и мать Магрипу. Встретили — старший брат Еслямбек с женой, младший Есенбек, бабушка и две сестры Майра и Марзия. В Кокчетавском райкоме партии (с. Красный Яр), прочитав характеристики, сразу же утвердили инструктором. Затем был завучетом и заворготделом. Женился, супруга Роза Халисова родила дочь Светлану. Но в 32 года Давлетова опять постигло горе, Роза Сабыржановна из-за болезни ушла из жизни. В 1961 году окончил Высшую партийную школу в Алма-Ате. Избрали вторым секретарем Арыкбалыкского райкома партии. Через полтора года перевели в Айыртауский (Володаровский) на равнозначную должность. Но пиком своей трудовой деятельности Асылбек Джазиевич считает 11 лет работы председателем Ленинградского райисполкома, начиная с марта 1969-го.

— С Иваном Рыжковым мы пришли одновременно. Он был избран первым секретарем райкома партии на4дня раньше, — делится Давлетов. — Нам было приказано поднять отсталый по многим показателям район. Мало сказать, что трудились, не покладая рук. Хозяйство было большое — 16 совхозов. Благо, жена Орынбасар Шайкеновна поддерживала. Она у меня филолог по образованию, умница. Я рано уходил, поздно возвращался. Детей (к тому времени родились еще Болат с Заремой) заставал дома только спящими. Уже в 1970 году по итогам пятилетки район вывели в передовые. А в 1972 году мы собрали богатый урожай, по 16-18 центнеров отборного зерна с гектара. К нам приезжал Л. И. Брежнев. С собой для обмена опытом привозил руководителей лучших зерноводческих хозяйств Союза.

Именно в эти годы Асылбек Давлетов удостоился четырех правительственных наград: двух орденов Трудового Красного Знамени и двух — «Знак Почета». Последующие шесть лет являлся заместителем председателя Кокчетавского областного комитета народного контроля. В июне 1986 года вышел на пенсию. Его избрали председателем городского садоводческого товарищества. За 3,5 года число его участков увеличилось более чем в два раза. Были построены котлован, насосная станция. Проложены 15 км магистральных водопроводов, три линии автодорог. Проведено 20 км линий электропередач. Хлопотные обязанности стоили Давлетову здоровья — перенес инфаркт, был прикован к постели. А когда встал на ноги, в свои 65 пошел в облоно с просьбой трудоустроить. В итоге еще пять лет проработал инспектором по технадзору.

Кроме вышеназванных, аксакал награжден еще двумя орденами «Знак Почета» и дважды Почетной Грамотой Президиума Верховного Совета Казахской ССР, медалью «Ерен еңбегі үшін» и благодарственным письмом акима области Сергея Кулагина. Был депутатом областного совета, членом обкома партии, делегатом XIV съезда Компартии Казахстана (1976 г.)

Себя Асылбек Джазиевич считает счастливым человеком, нам же у юбиляра надо учиться любить Редину, также как он, по-настоящему.

Марат НУРСЕИТОВ.

Фото из семейного архива.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также