Первые шаги к большой надежде

Об инклюзивном образовании
Далеко не на каждом научном симпозиуме звучат не только содержательные, но и эмоциональные, прочувствованные доклады, как это было на завершившей вчера свою работу межрегиональной научно-практической конференции «Сетевое взаимодействие организаций образования Акмолинской области по внедрению инклюзивных практик обучения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной школы».

135-3-6

Иначе о детях, волею судеб оказавшихся в категории людей с ограниченными возможностями, ученые, специалисты, работающие с ними, говорить просто не могут.

О том, почему именно в нашей области обсуждаются столь актуальные проблемы, сказала советник по вопросам общественной политики фонда «Сорос- Казахстан» Сауле Каликова: «Часто главным является не начать какое-то дело, а продолжить его. В Акмолинском регионе есть люди, занимающиеся решением проблем инклюзивного образования, делающие это профессионально, системно, на научной основе. Изучение накопленного ими опыта — одна из целей конференции».

— В нашей области живут и нуждаются в особой поддержке более пяти тысяч детей, имеющих серьезные проблемы со здоровьем. По состоянию на 01.10.2015 зарегистрировано 5717 детей с ограниченными возможностями, это составляет порядка 2,6% от всего детского населения области. В специальных (коррекцион-ных) дошкольных и школьных организациях образования и специальных классах (группах) при организациях образования обучаются и воспитываются 2020 детей или 35,3% от общего количества детей с ограниченными возможностями. Необходимую работу с ними проводят 12 кабинетов психолого-педагогической коррекции.

В текущем году 86 школ (14,9%) создали условия для инклюзивного образования, — такие данные привел заместитель руководителя областного управления образования Валерий Гамазов.

Председатель первого в республике Координационного совета по развитию инклюзивного образования при областном управлении образования Марат Ибраев отметил важность смены парадигмы отношения к особенным детям. Он убежден в том, что само понятие «дети с ограниченными возможностями» должно уйти из официальных документов, лексикона и из массового сознания. Наиболее адекватным является определение «люди с особыми потребностями», в том числе и образовательными. Необучаемых детей нет, другое дело, что нужно определить уровень их возможностей, предложить оптимальный тип образовательной программы. Дети с легкой степенью интеллектуальных нарушений, некоторыми органическими нарушениями могут и должны учиться в обычных классах.

— Самое сложное — изменить менталитет не только педагогов, школьников, обучающихся вместе с особыми детьми, родителей, но и самых разных слоев населения, — считает Марат Умирбаевич. — Построить пандусы, поручни гораздо проще. Но все финансовые затраты окажутся   бесполезными, если не изменится сознание большинства населения.

Об этом говорили многие участники конференции. Директор Центра трансляции обновленного содержания образования Национальной академии образования им. И. Алтынсарина Алмагуль Мухамедханова подчеркивала, что решение проблемы внутреннего изменения отношения к особенным детям является необходимым условием успешной реализации Государственной программы развития инклюзивного образования на 2011-2020 гг. Она предусматривает, что доля школ, в которых созданы условия для инклюзивного образования, должна достичь 70% от общего количества школ. Число особенных детей, вовлеченных в сферу инклюзивного образования, к 2020 г. должно достичь 50%. Докладчик отмечала, что в международной практике инклюзивное образование трактуется шире, чем принято у нас сегодня. Оно подразумевает не только «совместное обучение и воспитание лиц с ограниченными возможностями, предусматривающее равный доступ с иными категориями обучающихся к соответствующим образовательным учебным программам обучения…», но и включает в себя «задачи обеспечения равного доступа к качественному образованию всех детей, кто нуждается в образовательной компенсации». В эту категорию, по ее мнению, попадают не только дети, имеющие проблемы со здоровьем, но и дети из семей вынужденных мигрантов, беженцев, дети, имеющие трудности в социальной адаптации, — сироты, дети с девиантным поведением, из семей с низким социально-экономическим или социально-психологическим статусом… К ним применим термин «дети с особыми образовательными потребностями».

Принципы инклюзивного образования универсальны: ценность человека не зависит от его способностей и достижений, каждый человек способен думать и чувствовать, имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным, все люди нуждаются друг в друге, в поддержке и дружбе ровесников, разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

По мнению советника фонда «Сорос — Казахстан» Сауле Каликовой, сегодня в нашей стране не просто существует, а увеличивается разрыв между наиболее успешными и отстающими учениками, школами, регионами. Такое положение может создавать угрозу устойчивому развитию страны. Инклюзия в широком смысле этого слова может помочь решению этой проблемы, обеспечить реализацию принципа равных прав на образование для всех категорий населения страны.

Развитие инклюзивного образования предполагает совершенствование системы повышения квалификации учителей. Помимо существующей сегодня вертикальной его модели необходимо выстраивать и горизонтальный уровень, сеть различных образовательных организаций.

Именно на его создание нацелена деятельность областного Координационного совета по развитию инклюзивного образования. Председатель совета Марат Ибраев рассказал о результатах пилотного проекта «Повышение компетентности педагогических работников по вопросам инклюзивного образования», реализованного в 2012 -2013 гг. Его участниками стали пять школ, около 150 учителей, 1500 учащихся. Центрами проводимой работы являются опорные школы и детские сады в каждом из районов области. Статус ресурсных центров инклюзивного образования получили учреждения образования областного центра — СШ № 19, детский сад «Айша», Строительно-технический колледж № 1.

В качестве сильных сторон развития инклюзивного образования Марат Умирбаевич отметил «наличие политической воли, включение инклюзивного образования в качестве одного из направлений в Государственную программу развития образования до 2020 г., возросшую потребность общества в решении этой проблемы». И, напротив, угрозой может стать «разобщенность, несогласованность действий, стихийный инклюзив без коррекции, психологической поддержки». Деятельность Координационного совета как раз и направлена на минимизацию этих и иных угроз.

Участники конференции проявили большой интерес к опыту работы одного из ресурсных центров инклюзивного образования — СШ №19, где и проходил второй день работы конференции. Руководитель центра Алтын Жангазина в интервью нашей газете отмечала, что уже в 2013 г. по рекомендации республиканской конференции по развитию инклюзивного образования, где был представлен накопленный опыт, школа стала экспериментальной площадкой. Новый импульс в столь необходимой работе — придание ей в 2014 г. статуса ресурсного центра. Она приводила данные, свидетельствующие о том, что «…общество, педагоги готовы обучать детей с особыми потребностями».

Об этом же говорила и психолог СШ № 2 г. Есиля, где не только создан класс коррекционной поддержки, но и дети с серьезными диагнозами обучаются в обычных классах, Нургуль Баягизова: «Дети с особенными потребностями хорошо адаптируются. Проблем в общении с остальными учениками нет. Их родители тоже хорошо понимают необходимость и важность такого общения».

«Первые шаги к большой надежде» — так обозначила суть проводимой работы старший преподаватель Института повышения квалификации педагогических работников Акмолинской области Ольга Бурдинская.

Нина МИТЧИНОВА.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также