Соблюдая баланс интересов

128-4-3

Тарифообразование
В Кокшетау прошли публичные слушания по рассмотрению проектов предельных уровней тарифов и тарифных смет, предложенных ГКП на ПХВ «Кокшетау Су арнасы» на 2016-2020 годы.
Заместитель руководителя департамента Агентства РК по регулированию естественных монополий и защите конкуренции по Акмолинской области Асет Курашев напомнил: цель публичных слушаний в том, чтобы сделать процесс тарифообразования максимально прозрачным для потребителей, соблюсти баланс интересов между получателями услуг и субъектом естественных монополий. Он также отметил, что озвученные на публичных слушаниях предельные уровни тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения в городе Кокшетау, селе Красный Яр и поселке Станционный в виде проекта подвергнутся тщательному изучению. ГКП на ПХВ «Кокшетау Су арнасы» предстоит обосновать необходимость повышения тарифов на каждый тиын.

По словам начальника планово-экономического отдела ГКП на ПХВ «Кокшетау Су арнасы» Светланы Дедковой, предприятие обслуживает 55 тысяч абонентов. Его стабильная работа напрямую зависит от доходов, получаемых за оказываемые услуги населению и юридическим лицам по утвержденным тарифным сметам. Так как предприятие является субъектом естественной монополии, то уровень тарифов регулируется уполномоченным органом в соответствии с законодательством РК. Действие среднесрочного тарифа (дифференцированного по объемам потребления) на услуги водоснабжения в размере 114,03 тенге за кубический метр, водоотведения — 58,13 тенге, принятого на три года, истекает 31 декабря 2015 года.

В 2013-2015 годах предприятие успешно исполнило обязательства по инвестиционным программам за счет собственных средств — амортизации и прибыли, предусмотренных тарифными сметами. В этот период было приобретено четыре единицы специализированной техники, заменено 32 километра сетей водоснабжения и 2,2 километра канализации. Куплены оборудование для лаборатории станции очистки воды, оргтехника, станок для сварки полиэтиленовых труб, выполнены и другие мероприятия. Общая сумма инвестиционных затрат составила 286 миллионов тенге, кроме этого, почти на 57 миллионов тенге отремонтированы водопроводные и канализационные насосные станции, очистные сооружения водопровода и станция биологической очистки сточных вод, административное здание, бытовые и производственные помещения. Все это вкупе с реконструкцией водопровода в 2009-2012 годах за счет республиканского и местного бюджетов позволило добиться повышения качества водоснабжения и сокращения количества порывов с 667 в 2010 году до 46 — на 1 октября текущего года. Тем не менее в изношенном состоянии находится еще 120 километров водоводов, что составляет 43% от их общей протяженности.

Перед тем, как озвучить проект предлагаемых тарифов на долгосрочный период, Светлана Дедкова обратила внимание на принятые за последние три года многочисленные изменения в нормативно-правовых актах, касающихся субъектов естественных монополий в области водоснабжения и водоотведения. В частности, в декабре 2012 года Правительством РК был утвержден «Комплексный план по внедрению новых механизмов тарифообразования на воду на 2013-2015 годы». Этим документом для горводоканалов включен ряд нововведений при формировании тарифов с учетом специфики деятельности, предусматривающих широкомасштабную модернизацию и реконструкцию, повышение инвестиционной привлекательности субъектов естественных монополий для их более эффективного функционирования и развития.

Согласно проекту предусмотрен ежегодный рост предельных уровней тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения. Так, предложенный «Кокшетау Су арнасы» средневзвешенный тариф в 2016 году на услуги водоснабжения достигает 145,56 тенге за кубический метр (отклонение от ныне действующего — 27%). Постепенное ежегодное увеличение средневзвешенных тарифов должно привести к стоимости кубометра воды до 179,33 тенге. Однако, подчеркнула докладчик, вместе с этим предусматривается дифференциация тарифов по группам потребителей. Первая группа — население, имеющее индивидуальные приборы учета и без них (первые оплачивают по показаниям ПУ, вторые — по нормам потребления). Вторая группа — бюджетные и теплоснабжающие организации; третья группа — прочие юридические лица.

На примере водопотребления 9 кубометров (при норме 3 кубометра на человека — тариф минимальный) семьи из трех человек, затраты по водоснабжению и водоотведению в 2015 составили 1106 тенге, в 2016 году (в случае, если средневзвешенный тариф будет утвержден без изменений от предложенного в проекте — прим. авт.) — составят 1569 тенге.

В соответствии с правилами утверждения предельных уровней тарифов к заявке, подаваемой в антимонопольное ведомство, прилагается проект инвестиционной программы. В данном случае инвестиционная программа также рассчитана на пять лет (2016-2020 годы), ее полная стоимость — 1 745,6 миллионов тенге.

Алексей ЧАЙКА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также