«Честь имею…»

100 шагов: точка зрения
Лет десять назад «АП» опубликовала мою статью «Государевы люди» с рассуждениями о смысле и высоком назначении государственной службы. Сегодня, читая «План нации», анализируя 100 шагов, определенных Главой государства для реализации пяти институциональных реформ, решил еще раз вернуться к этой теме.
Первой реформой Лидер Нации определил формирование современного государственного аппарата. И это не случайно. Думается, за этим стоят перемены в отношении государственных служащих к государственной службе.

…Хорошо помню, как на заре нашей независимости, когда обсуждалась первая редакция закона о государственной службе, в одном из своих выступлений Глава государства, определяя принципы деятельности работников этой сферы, мечтал создать в стране новую генерацию честных и бескорыстных, преданных делу чиновников. Он говорил о том, что необходимо воспитать новую элиту служащих, растить семейные династии, чтобы дети, гордясь отцами — госслужащими, сами стремились стать таковыми.

Президент страны требует от госслужбы честного бескорыстного служения Родине. Для этого, как он отметил на XVI съезде партии «Нұр Отан», должны быть ужесточены требования для приема на госслужбу. Всеобщим принципом подбора кадров должна стать меритократия, означающая, что на службу надо привлекать не случайных, а достойных, наиболее одаренных. Этот принцип должен действовать не только в госаппарате, но и в судах, правоохранительных органах, национальных компаниях и холдингах.

Часто можно наблюдать такую картину: сменяется аким района или города (я уж не говорю о чиновниках выше рангом), за ним тянутся его люди. Если бы они все были толковыми руководителями (специалистами), никто бы слова не сказал. Но ведь зачастую это не так.

Вспоминается казахская афористичная поговорка: «Бір кісі таққа мінсе, қырық кісі атқа мінер». Смысловой перевод: если один взошел высоко — сорок получают должности. В эти сорок входят, как правило, близкие родственники, сваты и друзья. В народе это называется кумовством, от которого всего полшага до коррупции. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова понятие «кумовство» поясняет как «Служебное покровительство своим друзьям, родственникам в ущерб делу».

Государственной службой должны заниматься профессионалы. Об этом говорил Глава государства на форуме молодежи «С Лидером Нации — к новым победам!»: «Работа госслужащих, которых мы называем чиновниками, на людях не видна, но они фактически делают очень важные дела. И там должны сидеть профессионалы».

А может быть весь вопрос в том, что у нас зачастую сначала есть бывшие учителя, агрономы, юристы, экономисты с соответствующими дипломами, которые допускаются (нет основания для отказа) к конкурсам и потом получают статус государственных служащих. Однако от того, что его приняли в районный, городской или областной акиматы, он автоматически не становится профессиональным госслужащим.

Настоящим госслужащим он становится после пяти, десяти лет работы, когда уже пройдет хорошую жизненную и профессиональную практику, сформируется как специалист и руководитель. Наверное, именно поэтому в президентской реформе говорится о последовательной, поэтапной карьерной модели государственной службы. Что скрывать, еще недавно в министерствах, областных акиматах можно было встретить молодых людей, вчерашних выпускников престижных образовательных учреждений. Возможно, они обладали большим теоретическим багажом знаний, но, когда доходило до дела, складывалось впечатление, что хлеб в их представлении растет на дереве. Сейчас у большинства работников служб управления персоналом сложилось стереотипное представление: если кадр молодой, окончил престижный вуз, то он непременно креативен, харизматичен, т.е. обладает исключительными личностными качествами. А когда дело доходило до подготовки наиболее серьезных, ответственных документов, исполнения конкретных поручений, эти харизматичные прибегали за помощью к нам, некреативным.

Опять вспоминаются высказывания Главы государства о том, что современная молодежь должна знать как минимум три языка: казахский, как государственный, русский, как язык межнационального общения, и английский в качестве международного. Бьют по самолюбию казахстанцев его слова о том, что в Швейцарии без знания пяти языков человека не возьмут на работу даже в качестве водителя такси.

Конечно, было бы неверно и нечестно все рисовать только в мрачных цветах. Десятки, сотни честных, молодых, действительно креативных и часто нестандартно мыслящих ребят самоотверженно работают в местных и центральных органах исполнительной, представительной и судебной власти, не считаясь со временем, выходными и праздниками. Они служат своему народу, который нанял его на эту службу, служат своему Президенту, которого избрал тот же народ. Эти люди с полным основанием могут сказать о себе на старый манер: имею честь быть государственным служащим.

Знакомый ответработник аппарата Администрации Президента страны в разговоре как-то сказал: мы — государевы люди. Если отвлечься от монархической подоплеки, это весьма точное понятие, отражающее суть государственной службы.

Государевы люди — значительная прослойка населения и в масштабе области. На сегодня в 704 госорганах власти успешно трудятся более шести тысяч служащих, средний возраст которых составляет 39 лет. Это достаточно молодые, энергичные и целеустремленные специалисты со здоровыми амбициями служебного роста.

Первые значительные шаги по пути реформирования государственной службы в области уже делаются. Одним из принципов государственной службы нашей республики сегодня является общедоступность, то есть равное право граждан на доступ к государственной службе. Занятие административной государственной должности осуществляется на конкурсной основе.

Для отбора кандидатов на занятие вакантной должности государственный орган, объявивший конкурс, формирует конкурсную комиссию. С начала года государственными органами области проведены конкурсы на занятие 1223 вакантных должностей, в которых приняли участие 966 граждан. Победителями признаны 635 кандидатов, 102 человека рекомендованы в кадровый резерв государственной службы.

Для обеспечения прозрачности и объективности работы конкурсной комиссии практикуется присутствие на ее заседаниях наблюдателей. Наблюдателями могут быть депутаты всех уровней, представители СМИ, политических партий и т.д. С начала года с их участием проведены 127 конкурсов.

Сейчас политологи и сами госслужащие предлагают десятки вариантов того, как сделать совершенным государственный аппарат. Может быть, нужно менять не только чиновника, но и сознание людей, которые смотрят на чиновника как на вершителя судеб простых граждан. Не раз мне приходилось слышать от знакомых и близких: «Ты же в акимате работаешь, неужели не можешь устроить сына на престижную работу («пробить» очередь в детский сад, ускорить очередь на квартиру…). Не мы ли сами внушаем нашим чиновникам мысль о том, что работа в акимате, маслихате и других органах власти — синекура, а должность —   возможность приобщения к большому государственному пирогу, пользования различными льготами?

Так, только в этом году среди госслужащих выявлено 36 дисциплинарных правонарушений, в том числе 10 по нарушению требований Кодекса чести и 26 коррупционных. Как остановить это? В госорганах области установлены «телефоны доверия», по которым любой может сообщить о фактах нарушения положений Кодекса со стороны госслужащих. Однако, как правило, люди не звонят. Думается, все дело в этической стороне дела: с детства нам внушили — ябедничать, «стучать», нехорошо. За этим стоит и наше осуждение репрессий 30-годов, когда по малейшему доносу людей могли расстрелять, упечь на 10-15 лет.

Пройдет еще какое-то время, отсеется наносное, временщики — искатели синекуры уйдут, останутся люди чести. Я верю в это.

Даулет АХМЕТЖАНОВ, бывший госслужащий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также