Коммуналка: Коммуналка, Лифт — не роскошь, а средство передвижения, КСК. Путь к возрождению

Энергосбережение
Теплосчетчик, который выгоден всем
7По закону «О естественных монополиях» прибором учета тепловой энергии должен быть оснащен каждый многоквартирный жилой дом или частный особняк. Причем потребители обязаны были их установить еще до 1 января 2009 года, но «приборизация» ввиду многих причин затянулась. Главная из них, конечно, экономическая, ведь стоимость этого устройства может достигать сотен тысяч тенге.
Согласно поручению Президента РК Нурсултана Назарбаева об усилении работы по оснащению многоквартирных жилых домов приборами учета тепла в Казахстане внедрен совершенно новый механизм. ГКП на ПХВ «Кокшетау жылу» заключило договор финансового лизинга с АО «Фонд развития ЖКХ» на приобретение и установку в многоквартирных домах Кокшетау нескольких сотен приборов учета. До конца 2016 года оснащенность теплосчетчиками должна достичь стопроцентного уровня.
О том, как работает механизм финансового лизинга в коммунальной сфере в интервью «АП» рассказал заместитель генерального директора по экономическим вопросам ГКП на ПХВ «Кокшетау жылу» Арман САДЫКОВ.

Арман Амантаевич, каков процент оснащенности приборами учета тепла многоквартирных жилых домов в областном центре?

— Для полноты картины в вопросе обеспеченности объектов теплоснабжения теплосчетчиками необходимо учитывать все категории потребителей. Во-первых, это население, проживающее в многоквартирных домах. На сегодняшний день оснащение 32%. До конца текущего года будет около 70%. Вторая категория — это люди, проживающие в собственных частных домах и юридические лица, осуществляющие деятельность в отдельно стоящих зданиях. Здесь оснащенность практически сто процентов. Третья категория — юридические лица, использующие помещения в многоквартирных домах (аптеки, магазины, кафе и т.д.). Здесь процент относительно небольшой. Юрлица просто ждут, когда в МЖД будет установлен прибор, чтобы пропорционально своей доле нести расходы, а не тратиться на отдельный счетчик.

Необходимость установки ПУ прописана также в Законе «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности». Дополнительные меры стимулированиядифференцированные тарифы для тех, у кого счетчик есть, и тех, у кого его нет. Почему же до сих пор вопрос приборизации не был снят с повестки дня?

— Попытаемся разобраться, для чего нужен тепловой счетчик? Для того, чтобы потребитель имел возможность оплачивать за фактически полученный объем тепловой энергии, а не платить по каким-то усредненным данным. В законе кроме того, что потребитель обязан иметь прибор учета, написано, что он также имеет право приобретать ПУ у субъекта естественных монополий. Это многими интерпретируется так, что якобы потребители обращаются к нам, а мы им устанавливаем счетчики. Да, так и было. Но помимо этого потребители могут обращаться в любую независимую организацию, имеющую соответствующую лицензию на поставку и монтаж ПУ. Что касается дифференцированных тарифов, Комитет по регулированию естественных монополий использует определенную методику расчета. «Кокшетау жылу», как субъект естественных монополий, не принимает участия в этом процессе. Мы лишь делаем свои обоснования, показываем затратную часть, себестоимость.

Какие преимущества у нового механизма, как он работает?

— Договор лизинга заключается между субъектом естественных монополий, в данном случае это ГКП на ПХВ «Кокшетау жылу», АО «Фонд развития ЖКХ» и поставщиком предмета лизинга (прибора учета) российской фирмой «Карат», чьи приборы зарегистрированы в едином реестре средств измерений РК. Потребители будут оплачивать стоимость ПУ в рассрочку. В квитанциях появится дополнительная графа, где будет указываться сумма к оплате за прибор учета. Деньги выделены из республиканского бюджета, и они должны туда же вернуться. «Кокшетау жылу» как раз и обеспечит возвратность средств, выступая гарантом. Условия: четыре года под 4% годовых. Кстати, из всех регионов Акмолинская область занимает первое место по количеству устанавливаемых в этом году приборов учета.

Механизм всем хорош, для большинства потребителей условия необременительные. Есть, однако, нюанс. Как субъект естественных монополий, не имеем права работать с частными лицами, то есть с жильцами в случае с МЖД. Мы обязаны взаимодействовать с представителями органов управления кондоминиумом: с председателями КСК, выборными или наемными лицами. Поэтому одного желания людей недостаточно, нужен орган управления, представитель общих интересов. В Кокшетау провели большую работу, разъясняя о появившейся возможности приобретения и установки ПУ по договору лизинга. Последовательность такая: КСК подает документы в «Кокшетау жылу», согласно которым производятся все необходимые технические расчеты. Затем заявку в Казахстанский центр модернизации и развития ЖКХ подаем уже мы. Субъект естественных монополий также определяет параметры прибора, составляет примерный график погашения, чтобы понять, насколько это «подъемно» для людей. Есть дома, где 120 и больше квартир. Естественно, что здесь ежемесячный платеж будет небольшим, несколько тенге на каждый квадратный метр. Например, дом по ул. Акана серэ, 137. Из расчетов видим, что на каждый квадратный метр приходится всего 4,7 тенге. Если площадь средней двухкомнатной квартиры 60 «квадратов», то ежемесячный платеж составит менее 300 тенге в течение четырех лет. Для людей это крайне выгодно, учитывая, что предполагается рост тарифа на теплоснабжение.

А теперь конкретно в цифрах. В 2015 году нашей области выделен 201 миллион тенге на установку 266 приборов учета. Это первый этап. А стопроцентная приборизация должна быть достигнута до конца 2016 года.

Одна из причин, по которой население не спешит обзаводиться ПУ, — необходимость дополнительных расходов на поверку, текущее обслуживание.

— Установка прибора учета включает в себя антивандальное исполнение, заводскую поверку на четыре года, гарантию и сервисное обслуживание в течение четырех лет, дистанционный съем показаний. Из этого следует, что для собственников квартир по обслуживанию приборов никаких вопросов возникать не будет. Только после полного выкупа счетчиков, они передаются на баланс КСК, пройдя поверку на следующие четыре года. То есть в течение четырех лет все, что связано с обслуживанием счетчиков, никаким образом не отразится на потребителе.

Что дает всеобщее «оприборивание» субъектам естественных монополий?

— На первый взгляд нам, производителям комуслуг, невыгодна всеобщая приборизация. Однако чем быстрее все объекты теплоснабжения будут оснащены ПУ, тем быстрее мы снимем с себя сверхнормативные потери, которые теряются внутри домов, в подвалах, подъездах. Самое главное — диспетчеризация. Представьте, что с каждого прибора учета каждые 15 минут приходит информация об объеме поступившего теплоносителя, давлении в системе, температуре на подаче и обратке. В случае аварии сможем точно установить, где именно она произошла. Плюс манометр на каждом ПУ позволит плавно регулировать всю систему, исключая такое понятие, как перетоп, особенно в центре города. Для «Кокшетау жылу» выгода простая — что выработал, то и реализовал.

В областном центре существуют такие дома, где установка ПУ невозможна по техническим условиям?

— Да, к сожалению, такие объекты теплоснабжения существуют. К числу проблемных можно отнести дома с малым количеством квартир. Как быть? Выход есть. Создать орган управления кондоминиумом, если его до сих пор нет. Это, как я уже говорил, главное требование. А технические или экономические проблемы разрешимы. Например, обвязывать малоквартирные или бесподвальные дома в один контур, а потом ставить общий счетчик. Еще вариант — устанавливать счетчики с одним расходомером. Они, как правило, стоят на порядок дешевле.

Успеем до конца 2016 года обеспечить всех потребителей счетчиками?

— Ситуация такова. Договор лизинга на 266 приборов был заключен 9 июля. Условия предполагают установку в течение 150 дней, то есть до 31 декабря 2015 года. Начав фактически монтаж ПУ спустя месяц с даты заключения договора лизинга (связано со сроками заводской поверки), уже установлено 132 прибора. Планируем эту работу завершить на месяц раньше — до 1 декабря. В 2016 году останется пройти по тому же проторенному пути.
Алексей ЧАЙКА.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.

ПРОБЛЕМА КРУПНЫМ ПЛАНОМ

Лифт — не роскошь, а средство передвижения Жильцы многоэтажек воспряли духом: в области, похоже, всерьез взялись за проблему неработающих лифтов. Касается она трех городов: Кокшетау, Степногорска и Щучинска.

Две программыдва пути

Первый толчок дала стартовавшая в 2011 году программа модернизации ЖКХ; к слову, в регионе за эти годы, по информации руководителя отдела жилищно-коммунального хозяйства облуправления энергетики и ЖКХ Болата Мейрамова, капитально отремонтированы 94 дома на общую сумму 1 млрд 755 млн тенге. В ходе работ восстановлены 16 лифтов.

Второе дыхание в «спящее» лифтовое хозяйство вдохнула специально разработанная по поручению главы региона Сергея Кулагина программа восстановления лифтового хозяйства до 2018 года. Акимом поставлена задача в текущем и следующем годах восстановить все неработающие лифты, а в дальнейшем работать с превысившими нормативный срок эксплуатации — 25 лет. Их в области, по словам Болата Пазыловича, более ста. Важное уточнение: документ касается лифтов, которые находятся в собственности государства.

Кокшетау: плюс 27

Пока данная программа работает в Кокшетау, в этом году по ней выделено 176,5 млн тенге. До конца года в областном центре планируется восстановить 27 лифтов. В настоящее время проводятся работы по установке 11-ти (монтируются двери на всех этажах, ведется пусконаладка) в домах по проспекту Абылай-хана, 3 и 9 (по 3 лифта), 15, в микрорайоне «Васильковский», 28 и 35 (по одному), «Центральный», 45 (2 подъемника). Ремонт лифтов предусмотрен также по адресам: ул.Строителей, 3 (3 лифта), микрорайон «Васильковский», 9 и 34 (по 2) и т. д. В следующем году, как подчеркнул аким города Ермек Маржикпаев, планируется отремонтировать еще 30 лифтов.

Всего же в областном центре, по словам Б.Мейрамова, необходимо восстановить 62 лифта в 36-ти домах. А в целом по области — 107 в 60-ти многоэтажках, т.е. 31%.

Степногорск: плюс 20

Степногорск в «лифтовом» вопросе можно смело приводить в пример успешной и слаженной работы. «Здесь необходимо восстановить 42 лифта в 21 доме, — говорит Болат Пазылович. — Делают это степногорцы пока исключительно в рамках программы развития регионов до 2020 года (народ по привычке именует ее программой модернизации ЖКХ — прим. авт.), за счет возвратных средств. На 11 лифтов проектно-сметная документация находится на госэкспертизе, по 9-ти (в пяти домах) проводится прием в эксплуатацию, акты -на подписании».

Таким образом, в Степногорске планируют восстановить 20 лифтов в девяти домах. Кроме того, на деньги, возвращаемые населением, в т.г. ремонтируются еще несколько домов. К слову, в Кокшетау данная система тоже работает. За счет возвратных средств, например, ведется капитальный ремонт в домах по ул. Канай би, 40 и Куйбышева, 48.

Итак, возвращаясь к Степногорску. Лифт в доме 4-35, по словам местных жильцов, не работал более десяти лет. За это время кто-то устал подниматься по лестницам высотки, а кто-то, напротив, привык. Потому на капитальный ремонт подъемника согласились не все и не сразу. Но в результате работы информационной группы, которую с середины года возглавил лично аким города Ануар Кумпекеев, семьдесят процентов все же дали свое согласие на установку нового лифта. Выбор остановили на гомельских, наиболее привлекательных, по мнению специалистов, в соотношении цены и качества. В среднем замена одного лифта, по словам Болата Мейрамова, обходится от 5 до 5,5 млн тенге. Средства на покупку этого оборудования выделили по программе модернизации ЖКХ- из тех, что уже вернули степногорцы, которые провели ремонт своих домов в числе первых. Генеральным подрядчиком выбрали ТОО «Квартал».

«Сегодня жильцы довольны тем, что все-таки решились на участие в программе, — комментирует пресс-секретарь акима г.Степногорска Нана Антидзе. — Ежемесячный платеж оказался не так страшен, как они думали: в их 36-квартирном подъезде жители «двушки» в месяц платят в среднем по 1,5 тыс. тенге».

Новый лифт установлен и в доме 5-14 (субподрядчик — ТОО «Кокшетаулифтмон-таж»). В доме № 87 шестого микрорайона в этом году устанавливают сразу четыре лифта. Здесь всего 27 квартир, поэтому при той же стоимости лифта платеж на каждого собственника жилья получился выше обычного. По словам руководителя единого расчетного центра Динары Жумановой, максимальная ежемесячная выплата составит 3,8 тыс. тенге.

В Степногорске, по информации Болата Пазыловича, из 63 домов, оснащенных 173 лифтами, в рабочем состоянии находился 131 лифт, 42 требовали ремонта.

Щучинск: плюс ноль

Куда печальнее дела обстоят в Щучинске. Здесь всего-то нужно восстановить 3 лифта в трех домах. Изначально их было 4: один заменили в рамках программы модернизации ЖКХ. Работа, как признал Болат Пазылович, не ведется. И причины, по его словам, — в том, что суммы на модернизацию домов по факту выделяются небольшие. «В этом году, к примеру, на область — 106 млн тенге, у нас ее хватило только на ремонт четырех домов в Кокшетау. На будущий год заявили 500 с лишним миллионов тенге, на сегодня нам подтвердили пока только 240 млн, это даст возможность охватить реконструкцией семь многоэтажек. А хотелось бы больше, т.е. есть проблема неполного финансирования заявок. Другая причина — в некоторой пассивности чиновников: заявку на восстановление лифтов в рамках местной программы мог подать и Бурабайский район.

Чем белорусские лучше?

В Степногорске отдают предпочтение гомельским лифтам, в Кокшетау -производства ЗАО «Могилевлифтмаш» (г.Могилев). Между тем, как известно, в августе прошлого года в с.Косшы Целиноградского района состоялось открытие завода по производству лифтов торговой марки «Auxe» совместного казахстанско-китайского предприятия «Sky Express Elevator KZ». Сотрудники завода прошли специализацию в Китае; к слову, в настоящее время здесь ждут делегацию шанхайских коллег, какое-то время они будут работать в Акмолинской области — делиться опытом. Завод кроме изготовления лифтов (мощности позволяют производить в год до тысячи единиц), предоставляет услуги по пуско-наладке, сервисному и гарантийному обслуживанию лифтов в течение всего срока эксплуатации. Почему же акмолинцы продолжают оказывать предпочтение   белорусским предприятиям, в то время как под боком работает отечественное?

«Специалисты ссылаются на то, — говорит Б.Мейрамов, — что акмолинские лифты не подходят к нашим лифтовым шахтам. Якобы потом многое приходится переделывать. Есть у них, к сожалению, претензии и к качеству казахстанских лифтов. В будущем, хочется надеяться, компромисс будет найден, и продукция отечественной компании станет пользоваться спросом».

«Парадокс в том, что нам не удается наладить партнерские отношения только с родной Акмолинской областью, — в голосе директора предприятия Наримана Хабиба слышится растерянность. — Фактически завод был запущен в этом году, на сегодня мы реализовали по Казахстану свыше 60-ти лифтов — в Алматы, Астану, Уральск, заключаем коммерческие соглашения и в других городах. В частности, в Комитет метрологии и стандартизации поставили два «панорамника» и один грузопассажирский. Наш завод является официальным поставщиком на «ЭКСПО-2017» (74 лифта).

Разумеется, мы можем производить лифты любой сложности — пассажирские и грузовые, эскалаторы, бизнес- и элиткласса, вплоть до отделки, скажем, сусальным золотом. Специально для среднестатистических многоэтажек мы разработали модель эконом-класса. И, разумеется, изготавливаем лифты для обычных многоэтажек Кокшетау и Степногорска».

Стоимость акмолинских лифтов — от 4,5 млн тенге и выше; при этом срок поставки — 45-60 дней, в то время как импортируемые приходится ждать от четырех месяцев до полугода. Доставка же запасных частей, по словам Н.Хабиба, занимает всего 1-2 суток. Согласитесь, очень удобно. К слову, гарантию на электронику отечественный завод дает на два года, в то время как остальные (опять же, по словам собеседника) — на 12 месяцев; гарантийный срок на металлические запчасти — 25 лет.

«Конечно, можно сколько угодно расхваливать свою продукцию, но истинную цену ей назовет только время. Мы на казахстанском рынке новички, постепенно нам удастся занять на нем достойное место», — уверен Нариман Хабиб.

В настоящее время численность сотрудников на заводе — в пределах 50-ти человек, в перспективе планируется увеличить до трехсот.

Вместо эпилога

Все-таки пример степногорцев, самостоятельно и хорошими темпами восстанавливающих свое лифтовое добро, поучителен. Многоэтажкам в частной собственности на бесплатный ремонт лифтов претендовать не приходится, поэтому выход остается пока один: решать проблему за счет возвратных денег. А для того, чтобы этот механизм на всех этапах работал без сбоев, нужно одно — исправно вносить свои взносы. Все-таки беспроцентный кредит от государства, т.е. рассрочка (причем с выделением социально уязвимым слоям населения жилищной помощи; иными словами, компенсацией этих платежей), — достойный и интересный опыт Казахстана.

Асель АУТАЛИПОВА.

ИНИЦИАТИВА

КСК. Путь к возрождению

Аманжол Шахаров и Жаныл Кадырбаева уверены, что образование КСК поможет им восстановить пустующие пятиэтажные дома, возродить благополучную жизнь поселка Атбасар-2 по государственной программе модернизации и развития жилищнокоммунального хозяйства.

126-3-2Вот уже двадцать лет стоят в запущенном состоянии корпуса многоэтажных домов. Крыши пока не протекают, отчего строения имеют более-менее нормальный вид. Все инженерные коммуникации сохранены, несмотря на то, что хозяева бросили свои квартиры в годы экономического кризиса, когда благоустроенные квадратные метры перестали быть таковыми. Сейчас тех людей сложно найти, они разъехались в разные стороны. Однако юридически остались законными владельцами жилья. Это обстоятельство и является существенной преградой на пути восстановления домов…

Говорят, что в жизни не бывает безвыходных ситуаций. Квартира, которую приобрела Жаныл Кадырбаева, представляла собой пространство без дверей, окон и балкона. В центре жилища до самого потолка громоздилась огромная куча печной золы. Она не растерялась. Главное, есть крыша над головой, остальное все можно своими руками сотворить.

А начиналось все так. В феврале 2012 года жители поселка собрались в магазине «Самат» для обсуждения плачевного состояния четырехэтажного дома по улице Мира, 2/1, на первом этаже которого расположены объекты торговли. Люди обратились к хозяину магазина, индивидуальному предпринимателю Аманжолу Шахарову с просьбой возглавить инициа-тивную группу по возрождению Атбасара-2. Иначе говоря, взять управление домами в свои руки. Инициаторы пообещали помогать ему во всем. В первую очередь они предложили взяться за восстановление жилого четырехэтажного дома. Местный предприниматель оказался человеком слова и дела.

В 72-квартирном доме пустовали все пять подъездов, и только в первом, пользуясь печным отоплением, проживали несколько семей. Работу по восстановлению дома начали с поиска владельцев квартир. Когда разнесся слух о восстановлении четырехэтажки, многие хозяева сами объявились и заявили о своих законных правах на недвижимость. Постепенно удалось найти всех собственников.

В ходе отчетной встречи с жителями поселка местные власти пообещали помочь приобрести модульную котельную. Но поставили условие: трассу они должны провести на собственные средства. В течение двадцати дней инициативная группа организовала прокладку трассы в 300 метров и подвела ее к котельной. В каждом подъезде установили стояки и краны на квартиры. Все остальное возложили на собственников квартир. Те быстро откликнулись. Сегодня в 4-этажном доме все 72 квартиры заселены, в комнатах тепло. Причем платить за стабильный тепловой режим приходится гораздо меньше. Например, если раньше аптеке «Жардем» отопление электрокотлом обходилось в сто тысяч тенге, то сейчас оплата за электричество и отопление снизилась в разы.

На этом благоустройство возрожденного дома не закончилось. Во всех подъездах установлены пластиковые окна и железные двери с кодовыми замками. Аманжол Шахаров говорит, что со временем будут установлены домофоны. Сейчас он занимается наружным освещением. Приобретено тридцать фонарей, двадцать датчиков движения, лампы, провода, выключатели, коробки соединений. Жилой дом будет освещен снаружи и внутри. С недавней поры в торговом доме «Самат» нашла прибежище библиотека, которая вынужденно «кочевала» с одного места на другое. Теперь она обрела адресную прописку в поселковом магазине. Здесь найдется площадь и для почтового отделения. Словом, все важные объекты будут находиться в одной точке.

После долгих раздумий и разговоров о дальнейшей судьбе поселка инициативная группа решила создать кооператив собственников квартир. Решение трудное. Ведь речь идет не только об одном жилом доме, а еще о четырех многоэтажках. Сейчас председатель КСК «Атбасар-2 РК» Аманжол Шахаров готовит ПСД для участия в программе модернизации ЖКХ. Основная задача — это ремонт ветхих крыш, инженерных коммуникаций подвалов и многого другого.

— Мы вышли на финишную прямую, — говорит Аманжол Шахаров,- теперь бы удержаться на плаву, чтобы по программе модернизации ЖКХ заняться ремонтом жилых домов. Наша цель — вдохнуть жизнь в вымирающий поселок, восстановить дома. Люди ждут от нас конкретных дел.

Численность населения поселка — около трех тысяч человек. Атбасарцы ждут от инициаторов положительных результатов, но сами в большинстве своем продолжают бездействовать. Здесь нет производственных и промышленных предприятий, объектов социальной сферы крайне мало, если не считать продовольственных магазинов. В поселке нет медицинского пункта, вопросы медобслуживания можно решить в СВА, расположенном в так называемом поселке ЖБК, который находится в нескольких километрах от Атбасара-2. Нет пока и опорного пункта полиции. В РОВД пообещали: найдется помещение, будет «опорка».

Еще одна проблема беспокоит правление кооператива «Атбасар-2 РК» — это неплатежеспособность собственников. Тем не менее Аманжол Шахаров намерен доказать, что КСК способны на многое.

Куляш ШАЙХИНА.
Атбасарский район.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также