К собирательному портрету сельского жителя

124-2-5Точка зрения
Численность сельского населения сокращается. Это подтверждается статистическими данными. Отношение к этому явлению может быть самым разным. Тем не менее, с научной, объективной точки зрения рост городского населения и уменьшение сельского — процесс, неизбежный для многих стран на индустриальной стадии их развития.
— На 30% увеличилась внутренняя миграция в Казахстане, — констатировал руководитель Комитета по статистике МНЭ РК Алихан Смаилов входе брифинга в Астане. — Причина — процесс урбанизации: из сельской местности переезжают в город, этот процесс продолжается уже давно. Второе — это переселение рабочей силы в центры экономического роста.

О признании неизбежности и даже необходимости этих процессов свидетельствует, в частности, тот факт, что основной целью казахстанской государственной программы развития сельских территорий является «создание нормальных условий жизнеобеспечения аула (села) на основе оптимизации сельского расселения». Именно оптимизации, а не просто сокращения или увеличения количества сельских населенных пунктов и, соответственно, населения.

Как и чем живет сегодня среднестатистическое для нашей области село, мы попытались рассмотреть на примере Златопольского сельского округа Бурабайского района. По критериям уровня социально-экономического развития, предусмотренным в вышеупомянутой программе, его опорное село — Златополье, как и подавляющее большинство сельских населенных пунктов не только нашей области, но и страны, отнесено к категории сел со средним потенциалом развития.

2636 человек проживают в семи населенных пунктах. Почти половина из них — в Златополье, 522 человека — в Первомайском, а в Новоандреевке — всего 76, число жителей в Сотников-ке, как и в Лесном хуторе — чуть более 90. Две средние школы, в Савинке — основная. В четырех селах — мини-центры, а в трех других необходимость в них отпала: дошкольников нет. Соответственно, нет и школьников в количестве, нужном для полноценного функционирования учебного заведения. Для немногих оставшихся в этих селах учеников организован ежедневный подвоз в одну из средних школ сельского округа, 30 человек учатся в Щучинском интернате, домой их привозят на выходные. Часть родителей довольна: большая школа, спортзал, квалифицированный педагогический состав, но есть и те, кто недоволен отсутствием школы.

Понятно, что такая ситуация характерна не только для Златополья, и не только для Казахстана. Что может удержать людей в малых селах? Эксперты говорят о том, что только развитая инфраструктура и возможность иметь такой уровень жизни, который в городах им достичь будет сложно.

К числу важных показателей социального самочувствия людей социологи относят уровень рождаемости. В округе он пусть незначительно, но растет. В 2012-м родились 19 малышей, в 2015-22. Так что мини-центры будут нужны и впредь.

В 2012-м в сравнении с предшествующим годом количество зарегистрированных жителей уменьшилось на 162 человека, 2014-2013 гг. — на 106, а за период 2014-2015 гг. — на 21. Возрастной состав жителей тоже достаточно типичен для казахстанских сельских населенных пунктов. Количество маленьких сельчан в возрасте до 8 лет-333, от 8-ми до 16 лет-307, от 16 до 21 года — 205, пенсионеров — 389. Людей в возрасте от 22 и старше -1402. Часть из них трудится в ТОО «Агрофирма Бурабай-2007», в одном из трех сельхозпредприятий или в одном из 27-ми крестьянских хозяйств, специализирующихся на выращивании зерна. Работа большей частью сезонная. Индивидуальных предпринимателей -13.

Водопровод — в каждом из сел, в том числе и в небольшой Савинке. За счет денег, выделенных по государственной программе развития территорий, там проложили 400 м водопроводных сетей. Сами жители на сходе решили, что хватит с флягами за километр ходить, инициативная группа собирала по 50-60 тысяч с каждого подворья, техникой и дизтопливом помогла агрофирма. Теперь вода не просто в каждом доме, но и в каждом сарае. А вот в Первомайском, где водопровод крайне изношен, и вода подается на два-три часа в сутки, жители твердо стоят на своем: «Государство обязано». Капитального ремонта придется ждать. По результатам проведенной разведки запасов подземных вод будет разрабатываться проектно-сметная документация. Только потом будет решаться вопрос о финансировании.

За счет той же государственной программы развития территорий установили освещение на нескольких улицах в Первомайском и Савинке. По программе «Дорожная карта занятости-2020» отремонтировали водонапорную башню в Златополье.

Своих денег в бюджете сельского округа, понятно, нет. Пока нет. В этом году впервые должен поступить трансферт, равный сумме индивидуального налога на имущество, на транспорт и земельного налога с физических лиц. А с 2016 г. Правительством планируется передать субъектам местного самоуправления поступления от транспортного и земельного налогов с юридических лиц.

— Пока «делить шкуру неубитого медведя» не стоит. Получим, посчитаем, куда и как тратить, будем решать на сходах, — говорит сельский аким.

К особенностям Златопольского сельского округа, кроме неповторимых красот Бурабая, можно отнести несколько небольших камнедробильных заводов, работающих на его территории (понятно, что это рабочие места для сельчан), и, главное, — близость двух городов: от Златополья до Щучинска всего-то 40 км (а там и до Астаны по трассе — рукой подать), до Кокшетау — и того ближе.

Такая география способствует развитию процесса, который пару десятилетий назад и представить было сложно — люди живут в селе, в город ездят на работу.   Причем не только так называемым вахтовым методом, а каждый день. Благо, легковой автомобиль чуть ли не у каждой семьи.

Аким сельского округа Сакен Сипульдин говорит о том, что в личных подворьях живности сейчас держат больше, чем в советское время. Цифры это подтверждают. Но вот такая интересная картина складывается: если в Златополье на 405 домохозяйств приходится 812 голов КРС, то в 25-ти домохозяйствах Новоандреевки — 137. То есть на порядок больше. Примерно такая же ситуация и в Лесном хуторе.

— Вблизи этих сел заводов нет, расположены они вдали от трассы, зимой возникают проблемы со снежными заносами. Так что люди, главным образом, живут за счет пенсий (у кого они есть) и личного подсобного хозяйства, — объясняет Сакен Сабыржанович. Он называет двух-трех человек, у кого на подворье по 20 и более голов КРС, не считая лошадей, овец, птицы. Благо с пастбищами и водопоем проблем нет. За счет этого и сами живут, и детей учат в колледжах и вузах.

Вообще, жители сельского округа активно используют возможности государственных программ, направленных на развитие животноводства. Только в рамках программы «Агробизнес-2020» четверо участников получили кредиты для развития коневодства на общую сумму 44 млн тенге, несколько человек купили КРС, получив кредиты по Дорожной карте занятости. Так что государство развитию, расширению личных подсобных хозяйств помогает.

Но вот пенсионные взносы казахстанские самозанятые, а именно: к этой категории населения относятся сельчане, живущие за счет личного подсобного хозяйства, перечисляют далеко не всегда, годы нелегкого труда по уходу за скотом, на личных огородах в трудовой стаж не включаются. А добровольно делать отчисления в пенсионный фонд люди не приучены. Златопольцы — не исключение. Многие из них со временем смогут претендовать только на минимальные выплаты, гарантированные государством. Так что личное хозяйство придется держать, пока здоровье позволит. Или — организовывать свой пусть для начала небольшой, но официально зарегистрированный бизнес.

В сельском округе нет детского сада и его строительство в ближайшие годы не планируется. Многие мамы дошкольников говорят о том, что именно поэтому не могут работать. В мини-центре ребенок находится всего несколько часов. Одна активная жительница пыталась организовать частный детский сад. Несмотря на все попытки акимата помочь ей, востребованная бизнес-идея пока не воплотилась. Помещения, отвечающего всем предъявляемым требованиям, в селе не нашлось.

Жаслан Кудайбергенов по Дорожной карте занятости взял кредит на круглогодичное выращивание грибов. Дело пошло неплохо, свежие вешенки охотно покупают щучинские, астанинские рестораторы. Но сейчас начинающий бизнесмен на заработках в Астане. Деньги нужны для покупки очередной партии семян. Полученного кредита (1100000 тенге) хватило лишь на приобретение оборудования и первой партии семян.

Еще более сложная ситуация у Амангельды Ахметова из с. Первомайское. Брал два миллиона на организацию мини-цеха по производству перловой крупы. В прошлом году купил необходимый для этого ячмень. Как и большая часть прошлогоднего урожая, он оказался сырым. Сушка — это дополнительные расходы, и без того немалая себестоимость продукции выросла. Плюс к этому поставка крупы из России по ценам куда более низким. И сейчас Амангельды работает в Щучинске, чтобы скопить деньги на покупку необходимого дополнительного оборудования. В планах — на основе получаемых при обработке ячменя отходов наладить выпуск гранулированных удобрений. Переносить производство из Первомайского не намерен.

Желающих взять кредит на выгодных условиях по какой-либо государственной программе на развитие животноводства, бизнеса гораздо больше. Но у многих нет залогового имущества в размере, устраивающем банки-кредиторы. Кому-то помогают городские родственники, разрешающие выставить в качестве залога свою квартиру, а кто-то от своей идеи отказывается.

Уроженец Златополья Виктор Метиогло прочно встал на ноги в Астане. Но расширить свой бизнес решил в родном селе, где много родственников. На выделенном акиматом участке построил лесопильный цех, там уже работают четыре человека. В ближайших планах — строительство цеха по выпуску кирпичей и тротуарной плитки.

Так кто они современные жители Златопольского сельского округа, равно и большинства других казахстанских сельских поселений? Крестьяне, обеспечивающие продуктами свою семью? Фермеры, производящие продукцию на продажу? Предприниматели? Наемные работники? Как видим, и те, и другие, и третьи. И в таком разнообразии, взаимодополняемости различных форм хозяйственной деятельности, на развитие каждой из которых направлены различные государственные программы, и видится будущее казахстанского села.

Нина МИТЧИНОВА.

Бурабайский район.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также