Евразийский канал — инструмент мира

Геополитика
Выступая на 70-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поставил вопрос о восстановлении доверия в международных отношениях, укреплении мира и безопасности на планете. Человечество, по его мнению, должно перейти от рутинного предупреждения и преодоления последствий войн и конфликтов к новой стратегии развития, которая делала бы их сами по себе бессмысленными. XXI век должен стать столетием мира.

120-1-2

Для этого Глава государства предложил к столетию ООН разработать коллективный План Глобальной Стратегической Инициативы-2045. Ее смысл — придать миру новый тренд развития на основе справедливых условий доступа всех наций и государств к мировой инфраструктуре, ресурсам и рынкам.

Выступление Нурсултана Назарбаева — это не только глубокое размышление авторитетного политика, но целый свод предметных предложений путей решения проблем и угроз, возникших перед цивилизацией. По моему убеждению, это пассионарный манифест суверенного Казахстана.

В контексте этого выступления следует рассматривать и другие инициативы Елбасы, в частности, возрождение Великого шелкового пути и превращения Казахстана в современный высокотехнологичный, наполненный высоким гуманитарным измерением, международный транзитный коридор.

В сжатые сроки у нас была диверсифицирована система транспортировки, к примеру, углеводородов, включая магистральные трубопроводы, железнодорожные и морские перевозки.

Но ведь не одной нефтью богата наша страна: у нас огромный потенциал в агропромышленном секторе, сборе продовольственного и фуражного зерна, производстве черных и цветных металлов и т.д.

В ходе недавнего визита Нурсултан Назарбаева в КНР достигнута договоренность о возможности эффективного сотрудничества по реализации программы «Экономический пояс Шелкового пути» и программы «Нұрлы жоп». Были подписаны соглашения о реализации более 20 проектов на общую сумму 25 миллиардов долларов. При этом следует сказать, что подобное сотрудничество будет стимулировать более масштабное региональное сотрудничество. По данным, прозвучавшим в выступлениях на X Евразийском энергетическом форуме в Астане 29 сентября т.г., запасы нефти и газа в странах, расположенных вдоль предполагаемого маршрута «одного пояса — одного пути», составляют 57,8 и 75,5% от общемировых запасов. А по объему добычи на их долю приходится 58% нефти и 53,3% газа от мировых объемов. Это подтверждает, что страны, входящие в программу, дополняют друг друга, обладают прочной основой для взаимовыгодного сотрудничества. Разве это не есть та экономическая база, которая сможет служить надежной скрепой в обеспечении мирного развития государств, расположенных в этом регионе планеты?

На встрече с Премьером Госсовета КНР Ли Кэцяном Нурсултан Назарбаев сказал: «К настоящему времени из Казахстана проложены автомобильная дорога в Россию, железная дорога через Иран в Персидский залив, созданы морские порты на Каспийском море, через Хоргос соединены все государства Центральной Азии. Можно с уверенностью говорить, что участок нового Шелкового пути через Казахстан готов».

Недавно в Алматы прибыла международная экспедиция для участия в конференции «Мост дружбы и сотрудничества Великого Шелкового пути». На ней отмечалось, что в истории этого уникального явления были и взлеты, и падения. В15 и 16 веках Шелковый путь был в забвении. Сейчас, в условиях современности, начинается его экономическое и культурно-историческое возрождение. Этому способствует и созданный по инициативе Казахстана Евразийский экономический союз. По мнению Нурсултана Назарбаева, Казахстан должен стать своеобразным мостом между Европой и Азией, крупнейшим транзитным хабом центрально-азиатского региона.

Важнейшим звеном в сложной транспортной инфраструктуре «Нового шелкового пути» будет Евразийский водный канал. Его проект уже разрабатывается. Полагаю, что проект геополитического обоснования строительства этого мегаобъекта не вызывает больших сомнений. Ведь развитие экономики невозможно без наращивания транспортных артерий. Будущее современного мира и, в частности, Евразийского региона будет связано с принятием нового мировоззрения об автотрофности, провозглашенной В.И.Вернадским в 1927 году. Идея автотрофности связана с неизбежным переходом к технологиям, в том числе в экономике, торговле, сотрудничестве для благоприятного проживания людей.

Предполагаемый глубоководный канал — благо прежде всего для людей. И не только для территорий Российской Федерации, через которые пройдет водный маршрут: это и дополнительные рабочие места, и еще один источник налоговой базы, и улучшение логистической инфраструктуры. Это чрезвычайно выгодно и для Казахстана: мы будем иметь по водоканалу через Каспий выход в Черное море. Такую возможность получат и Китай, с его огромным экспортным потенциалом в Европу, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан и другие государства этого региона.

При этом надо всегда учитывать не только экономический и финансовый результаты. Это, что называется, само собой разумеется. Новый водный канал «Евразия» -это еще и водная артерия дружбы и сотрудничества народов. Канал может стать одушевленным инструментом гуманитарного объединения и транспортной территорией толерантности.

При современных технологических возможностях, наличии совершенных механизмов задача строительства водоканала вполне выполнима. Тем более, если заглянуть в историю строительства подобных сооружений, можно убедиться, что каких-либо препятствий на пути к реализации этой инициативы нет. Еще в 7 веке до н.э. был построен Коринфский канал, соединяющий два крупных залива — Коринфский и Саронический. Мостом двух Америк называют Панамский канал. Он соединяет два океана — Атлантический и Тихий. Протяженность канала — 77 км. Одним из самых известных на планете каналов является Суэцкий.

Среди многочисленных каналов, находящихся на территории России, самый известный — Беломоро-Балтийский. Его длина составляет 227 км, ширина до 40 метров, а глубина 4. Августовский канал соединяет две реки — Вислу и Неман и располагается на территории двух государств — Белоруссии и Польши. Первые суда прошли по каналу в 1839 году. Его длина — 101 км. Можно приводить еще десятки примеров, подтверждающих необходимость, выгодность и возможность строительства Евразийского канала.

Повторюсь: канал может стать не только водной артерией, по которой будут доставлять продукты питания, нефть, уголь, зерно и другие товары. Он обязательно станет артерией дружбы и взаимопонимания.

Величие нашей страны определяется ее пассионарностью и комплиментар-ностью, народным духом добрососедства и всеказахстанской отзывчивостью.

Главная ценность предложенной инициативы Нурсултана Назарбаева состоит не только в том огромном товарообороте между странами, но и во взаимопроникновении и взаимообогащении народов, непохожих цивилизаций и культур. А это очень важно. Особенно сегодня.

Анатолий БАШМАКОВ,
академик КазНАЕН,
доктор экономических наук,
профессор Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также