Когда потребитель прав

100-1— Приходилось ли вам приобретать некачественные товары (работы или услуги)? 4% жителей областного центра, принявших участие в анонимном анкетировании, ответили — «да, часто», 70% — «да, редко», 26% респондентов с этой проблемой не сталкивались.
Обращались ли вы с жалобами в общественные организации или государственные органы по вопросам защиты прав потребителей? Ответы респондентов на этот вопрос распределились следующим образом: 86% — ответили отрицательно, 8% обращались в общественные организации и только 6% — в государственные органы. При этом 86% отметили, что знают о том, что в Казахстане создан уполномоченный государственный орган по защите прав потребителей.

36% опрошенных не смогли отстоять свои права потребителя, столько же смогли сделать это самостоятельно, а 10% прибегли к помощи государственных органов, 12% — к помощи общественных объединений.

В качестве причин, в силу которых не смогли защитить свои права, опрошенные назвали следующие: не знали, куда обратиться — 40%, не знают свои права — 18%, 32% — даже не пытались, потому что убеждены в том, что вопрос не решится в пользу потребителя.

Жители областного центра отмечали в анкетах, что с нарушением прав потребителя сталкивались практически во всех сферах, оказывающих те или иные услуги: от образования и здравоохранения до торговли и ЖКХ. Наименьшее количество нареканий вызывала сфера оказания финансовых услуг. Обращает на себя внимание тот факт, что 74% опрошенных затруднились с ответом на вопрос «Сталкивались ли они с нарушениями в сфере оказания туристических услуг».

Полный анализ итогов анкетирования на тему «Проблемы в области защиты прав потребителей» был представлен на встрече граждан, представителей исполнительных, выборных органов власти, общественных объединений. Провел первый этап анкетирования (оно будет продолжено в нескольких районах) и организовал мероприятия Общественный фонд «Sara», реализующий госсоцзаказ по лоту «Проведение мероприятий, направленных на защиту прав потребителей». В выступлении руководителя фонда Сары Баймаганбетовой речь шла о вкладе, который должны внести общественные организации в реализацию всех национальных реформ, инициированных Главой государства. Ведь прежде всего институты гражданского общества должны быть в эпицентре мер, предусмотренных 97-м шагом Национального плана: «Расширение возможностей граждан участвовать в процессе принятия решений через развитие саморегулирования и местного самоуправления. Передача несвойственных государству функций в конкурентную среду и саморегулируемым организациям».

— Глава государства не раз говорил о том, что часть функций надо передать общественным организациям. Мы в силу существующих правил, моратория часто не имеем права посещать с проверками организации, объекты бизнеса. Для общественных организаций, инициативных граждан, осуществляющих общественный контроль, таких запретов нет, — говорил на встрече руководитель областного департамента по защите прав потребителей Кайрат Баймухамбетов. — Именно мы инициировали выделение специального лота для изучения болевых точек в области реализации прав потребителей. Это впервые по республике. Сейчас нашему примеру следуют другие.

Одной из таких проблем является, к примеру, некорректное отношение продавцов к покупателям, а часто и элементарная грубость. Причем, как отмечали участники встречи, чаще всего оно характерно для продавцов бутиков торговых домов.

— Поражает отсутствие желания продать что-либо, заинтересовать покупателя, — отмечал руководитель ассоциации предпринимателей Асылбек Кенжебаев. — В крупных торговых домах ситуация иная. В них мы имели возможность провести акцию «Тайный покупатель». А вот владельцы небольших магазинов от сотрудничества с нами отказываются. Нет стремления заинтересовать продавцов, выплачивая им определенный процент от вырученных от продажи товара денег. Каких-то рычагов воздействия на субъекты бизнеса в этом плане нет ни у нас, ни у государственных органов.

Так что главное решение этой и многих иных проблем, о которых шла речь на встрече, зависит прежде всего от самих потребителей. Не лениться посмотреть срок годности товара непосредственно у прилавка, а не вскрыв его дома, знать, что мы имеем право вернуть товар в течение 14-ти дней (за исключением нательного белья, лекарственных средств, чулочно-носочных изделий, животных и растений), обращаться в департамент по защите прав потребителей, общественные организации, требовать к себе внимания. Но все это делать в рамках правового поля, в вежливой корректной форме.

Департамент по защите прав потребителей, ОФ «Sara» одним из важных направлений своей работы считают воспитание потребительской культуры жителей области. А она включает в себя и знание своих прав. Помочь в их реализации всегда готовы специалисты уполномоченных органов, неправительственные организации. В распространяемых информационных материалах, на стендах «Уголок потребителя», расположенных в крупных торговых центрах, всегда указываются номера телефонов, по которым можно сообщить о возникших проблемах.

Нина МИТЧИНОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также