Как ремесло становится искусством

— В детстве художником быть не мечтал, специальную школу, кружки не посещал, просто всегда нравилось что-то мастерить, делать своими руками, увлекался историей, много читал, — так член Союза художников РК Рустам Яковлев отвечает на вопрос о том, как он в свои 32 года стал признанным в республике мастером декоративно-прикладного искусства.
Рустам Михайлович очень благодарен родителям за то, что «не давили», не настаивали на том, чтобы сразу после окончания школы поступал в вуз, уважали и уважают право сына на собственный выбор.

Поработал на стройке подсобником, очень скоро ему доверили работу ответственную — выкладывать мозаичные полы. Здесь уже нужны не только навыки, аккуратность, но и художественное чутье. А оно у Рустама Яковлева, видимо, врожденное.

Студентом КГУ им. Ш. Уалиханова по специальности «Изобразительное искусство и черчение» стал в 21 год, когда его одноклассники уже получали дипломы. Ничуть об этом не сожалеет, вспоминает любимый восточный афоризм Рустема Шарипова, своего преподавателя, ставшего наставником, коллегой, единомышленником: «Учитель придет тогда, когда готов ученик».

А быть готовым к творчеству — это не только, а, может быть, даже и не столько, освоить технику, какой бы сложной и филигранной она ни была. Стать хорошим ремесленником, производить пользующиеся спросом изделия ручной работы могут многие. А в произведение искусства их превращают запечатленные художником собственное видение мира, понимание гармонии и красоты, прошлого, настоящего, будущего.

— Раньше «фанател» от Дали, странности завораживают, сейчас мне ближе классическая передача замысла, — говорит о своих творческих пристрастиях Рустам Яковлев. — С годами все больше тяготею к Востоку. Часами рассматриваю работы современного бурятского художника Даши Намдакова, интересная пластика, но для меня главное — этничность его произведений, запечатленные в работах свойственное Востоку созерцательное отношение к «суете   мирской»,   углубленность в свой внутренний, духовный мир…

Глубокая этничность — обращение к истокам тюркской культуры, умение сделать ее понятной и интересной для современников придают неповторимый облик работам Рустама Михайловича. И не столь важно — браслет ли это, пояс, камча, кошелек, чехол для мобильного телефона… На каждом из них — затейливый орнамент, основа которого пришла из глубины веков. А мастер сумел древние мотивы сделать понятными и интересными для современников. Стилизованные космогонические, растительные, зооморфные орнаменты сплетаются в неповторимую причудливую вязь.

108-3-4

— Это искусство не вчера родилось. Все это веками копилось, в нем — характер, мудрость народа, сквозь века пронесенные. Как можно это не сберечь, не передать следующим поколениям, — делится он своим восприятием этничного искусства.

Рустам Яковлев — молодой мастер, не понаслышке знает о вкусах наших юных современников, отмечает, что молодые люди сегодня тяготеют к этничному искусству: музыке, декоративно-прикладному, танцам… По его словам, во многом — это следствие возросшего интереса к истории своих предков, роста национального самосознания.

Особая страница творческой биографии кокшетауского мастера — историческая реконструкция. Для него это не просто хобби, а еще один способ выразить свое отношение к славному прошлому казахов, татар, других тюркских народов, донести заветы предков до современников. Воспроизвести сегодня доспехи древних воинов — колоссальный труд, требующий не только элементарной физической силы, кропотливости, но и глубокого знания истории, всех нюансов воинского искусства. Рустаму Яковлеву эта работа по плечу. Его работы хранятся сегодня в музеях Актюбинска, украшают экспозиции областного историко-краеведческого музея.

Высоким признанием искусства мастера-прикладника стало экспонирование его работ в Астане на торжествах, посвященных 550-летию Казахского ханства.

Нина МИТЧИНОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также