Закон, рожденный Лидером и народом

— Вряд ли в мире найдется много политиков, глав государств, которые лично, с авторучкой в руке, правили проект Основного Закона страны, предварительно изучив тексты Конституций множества других государств, — говорил на недавнем брифинге СЦК председатель Конституционного Совета РК Игорь Рогов об одной из граней огромной роли Нурсултана Назарбаева в создании Конституции страны.

О том, как проходил процесс разработки документа, в котором определены векторы развития государства и общества, сам Глава государства подробно рассказывает в своей книге «Казахстанский путь»: «Каждая норма будущего Основного Закона отрабатывалась во множестве вариантов и тщательно обсуждалась. В связи с тем, что шла подготовка важнейшего документа, который определял будущее нашей страны, необходимо было учесть все факторы, все точки зрения и выбрать единственно правильную. Я поощрял членов рабочей группы к открытому высказыванию своего мнения, к откровенным спорам, но, естественно, только до принятия решения, после чего нужно было быстро все оформлять и двигаться дальше».

Взять на себя ответственность за сложнейший процесс разработки и за содержание Основного Закона страны, не оказывая при этом давления на ученых, создавая атмосферу творчества, — это, конечно, дорогого стоит. При этом, сегодня сам Глава страны говорит, что, «по сути, творцом нынешней Конституции является народ».

Для того, чтобы осознать меру доверия Президента страны к казахстанцам, надо вспомнить о том, каким непростым был 1995 год. Мы мужественно переносили бытовые тяготы, «веерные» отключения электроэнергии, задержки заработной платы, многочасовые очереди за пенсиями, научились с юмором относиться к неизбежному тогда бартеру. Кто-то уезжал из страны, кто-то превращался в «челночников»… Оптимистичными царившие тогда настроения назвать было сложно. Экономические проблемы, вызванные распадом некогда единого советского механизма, усугубляли проблемы политические. Парламентский кризис, последовавшая за ним отставка Правительства, непонимание многими членами прежней политической элиты необходимости кардинальных реформ, на которых настаивал Нурсултан Назарбаев… Как же нужно было ощущать настроения, ожидания народа, доверять ему, быть уверенным в своей правоте, чтобы в этих условиях пойти на беспрецедентные меры. 29 марта состоялся Республиканский референдум по продлению до 1 декабря 2000 года полномочий действующего Президента. А получив мандат народного доверия, Нурсултан Назарбаев инициирует проведение еще одного референдума, на котором и была принята ныне действующая Конституция страны. Более 8 млн граждан Казахстана приняли участие во всенародном голосовании. В поддержку проекта Конституции высказались свыше 7 млн казахстанцев (или 89,14% ). О поистине общенародном характере создания судьбоносного документа говорит и тот факт, что до референдума ее проект был опубликован дважды. С 30 июня по 30 июля 1995 года состоялось около 33 тыс. коллективных обсуждений и поступило более 30 тыс. предложений, по результатам анализа которых в проект было внесено более 1100 поправок и дополнений. Президент верил народу, народ поверил Президенту и Конституции. В историю страны 1995-й по образным словам Лидера Нации, навсегда войдет как «год народной воли».

101-1-1

Время показало, что именно тогда проявился высочайший уровень доверия между народом и его Лидером, формировался тот стиль успешного руководства, который позже во всем мире назовут «Феноменом Назарбаева». Среди многих его составляющих — умение осознать не просто отсутствие противоречий между исконными, традиционными ценностями и принципами свободы, демократии, провозглашенными в Конституции РК, а их органическое единство и взаимодополняемость. Нурсултан Назарбаев не раз говорил о том, что только при беглом взгляде кажется, что Конституция РК очень похожа на западные образцы: «во всех положениях нашей Конституции виден наш, казахстанский почерк, наше собственное «Я», то есть, то, что соответствует менталитету казахстанцев, прошлым традициям казахского народа и будущему, на которое мы ориентируемся».

Верховенство Конституции и закона, прав и свобод человека и гражданина, народный суверенитет и принцип разделения властей, многообразие форм собственности, политический и идеологический плюрализм, президентство и парламентаризм, местное государственное управление и самоуправление… Эти принципы государственного устройства, закрепленные в нашей Конституции — квинтэссенция мирового опыта. А «наш казахстанский почерк» — это взаимная ответственность гражданина и государства, президентская форма правления и унитарное государственное устройство… Это особый статус государственного казахского языка, уважительное отношение к русскому языку и всем языкам народа Казахстана, миролюбивая внешняя политика, уважение к государственным символам, особенности в статусах Президента республики, Парламента, Правительства, Конституционного Совета…

Разумное сочетание общего и особенного, неустанная деятельность Президента, направленная на реальное воплощение заложенных в Конституции норм, превратили ее из Основного Закона «де юре» в живой, действующий документ, по которому живут страна и казахстанцы.

Нина МИТЧИНОВА, член Ассамблеи народа Казахстана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также