Адвокат и защита интересов граждан

088-2-3Отдав свои голоса за Конституцию, казахстанцы высказались в поддержку курса Президента на проведение в стране политических и экономических преобразований в пользу основных ценностей, заложенных в ее основу. Эти ценности — приоритет прав и свобод личности, курс на построение гражданского общества, развитие и укрепление казахстанской государственности. Заложенные в Конституции основополагающие принципы развития общества и государства помогли нашей стране выйти на новый уровень развития, определить роль Казахстана, как наиболее прогрессивного государства в мировом сообществе.

По форме государственного устройства в соответствии с поправками, внесенными в Основной Закон 18 мая 2007 года на совместном заседании палат Парламента, Казахстан является унитарным государством с президентско-парламентской формой правления.

Позитивные последствия принятие Конституции имели и в сфере деятельности правоохранительных органов и правосудия в плане соблюдения прав и свобод граждан, законности при проведении оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, в ходе административного и исполнительного производства, при выявлении и устранении любых нарушений законности.

За это время в Казахстане были осуществлены огромные социально-экономические и политические реформы. Учитывая, что современная деятельность и состояние адвокатуры в Республике Казахстан неразрывно связаны с историей развития государства, мне думается, что будет интересно узнать читателям некоторые подробности становления института адвокатуры в Казахстане. Институты защиты в казахстанском обществе имеют исторические традиции и обычаи до 20-х годов XX века. Роль адвокатов в период до 1917 года тесно связана с историей становления и развития законодательства Российской империи.

После утверждения Советской политической системы значительные изменения претерпела и адвокатура. Деятельность присяжной и частной адвокатуры была отменена первыми декретами Советской власти. Постепенно адвокатура стала выполнять придаточную, вспомогательную функцию.

После распада СССР и в период создания новых независимых государств позитивный опыт, накопленный в советский период, был положен в основу деятельности национальных коллегий адвокатов. В одном из докладов министра юстиции подчеркивалось, что только на 1 января 2004 года, по данным Министерства юстиции Республики Казахстан, на территории страны действовали 17 территориальных коллегий адвокатов, общая их численность составляла более 2500 человек. В сельской местности работали более 600 человек, что составляло лишь около одной четверти от общего числа, то есть катастрофически не хватало адвокатов в сельской местности.

Чтобы решить вопрос о комплектации юристов-адвокатов в сельских районах, руководством Акмолинской областной коллегии адвокатов неоднократно вносились предложения в Министерство юстиции упростить порядок и условия сдачи экзаменов для претендентов из сельской местности, сократить срок стажировки, проработавшим в органах прокуратуры и следствия не менее 10 лет выдавать лицензию без сдачи экзаменов и т. п. Часть этих предложений в настоящее время утверждена. Благодаря поддержке и заботе Министерства кадровые вопросы адвокатуры ежегодно заметно улучшаются.

Участие адвокатов в оказании гарантированной государством юридической помощи обеспечивается коллегией адвокатов областей, городов республиканского значения, столицы.

Оказание гарантированной государством юридической помощи адвокатами в сельских населенных пунктах обеспечивается коллегией адвокатов областей.

Критерии отбора адвокатов, участвующих в системе оказания гарантированной государством юридической помощи, утверждаются Республиканской коллегией адвокатов.

В настоящее время в практике правоохранительных органов и правосудия применяются новые редакции Уголовного, Уголовно-процессуального, Уголовно-исполнительного кодексов и Кодекс об административных правонарушениях. Внесены изменения и дополнения в Гражданский и Гражданско-процессуальные кодексы, а также в законы «Об адвокатской деятельности».

Так, наиболее важные поправки коснулись санкций, карающих за воспрепятствование законной деятельности адвокатов и иных лиц по защите прав, свобод и законных интересов человека, гражданина в уголовном процессе, а равно оказанию физическим и юридическим лицам юридической помощи либо иное нарушение самостоятельности и независимости такой деятельности, если эти деяния причинили существенный вред правам, свободам или законным интересам человека и гражданина, правам или законным интересам юридических лиц, охраняемым законом интересам общества или государства. В связи с этим изменена ст. 435 Уголовного кодекса Республики Казахстан новой редакции, действующая с января текущего года. Отныне данный Закон предписывает наказание за такие правонарушения и преступления штрафом в размере до одной тысячи месячных расчетных показателей либо исправительные работы в том же размере, либо ограничение свободы на срокдо трех лет, либо лишение свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Серьезное изменение коснулось ст.66 Уголовно-процессуального кодекса РК. Теперь в соответствии с ее новой редакцией право на защиту осуществляет адвокат. При участии адвоката в уголовном процессе в качестве защитника наряду с ним по письменному заявлению свидетеля, имеющего право на защиту, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного, оправданного, их защиту может осуществлять одно из следующих лиц: супруг (супруга) или близкий родственник, опекун, попечитель либо представитель организации, на попечении или иждивении которой находится подзащитный.

Учитывая   принцип   состязательности уголовного процесса и необходимость обеспечения реального равноправия сторон, исключительное значение для адвоката приобретает вопрос о расширении его полномочий по сбору и предоставлению доказательств. Новая редакция ст. 122 УПК включила в себя новые пункты, специально посвященные возможности получения защитником сведений, необходимых для оказания юридической помощи.

Прежде всего это касается вмененного организациям обязательства (обязанности) по предоставлению истребованных адвокатом справок и иных документов и возложение ответственности за неисполнение требования, а также прав по инициированию производства судебной экспертизы, привлечению на договорной основе специалистов, опросу лиц, предположительно владеющих необходимой информацией.

По вопросам совершенствования института представительства в гражданском судопроизводстве до конца прошлого года было много предложений и проблем, особенно когда в практике судов по рассмотрению гражданских дел участвовали в качестве представителей люди, не имеющие даже юридического образования. Непрофессионализм и безответственность так называемых «представителей» в гражданском судопроизводстве осложняли работу судов, создавали условия для коррупции, подрывали доверие граждан к правосудию. В основном именно за счет попрания Закона и процветала параллельная, неуправляемая, безответственная система оказания юридических услуг, где наряду с добросовестными квалифицированными юристами-адвокатами собралось слишком много шарлатанов, самозванцев-правозащитников, проходимцев и мошенников. Поэтому Конституция Республики Казахстан требует, чтобы была предоставлена гражданам именно квалифицированная юридическая помощь. С января текущего года представителями по поручению в гражданском судопроизводстве могут быть лица, имеющие только высшее юридическое образование.

Многие изменения внесены и в новую редакцию Административного кодекса. Прежде всего более точно определен круг лиц, которые могут наряду с адвокатом осуществлять защиту гражданина, привлекаемого к административной ответственности.

Новой нормой это право наряду с адвокатом распространилось на его супруга (супругу), близкого родственника, а также иного лица по ходатайству или с согласия подзащитного.

Повышению качества юридической помощи посвящено изменение пункта 1 ст. 15 Закона «Об адвокатской деятельности» и соответственно повышение статуса адвоката позволит ему в полной мере осуществлять Конституционную миссию по защите граждан.

Исключительно благодаря предоставленной Конституцией роли правоохранительной системы, в том числе адвокатуры, в стране существенно расширяются возможности граждан и организаций в восстановлении посредством их обращений в правозащитные органы своих прав и интересов. Это и есть важный шаг на пути построения демократического общества и укрепления позиции Казахстана, как подлинно демократического государства. В соответствии с частью 2 статьи 4, Конституция Казахстана имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории республики.

В соответствии с утвержденным второй республиканской конференцией делегатов коллегии адвокатов от 26 сентября 2014 года «Кодексом профессиональной этики адвокатов» адвокаты Республики Казахстан призваны содействовать реализации гарантированных государством и закрепленных Конституцией Республики Казахстан прав человека на судебную защиту своих прав, свобод и получение квалифицированной юридической помощи, основываясь на общепризнанных нормах международного права и правилах адвокатской профессии.

Темиржан КАЛЫКОВ,
адвокат Акмолинской областной коллегии адвокатов,
заведующий юридической консультацией Жаксынского района.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также