Поэт, мудрец, учитель нации

083-4-1К 170-летию Абая
Творческое наследие исследователя казахской литературы, известного абаеведа и ауэзоведа Айкына Нуркатова весьма богато, хотя прожил ученый совсем недолго - всего 37 лет. Он был одним из любимых учеников Мухтара Ауэзова, видным историком, критиком и теоретиком литературы с мощным аналитическим талантом, которого отличали глубокие знания, высокий уровень научных рассуждений, такая же высокая культура выражения своих мыслей. Член Союза писателей СССР. С 1957 года до последних дней жизни работал старшим научным сотрудником в Институте литературы и искусства имени М.Ауэзова Академии наук республики. Публикуемая ниже статья ученого посвящена творчеству великого Абая.

«Писать о Пушкине - значит писать в целом о русской литературе», - говорил В.Белинский. Эти слова как бы посвящены и нашему гению Абаю. Ибо, когда речь идет о прошлом и настоящем, даже о будущем нашей литературы, никак нельзя обойти имя Абая, не коснуться его наследия. Да и для глубокого осознания величия Абая его наследие следует рассматривать в тесной связи с духовной культурой и историей казахского народа.

Абай велик не только своим творчеством. Неповторимый классик-основатель казахской реалистической письменной литературы - оказал громадное влияние в целом на становление, совершенствование национальной литературы, национальной духовности.

Вопросы о поэтической среде и литературной школе Абая всегда привлекали внимание исследователей. Потому что это - один из коренных вопросов на пути освоения творческого наследия Абая и развития его традиций.

Данная проблема в разные периоды, в разных объемах, в разной степени охвачена в исследованиях М.Ауэзова и С.Муканова, Х.Жумалиева и Е.Исмаилова, А.Тажибаева и К.Мухамеджанова, Б.Кенжебаева и А.Жиренчина. Конечно, в их трудах встречаются и серьезные, основательные мысли, и скоропалительные мнения, и повторения. Но в любом случае то, что эта проблема ставилась всегда, имело и научное, и особое творческое значение. А как она решена у какого автора, в каком труде, в какой степени и как - это тема отдельного разговора.

Мастерство Абая не ограничивалось его окружением, его поэтической средой. Его реалистические традиции стали особенно созвучны с казахской дореволюционной демократической литературой. С точки зрения истории и творчества это имеет многие закономерности.

Как известно, начало XX века явилось одним из важных периодов в истории казахского народа. Это был период, когда в России разгоралась революционная буря. Социальные потрясения и изменения, значимые события, происходящие в России, находили мощный отклик и в казахской степи. Это нашло свое отражение и в литературе того периода. Поэтому казахскую литературу этой эпохи следует рассматривать в тесной связи с историко-социальными условиями того времени.

Традиции, сложившиеся в казахской классической литературе XIX века, особенно в творчестве таких ее представителей, как Абай и Ибрай, оказали влияние на усиление народнического направления казахской литературы начала XX века, на углубление ее реалистического характера. Наряду с этим бесспорно и то, что в литературе того периода особенно сильным было идейно-художественное влияние русской литературы. По мере перевода произведений многих представителей русской литературы казахская литература и сама стала обогащаться, расширяться с точки зрения жанров, идейных исканий и тематики. В ней наряду с рождением длинных сюжетных дастанов, самых различных лирических творений стали появляться первые образцы таких крупных жанров, как роман, повесть.

Вместе с тем, на литературное движение, творческий процесс того периода серьезное влияние оказало и издание журнала «Айкап», множества газет на казахском языке. Это влияние четко проглядывается по углублению реалистических традиций в письменной литературе и более полному охвату действительности, социальных потрясений и связанных с ними изменений.

Издание и распространение книг и сборников сочинений на самые различные темы, образцов устной литературы, произведений отдельных авторов явились ярким признаком стремления народа к духовным познаниям, зрелости его сознания.

Казахская литература этого времени характеризуется именами таких известных поэтов и писателей, как С.Торайгыров, С.Донентаев, С.Кобеев, видного публициста М.Сералина и других писателей-демократов. Они внесли огромный вклад в углубление идейно-тематического содержания литературы, приумножили ее с жанровых позиций. Так, Спандияр Кобеев был одним из первых зачинателей жанра романа в казахской литературе, вместе с тем он сделал очень много и по переводу произведений с русского на казахский. Сабит До-нентаев внес весомую лепту в развитие лирического жанра, формирование жанров басни и острой сатиры с ее четкой социальной направленностью. А литературный труд талантливого поэта Султанмахмута Торайгырова весьма плодотворен. Он одинаково писал в сфере прозы и поэзии, в жанрах романа, поэмы, лирики. Очень ценным является и его труд как журналиста-публициста, критика. Казахская литература начала XX века - результат определенного исторического периода. Вместе с тем она была и глашатаем идей, выдвинутых той эпохой.

Среди наших поэтов и писателей всех времен, творчество которых изучено в наибольшей степени, стоит Абай. Написаны целые тома, сотни статей, в которых исследованы в целом, а также все грани его сложного и богатого, своеобразного художественного творчества. Однако невозможно однозначно сказать, что неизмеримо глубокое, огромное творчество Абая охвачено полностью, изучено окончательно. В этом и заключается загадка самого Абая, его исполинское величие.

Казахская литература до Абая не была литературой без фундамента, без основы. Устная народная литература, в том числе особенно поэзия, являлись поистине богатыми и по-своему художественными. Народ очень высоко ценил искусство слова, которое занимало в его жизни, в его судьбе и быту особое место, на протяжении веков сочувствовало его горю, было его близким другом и советником, поэтому постоянно пополнял, совершенствовал, хранил его как зеницу ока. Немало было потеряно, но немало было и сохранено. Особенно много было дастанов объемных, эпического масштаба, воспевавших мужество и патриотизм, яркие достоинства народа. Мощное развитие получили творчество отдельных, известных в истории, поэтов, искусство импровизации и айтыса. Абай не обходил их. Но если бы остался на их уровне, он бы не поднялся до уровня Абая-классика, каким его знает история. Благодаря тому, что впитывал соки словесного искусства родного народа и других народов, со своей стороны постоянно учился и был в вечном поиске, он совершил подлинно творческий подвиг, открыл новую эпоху в истории казахской литературы, стал настоящим поэтом-новатором.

Традиция и новаторство в литературе и искусстве - категория творческая, эстетическая и историческая. Ибо это не застывшее явление. Именно с таких позиций следует рассматривать вопрос об укреплении, развитии абаевских традиций в поэзии его современников и в поздней казахской поэзии. Поэтому следует рассматривать поэтические традиции Абая как творческое явление, тесно увязывая его с живым литературным процессом разных периодов.

Таким же образом и вопросы постижения русской литературы, перевода ее самых различных образцов, поэтического мастерства, поэтических форм имеют прямое отношение к данной теме. Так как окончательное, коренное решение и в целом стержень этих вопросов лежат в творчестве Абая. И это должно быть в сфере внимания.

Говоря о вечности Пушкина, Белинский оставил бессмертную мысль о том, что хотя великий поэт умер, он вошел в ряды личностей, которые никогда не будут забыты, наоборот, будут постоянно возвышаться в сознании общества. Каждая эпоха будет выражать о них свое мнение.

Величие Абая тоже следует понимать с этих позиций, с этой высоты. Если при жизни Абая его произведения кочевали из уст в уста, хотя медленно, но широко распространялись по степи как веяние освежающего ветерка, то в последующую эпоху они получили достойную оценку, нашли подлинных наследников. Доброе имя поэта прославилось на весь мир. Да и будущее его творческой судьбы такое же широкое, бесконечное. Грядущие поколения наступающих эпох тоже будут вдаваться в глубины и красоты абаевского наследия, все больше познавая, шире открывая для себя сей бездонный источник, удивительные пласты его творчества.

Гениальность Абая заключается в том, что он глубоко сознавал громадную масштабность, значение задач, возложенных на него эпохой, историей. Свои превосходные художественные произведения, полные возвышенных идей, он писал не ради забавы, не от праздности, а преследуя огромные социальные цели. Мощный поэтический талант, опора на опыт классической литературы, чуткое улавливание духа времени, пульса истории позволили ему достичь этих целей.

Перенимая творческий опыт и реалистические принципы классической литературы Востока, в особенности русской, Абай поднялся на уровень всей мировой поэзии. Таким образом, он составил целую эпоху в истории культуры родного народа.

Поэзия Абая представляет собой летопись жизни казахского общества второй половины прошлого столетия, отражение самых различных человеческих образов, даже социальных типов эпохи. Вместе с тем стихотворения Абая - его рефлексия, они хорошо демонстрируют размышления поэта о прошлом и будущем, о жизни и поэзии.

Абай был поэтом-новатором в подлинном смысле этого слова. Его новаторство проявлялось в идейном направлении и социальном дыхании, во всем духе и художественном облике произведений. Творчеству Абая присущ и характер традиционности. Но он никогда, особенно в пору своего совершенства, не рассматривал традицию в застывшем виде, не канонизировал ее. Поэтому всегда был верен своим новаторским поискам и когда воспевал традиционные темы и мотивы, древние сюжеты. Он все переплавлял в своем мощном творческом горниле, переделывал, закалял, шлифовал, совершенствовал.

Абай был несравненным поэтом-реалистом. Вскрывая изъяны общества, держа руку на пульсе времени, думая о социальном положении, заглядывая вглубь своего сердца, Абай никогда не высказывал ни одного фальшивого слова. Он всегда воспевал истину, воспевал с удивительной правдивостью, настежь раскрыв свою душу. Но это никакого отношения к поверхностности, голой констатации не имеет. Поэзия Абая - не только правдивая, но неизмеримо глубокая, поразительно умная поэзия.

Историческая заслуга великого поэта заключается в закладке основ казахской реалистической новой литературы, в формировании в ней методов критического реализма, в переводе таким образом ее в новое русло творческого развития. Абай указал последующей казахской литературе плодотворный путь, который никогда не введет в заблуждение.

И критический реалистический метод, и эстетические размышления Абая подпитывали казахскую литературу. Среди казахских поэтов и писателей народнического, демократического направления почти нет такого, кто бы не заглядывал в творческую лабораторию Абая, не учился у него. Произведения Абая до революции в большинстве случаев распространялись в рукописном виде, отдельные стихотворения публиковались в газетах и журналах. А первый сборник его произведений был издан в 1909 году. Для дальнейшей судьбы, развития казахской литературы это имело неоценимое значение, особую роль.

У великого поэта были и внешние подражатели, и бескрылые эпигоны, и такие, кто учился у него по-настоящему, путем подлинного творчества. Так, поэты и писатели демократического направления, руководствуясь реалистическими принципами Абая, подняли казахскую литературу на новые высоты. Это ясно видно и по социальному направлению и идейной остроте, по полноте главных тем и жанров литературы того времени. Конечно, среди них есть очень похожие на Абая, вовсе непохожие и даже опередившие его.

В этой связи невольно вспоминаются слова критика Белинского о том, что влияние великого поэта на других поэтов не означает отражение его поэзии в их творчестве, но может способствовать тому, чтобы разбудить силу в них. Например, хотя солнце освещает землю, но не передает ей свою мощь, а только усиливает мощь, имеющуюся у земли... Если у кого-то есть талант и кто-то сумеет понять поэзию Пушкина и впитать в себя ее суть, то он, конечно же, будет писать намного лучше, нежели до того, пока не знал Пушкина.

Сказанное имеет прямое отношение к Абаю и его последователям - казахским поэтам, которые придерживались его традиций. Например, Султанмахмут, Сабит и другие поэты и писатели-демократы в силу своего природного таланта и прогрессивного характера эпохи могли бы дать неплохие произведения. Но когда к этим качествам прибавилось мощное и действенное влияние абаевских традиций, они достигли уровня, позволившего им поднять на новый рубеж развитие казахской литературы.

Абай в основном писал в жанре лирической поэзии. А в казахской литературе начала XX века развивалась не только лирическая и сатирическая поэзия, но и родились романтические, реалистически-романтические, реалистические и лирико-философские поэмы, самые различные образцы и формы художественной прозы, даже появились первые признаки романа в стихах и драматической поэмы.

Чтобы максимально глубоко и правильно понять и величие Абая, и закономерности развития литературы после него, следует рассматривать их в виде цельного процесса, во взаимосвязи.

Бесспорно, что влияние Абая играло особую роль в начале художнического пути и последующей эволюции творчества таких поэтов и писателей, как С.Сейфуллин, Б.Майлин, И.Джансугуров, С.Муканов и другие. В этом убеждают и их творчество, и высказывания их самих.

А то, что в жизни и творчестве одного из великих писателей современности Мухтара Ауэзова поэтическая личность, гражданский облик и творчество Абая занимали громадное место, оставили неизгладимый след, известно всем. Таким образом, творческий дух, реалистические традиции Абая влились в русло новой литературы, рожденной новой эпохой, стали ее неразрывной частью. До Абая почти не было творческих фигур, у которых он мог бы учиться. Но он нашел мощное и целое созвездие талантливых наследников. Поэт-классик не учился в школе в полном смысле этого слова. Но он создал свою замечательную поэтическую школу - великую школу, которая сыграла громадную, особую роль в духовном развитии родного народа.

Айкын НУРКАТОВ.

Перевод с казахского Госмана ТОЛЕГУЛУЛЫ.

GD Star Rating
a WordPress rating system
GD Star Rating
a WordPress rating system

Другие статьи по этой теме

Символ независимости Казахстана 15 НОЯБРЯ - ДЕНЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ - ТЕНГЕ Уважаемые акмолинцы! Поздравляю вас с 25-летием национальной валюты-тенге. 15 ноября 1993 года в Казах...
8 НОЯБРЯ — ДЕНЬ СТАТИСТИКА: Объединяя цифры и факты, З... Объединяя цифры и факты Когда общество сталкивается со статистикой, то зачастую цитирует английского государственного деятеля Б.Дизраэли: «Есть три р...
Высшая проба 8 ноября - Всемирный день качества Во всем мире День качества отмечают ежегодно во второй четверг ноября. Он появился в календаре благодаря Европейск...
Не расстанусь с комсомолом… С распадом Советского Союза Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодежи прекратил свое существование, но многие помнят об этом времени, а для ...
Сотвори свое счастье сам 28 октября – Национальный день отказа от употребления алкоголя По данным ВОЗ, в мире насчитывается более 120 млн больных с алкогольной зависимостью, ...

!!! Комментарии рассматриваются редакцией, но на сайте не публикуются. В качестве комментария можно задать вопрос, высказать свои замечания и пожелания. !!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *