Псевдорелигиозные идеи: защита от манипуляций

Мы живем в обществе, где человек волен следовать религиозным убеждениям по своему выбору, в силу своих убеждений и верований.
Тогда возникает вопрос, каким же образом нетрадиционные псевдорелигиозные объединения своими учениями привлекают людей в свои ряды? Наверное, каждый сталкивался с ситуацией, когда в городе к вам не раз приставали «навязчивые незнакомцы» с разными предложениями о посещении «семинаров», «диспутов», «психологических аутотренингов» и т.п. Как правило, мы просто отмахиваемся от них, совершенно не задумываясь, куда они призывают и по какому пути идут. Когда же в очередной раз слышим рассказ знакомых о том, что кто-то из их родственников ушел из семьи, продал квартиру, покончил жизнь самоубийством, наслушавшись проповедей новоиспеченного «гуру», просто — растерянно пожимаем плечами, говоря, что «еще остались на свете чудаки».

Когда же беда случается с нашими близкими, как правило, возникает вопрос: «Почему это произошло? Что побудило этого человека ступить на этот путь?». Тем более, если речь идет о подростке, увлекшемся подобными идеями. По моему мнению, самая страшная опасность тоталитарных культов заключается в том, что они обращают свое острие именно против тех молодых людей, кто задумывается над многими вопросами бытия и не может найти на них ответ. Прежде всего, хочется предостеречь от мифа, который бытует в той среде, где незнакомы с проблемами молодых людей: большинство считает, что они никогда, ни при каких обстоятельствах не попадут ни в какую деструктивную религиозную организацию. Увы, это не так.

Какие факторы увеличивают риск попадания человека в тоталитарный культ?

Во-первых, это авторитарный стиль воспитания в семье, который способствует привыканию к строгой иерархии, подчинению чужой воле, перекладыванию ответственности на других, вследствие чего не развивается инициативность и критичность. «Я начальник — я прав, ты подчиненный — ты не прав, ты начальник — ты прав, я подчиненный — я не прав». Когда для человека такая форма отношений становится привычной и комфортной, он старается ее воспроизводить в своем дальнейшем опыте.

Во-вторых, длительное пребывание в ситуации условного принятия, (например, «мой сын не может быть неудачником», т.е. право называться сыном дается не по факту рождения, а при определенных условиях) и эмоциональной холодности (человек говорит, что ищет в религии духовные смыслы, а на самом деле — теплые отношения, поддержку и чувство единения).

В-третьих, несформированная четкая система нравственных ориентиров. На фоне такой неопределенности культы рады предложить «единственно верную» и упрощенную систему ценностей. При сниженном уровне критичности в группу риска могут попасть люди, которые работали в силовых структурах, например, в армии, и привыкли выполнять распоряжения, не задавая лишних вопросов. В ситуации сокращения или увольнения такой человек испытывает сильный стресс, а при наложении неблагоприятных факторов вероятность обращения в ие-рархичную структуру возрастает.

Среди психологических факторов следует выделить различные формы психологических расстройств и заболеваний. С одной стороны, психопатология тянет ее носителей в культы (как и к религии в целом), а с другой стороны, культы могут провоцировать психические расстройства, которые в обычной жизни носили бы латентный (скрытый внешне) характер. Впрочем, потенциальной жертвой деструктивных культов является каждый в состоянии разочарования, наивности, безнадежности и даже в состоянии авитаминоза. К факторам риска относятся все состояния неустойчивости, связанные со сменой социального статуса и групповых ролей, например, окончание средней школы, первый год вне семьи, тюремное заключение, первый или последний год обучения в вузе, потеря или смена работы, развод, путешествие, переезд, болезнь, смерть близкого. Большинство будущих и бывших адептов страдают от сильного чувства одиночества, которое обостряет необходимость быть собой. А культы как раз и привлекают нас тем, что создают подобие семьи (там демонстрируют любовь новичкам, называют друг друга «брат», «сестра», «духовный отец»), но при этом изолируют последователя от его настоящей семьи. Если все традиционные религии ратуют за укрепление семьи («почитай отца и мать своих»), то псевдорелигиозные организации руководствуются принципом «разделяй и властвуй» и внушают своим прихожанам: «если близкие запрещают вам посещать собрания, это их устами говорит сатана»; «кто общается с кафиром — неверным, отступником — сам кафир».

При этом развитие некоторых способностей таких, как целеустремленность, чувство собственного достоинства, социальная компетентность, других, может не только помочь освобождению от культоза-висимости, но и служит фактором, уберегающим от попадания в подобные организации.

Поскольку зависимость легче предупредить, чем лечить, то задачей родителей и специалистов, работающих с молодежью, становится помощь в формировании собственной индивидуальности   и   правильной идентификации. Именно раскрытие индивидуальности, самореализация, способность к принятию самостоятельных решений и настроенность нести за эти решения ответственность, повышение правовой и религиозной грамотности являются лучшей профилактикой ухода от реальности и фанатичного следования псевдорелигиозной идее.

Если вы или ваши близкие столкнулись с подобной проблемой, обращайтесь по телефону доверия, действующего в КГУ «Центр анализа и развития межконфессиональных отношений» при управлении по делам религий Акмолинской области 8 (716-2) 72-25-96 или обращайтесь на бесплатную республиканскую горячую линию 114.

Екатерина ЖУРАВЛЕВА,
психолог, руководитель отдела центра анализа и развития межконфессиональных отношений при управлении по делам религий области.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также