Музейный форум: гипотезы и сенсации

К 550-летию Казахского ханства: культурное событие года
Незабываемые впечатления оставил проходивший в выходные в Кокшетау Межрегиональный музейный фестиваль, посвященный 550-летию Казахского ханства.

070-1-5

Музейные раритеты

Почетными гостями акмолинцев стали видные ученые из дальнего зарубежья: профессор Болонского университета Италии Жан Лука Бонора, руководитель Международного фонда «Маждар — Туран», директор музея естествознания Венгрии Биро Андраш Жолт, научные сотрудники музеев страны, ученые-историки Казахстана и России.

070-2-3

«Музейные раритеты в проекции истории Казахской государственности» — так звучала тема научно-практической конференции. Ученые говорили о феномене воинских символов у кочевников Центральной Азии; раритетах декоративно-прикладного творчества казахов; государственной деятельности хана Абылая и др. Тему доблести Абылая замечательно продолжил эксперт Министерства культуры РФ Алексей Пастухов. В увлекательной и доступной форме ученый конкретизировал, от каких последствий хан оградил народ («Цинские войска в походе против Джунгарии и Казахстана в 1755-60 годах»).

Пользуясь случаем, отечественные ученые высказывали свои предложения. К примеру, профессор КГУ им. Ш.Уалиханова Кадыржан Абуев высказал идею создать в Бурабае на Поляне Абылай хана панораму Аныракайской битвы. «Чем сто раз услышать, лучше один раз увидеть. Эта битва была судьбоносной и во многом определила, быть или не быть казахскому этносу. Нужно воспитывать молодежь на таких ярких исторических примерах», — считает аксакал.

Конференцию завершило награждение деятелей культуры и гостей почетными знаками «Мәдениет саласының үздігі», благодарственными письмами акима области.

070-1-6

«Қазына Prezent»

Изюминкой мультимедийной презентации музейных проектов «Қазына Prezent», безусловно, стало сенсационное предположение российских гостей: в Музее искусств «Метрополитен» в США, возможно, хранится шлем победоносного султана Махмуда, сына основателя Казахского ханства Жанибека. С этой гипотезой выступил профессор кафедры археологии и этнологии Новосибирского госуниверситета Леонид Бобров.

«В начале XX века англичане вывезли из территории Тибета очень необычный шлем, рассказывает ученый. — Он явно отличался по своей конструкции, оформлению, арабской вязи на тулье (куполе) — от основной массы тибетских, ойратских, монгольских, цинских шлемов. Шлем перемещался по разным частным коллекциям, пока не попал к известному американскому коллекционеру. И в 2007 году Музей искусств «Метрополитен» в Нью-Йорке, один из самых больших в мире, выкупил его для своей коллекции. Было очевидно, что над ним работали не местные, а мастера из мусульманского мира».

Помимо аятов из Корана на тулье шлема содержалась надпись-посвящение, которую американцы перевели как «победоносный султан Махмуд Жанибекхан».

«Титулатура позволила им соотнести этот шлем с известным правителем Золотой Орды 14 века — знаменитым ханом Жанибеком, — говорит профессор. — Но конструкция шлема намекала на то, что он более позднего времени. И поэтому американцы датировали его очень широко — 14-17 веками. В сопроводительной надписи к шлему в музее «Метрополитен» написали, что этот шлем мог принадлежать как золото-ордынскому хану Жанибеку, также Жанибеку из крымских татар, который жил намного позже, и еще ряду правителей».

Российские ученые изучали конструкцию шлема по довольно-таки подробным его фотографиям. Они пришли к выводу, что шлем имеет много поздних черт и, скорее, характерен для 15-16 веков — на столетие позже времен хана Жанибека. Надпись (она, к сожалению, затерта, повреждена) россияне перевели как «победоносный султан Махмуд-ибн-Жанибекхан», т.е. «султан Махмуд — сын хана Жанибека».

Российский ученый привел одну из деталей в пользу данной версии: «В одном из известных сражений на перевале Сугунлук султан Махмуд сразился со своим тезкой, братом знаменитого Мухаммеда Шайбани-хана, основателем государства узбеков в Мавераннахре. В этом столкновении он получил ранение головы и лица: рассекли губу и повредили нос. И что удивительно, именно на этом шлеме, который хранится в «Метрополитен», лицевая часть — наносник подвижный — была повреждена и впоследствии заменена».

Но как шлем мог оказаться в Тибете? Леонид Бобров предположил, что шлем султана Махмуда оказался трофеем джунгар и так попал в Тибет, где хранился вплоть до начала 20 века.

Окончательно вопрос о датировке и принадлежности шлема может разрешить детальный анализ надписи. Но для этого нужно, чтобы специалисты поработали непосредственно с этим артефактом и перевели не только само посвящение, но иаятынанем.

«Өнер Fest»

Ярмарка-выставка объединила порядка 80 народных умельцев из Бурабайского, Шортандинского, Коргалжынского районов и г.Кокшетау, преподавателей и учащихся Детской художественной школы, колледжей и вузов, Ассоциации мастеров декоративно-прикладного творчества при Акмолинской АНК, ТОО «Блэк». Экологически чистый войлок с современными дизайнерскими новациями, неповторимые ювелирные изделия, искусная резьба по дереву и кости, сувениры из натуральных камней и бисера — «Өнер Fest» порадовал самых искушенных ценителей красоты.

Среди работ привлекает палатка отца и сына Еламановых, чьи домбры и кобызы, равно как и национальная посуда, бесики знамениты на всю округу. Шокан Еламанов создает музыкальные инструменты вот уже 25 лет, умения и творческий порыв переняли сын Шынгыс и зятья.

Как признался умелец, в мастерской Еламановых постоянно самосовершенствуются, ищут новые, современные, качественные материалы, а дефицитные заказывают даже в Германии. В чести у них красное дерево, бук, дуб, а с недавних пор — граб (очень твердый, в войну, когда не хватало материалов, из него, оказывается, даже делали пропеллеры для боевых самолетов).

Патриотизм в лицах

Театрализованная экскурсия по Акмолинскому   историко-краеведческому музею. Главный сюрприз гостей фестиваля ждал в Зале эпохи Абылай хана. Они стали свидетелями сцены исторического события: великий правитель отправляет двух своих сыновей аманатами — посланниками мира — в соседние государства — Россию и Китай. «Понадобится — и 30 сыновей отдам в разные страны, ради мира на казахской земле», — сказал хан.

070-1-7

Пронзительные монологи, великолепная актерская игра ведущего актера Акмолинского каздрамтеатра им.Ш. Хусаинова Жараса Калдарова и осознание исторической правды — участники экскурсии выходили из музея притихшие, потрясенные.

Идее казахской государственности посвятил жизнь и внук Абылая великий полководец, последний казахский хан Кенесары Касымулы. Гости экскурсии услышали отрывок из письма Кенесары царю Николаю Первому. В нем он излагает свою позицию о сохранении целостности казахской земли.

В других залах гости ознакомились с другими интересными экспонатами, например, средневековой кольчугой казахского воина, весом в 38 кг. Они услышали звуки кобыза и голоса четырех легендарных акынов-импровизаторов — Акана серэ, Балуана Шолака, Биржана сал и Укили Ыбырая (в исполнении солистов Акмолинской филармонии Абила Хусаинова, Жаната Есова, Сарсенбая Хасенова и учащегося колледжа им.Биржана сал Акжигита Жанибека).

Фильм от акмолинцев

Актеры каздрамтеатра презентовали к 550-летию Казахского ханства роскошный, на наш взгляд, документальный фильм. Эта историческая лента, по сути, дала старт республиканской акции «Ғасырлар аманаты» («Времен связующая нить»). Акмолинцы вложили эти фото-видеоматериалы в сундук и передали коллегам из ЮКО, в Туркестан. Там снимут свой фильм и, вложив свой альбом, передадут дальше. Ко Дню независимости 16 декабря этот сундук, обойдя регионы Казахстана, будет передан в Национальный музей РК.

Фильм снят по инициативе управления культуры Акмолинской области, идея принадлежит его руководителю Сауле Бурбаевой. Сценарий написал местный акын, айтыскер Кудайберлы Мырзабек. Режиссер-постановщик — Муратбек Оспанов, заслуженный деятель Казахстана. А роли сыграли актеры нашего театра и студенты Кокшетауского колледжа культуры.

Итак, лента состоит из четырех частей, первая посвящена молодому Ильясу Есенберлину, написавшему «Кочевники», «Алтын орда». Этот короткий четырехминутный фильм снимали в Атбасарском районе, где работает музей его имени. Главную роль сыграл актер нашего театра, обладатель знака «ҚР мәдениет саласының үздігі» Баглан Имангазинов.

Второй фильм — об Абылай хане, рядом с ним жырау Умбетей и Канай би. В роли хана — обладатель знака «ҚР мәдениет қайраткері» Жарас Калдаров, Умбетея сыграл молодой актер Ерганат Сабитов, Каная би — Зулкапил Батихан. Съемки проходили в Бурабайском районе, на побережье озера Бурабай, где, как известно, была орда хана.

Третий фильм — об Акане серэ (Зулкапил Батихан) снимали в Кокшетау. В фильме использованы подлинники, к примеру, адалбакан (шест с ответвлениями, применялся в казахской юрте в качестве вешалки) Акана серэ, печатная машинка И.Есенберлина, шлем (дулыға) Богенбая батыра. К слову, съемки четвертого фильма о полководце, соратнике Абылая проходили на его родине в Ерейментауском районе. Эту роль сыграл Толеубек Конбай, а сотника Жанатая — Асылбек Ташимов.

Нельзя не отметить шикарную операторскую работу кокшетауского оператора, профессионала Рашида Сергалиева.

Фильм снят в течение одного месяца, в марте, практически на одном дыхании. «Работалось необыкновенно легко и в радость, — признается художественный руководитель театра Фархадбек Канафин, к слову, сыгравший Магжана Жумабаева. — Несмотря на то, что сам снимался в фильме, картину на экране увидел во время фестиваля впервые. Если честно, мне понравилось — и актерская игра, и операторская работа, свет, музыка. И, конечно, я горд тем, что именно наша область проявила инициативу в создании исторической картины и сделала это профессионально, достойно. Все выглядит еще более значимым от того, что инициатива эта объединила одной задачей всю культурную общественность страны в год празднования 550-летия Казахской государственности».

Дария АЛИМОВА.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также