На родине великого Канай би

Зеренда — одна из сокровищниц Кокшетауского края. Не устаешь восхищаться красотой ее природы. Чем ближе мы подъезжаем к аулу Канай би, тем по-весеннему ярче выглядят поля, леса и озера. Наверное, не случайно именно на такой богатой земле рождаются великие люди.
С настроением, вторящим майскому солнечному дню, встретили нас на родине одного из самых знаменитых казахских биев педагоги Карабулакской школы во главе с ее директором Раушан Акмуровой. Школа, несомненно, является культурным центром для населения. Здесь шесть лет назад был установлен бюст Канай би Куттымбет-улы (1699-1780 гг.) и создан музей.

Завуч школы по воспитательной работе Арайлым Жекенова рассказала, что в августе 1999 г. общественность Акмолинской области отметила 300-летие со дня рождения Канай би — общественного и государственного деятеля XVIII века. В его честь переименован аул Карабулак, названа одна из улиц города Кокшетау. Изданы материалы исследователей Казыбека Нуралина, Сабита Мырзагелдина, Сейлбека Алибекова.

Среди известных у нас в стране и далеко за ее пределами потомков Канай би: Герой Советского Союза Малик Габдуллин, политический и общественный деятель, ветеран Великой Отечественной войны, Герой Социалистического Труда Баян Жангалов, член Академии минеральных ресурсов Айткажы Казбеков. К сожалению, они уже ушли из жизни. Но связь с аулом и музеем поддерживают их родственники.

060-5-4Трогательной была встреча со знатным аксакалом Айдарбеком Иманбаевым, бывшим мастером животноводства, передовым трактористом, чья трудовая деятельность началась в годы Великой Отечественной войны. Медали скромного деда и прадеда и удостоверения к ним внуки и правнуки при нас доставали из сундука: «За доблестный труд в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», «За трудовое отличие» и много юбилейных.

— Так уж получилось, что на сегодняшний день в ауле Канай би я старший по возрасту, мне 89 лет, — рассказывает Айдарбек ата. — Горжусь тем, что принадлежу к роду великого предка. Он вместе с Абулмансуром (Абылаем) покинул кокшетауские просторы и уехал в Туркестан. Будучи влиятельной личностью в Сары-Арке, каким-то особым провидением в табунщике Сабалаке увидел чингизида, достойного быть ханом всех трех казахских жузов. И сделал все для того, чтобы Абылай был поднят на белой кошме и провозглашен ханом. Канай би стал главным советником Абылай-хана и главой (беком) города Ташкента. И погребен вместе с достойными мужами нашей земли в святом месте — мавзолее Ахмеда Яссауи.

Мой отец Иманбай вернулся из трудармии почти инвалидом. Но, несмотря на собственную болезнь, лечил других людей, был целителем. А знания ему передал его старший брат Сарсенбай, в свое время обучавшийся в медресе города Бухары, которого в ауле знали, как высокообразованного праведного имама. Но в тридцатые годы он стал жертвой политических репрессий.

Участвовать в войне с фашистами мне не довелось, работал в трудармии. А вот мой единственный старший брат Курмаш, призывавшийся в 1939 году, воевал на Ленинградском фронте в кавалерии. С сорок третьего числился без вести пропавшим. О его гибели узнали совсем недавно, в дни майских праздников.

Тяжелую войну мы в тылу пережили по-своему. Сказать, что работали не покладая рук, ничего не сказать. Попробуй не выполни план — это одно. Прежде всего было понимание, что все это нужно для победы над злейшим врагом. Зимой мерзли, летом от жары изнывали. И никогда досыта не ели. Вместе с народом горевали по погибшим. Волов не хватало, чтобы впрячь в бричку. Приходилось коров запрягать и лишать семьи молока.

Так что войну я проклинаю. А мирный труд приносил радость. Технику люблю. Работал на всех видах тракторов. Теперь их вижу в старческих снах. В своих ежедневных пяти намазах прошу Аллаха о мире во всем мире.

Порадовались мы встрече и с юными жителями аула Канай би.

«О нашем предке я знаю все, что на сегодняшний день известно о нем из официальных источников, — с гордостью подчеркнула отличница учебы, ученица 9-го класса Карабулакской школы Акнур Шаймерденова. — Канай би в борьбе с джунгарскими захватчиками проявил себя, как храбрый и мужественный полководец.

К потомкам Канай би можно отнести и Айдара-ата Иманбаева и моего родного деда Кишкене Шаймерденулы. Они, хотя и не были на фронте, но ковали победу в тылу. Всю жизнь проработали на тракторе. Имеют награды. Мы — потомки Канай би по родовой ветви Кенжекен. Мой отец, Мереке, работает в ТОО «Канай би» и, как частный предприниматель, помогал сооружению памятника великому предку.

Мои личные планы. По окончании школы хочу поступить в Медицинскую академию, хотя олимпиаду выиграла по английскому языку».

Завершил сказанное Акнур, победитель районной олимпиады по математике, ученик 2-го класса АлданышДа-уренбеков: «Мой дед по матери Жанбатыр говорит мне, что всегда надо помнить: мы — потомки Канай би. Быть прилежным, учиться на «хорошо» и «отлично». Слушаться учителей и уважать старших. Я стараюсь. Когда вырасту, хочу стать офицером полиции».

…Свято благословение аксакала, благие мечты у юных потомков Канай би. Значит, никогда не будет предано забвению имя великого человека, внесшего весомый вклад в укрепление Казахского ханства.

Марат НУРСЕИТОВ.

Зерендинский район.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также