На казахстанской земле мы — свои

051-4-2Прямая речь
2015 год для нас, казахстанцев, ознаменован важными событиями — 550 лет Казахского ханства, 20-летие Конституции Республики Казахстан, только что состоялись Президентские выборы. А еще Указом Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева 2015 год объявлен Годом Ассамблеи народа Казахстана.
Я потомок татар, приехавших, вернее, пришедших летом 1851 года на казахскую землю, в село Имантау. Около 50 татарских семей из Саратовской губернии пожелали переселиться добровольно. Когда им предлагали переселение, говорили, что это благодатный край, живет доброжелательный народ, там плодородные земли, край множества чистых озер и рек полных рыбы, сосновых, березовых лесов, что дает возможность строить дома, есть сенокосные угодья, позволяющие содержать скот.

Добирались в июльскую жару, по пыльным дорогам, практически босиком, редкая крестьянская обувка выдерживала более чем тысячекилометровый путь. Ночевали переселенцы под открытым небом.

Почему пешком? Каждая семья, за редким исключением, имела одну телегу, запряженную лошадью, на которой везли жалкий скраб, сидели старики и малолетние дети. Дорога была такой долгой и трудной, что в пути рождались дети, были и смертельные случаи. Эти факты подтверждены архивными материалами. Мне пришлось неоднократно работать в архивах Омской, Саратовской областей и Республики Казахстан.

И не пожалели наши предки о своем судьбоносном решении. Приняли казахи пришедших из далекого края людей одной веры, одного языка и близких по культуре доброжелательно, делились всем, чем могли. Прибывшие семьи построили дома, обзавелись хозяйством. Дружбу двух народов укрепила взаимопомощь, поскольку татары — умельцы-ремесленники. Казахским семьям они стали строить дома, печи, ремонтировать (паять) домашнюю утварь-самовары, чайники и т. д.

О зажиточности имантауцев: казахов, русских, татар, мордвы, их крепких хозяйствах приведу примеры из исторической книги начала XX века (фотокопия):

«Поселокь Лобановскій находится на половинь расстоянія между выселкомъ Челкарскимъ поселкомъ Имантавскимъ, лежащимъ на восточномъ берегу озера того же названия. Въ этомъ поселки болье 500 домовъ и болье 2 500 душъ обоего пола (въ томъ числь 830 татаръ); здесь находится православная церковь и мечеть, школа, хльбный магазинъ, 4 водяныхъ и 22 вьтряныхъ мельницъ, лавки и кузница. Имантавское озеро въ настоящее время простирается не болье 15 версть въ длину, но прежде оно было повидимому втрое болье».

Татарские семьи вместе с казахским народом перенесли революцию 1917 года, голод двадцатых, тридцатых годов, всевозможные хозяйственные реорганизации, создавали коммуны, образовывали колхозы. Многие из имантауцев переселились потом в Кокчетав. В основном отделяться начали из-за разросшихся семей, стали работать на промышленных предприятиях, стройках и в социальной сфере города.

Но, что греха таить? В советский период мы стеснялись своей национальной принадлежности, говорить, что я — татарин, башкир, чуваш, мордва было не принято. Скрывали и данное родителями имя — Фарук стал Федей, Камиль — Колей. Все это коренным образом изменилось благодаря национальной политике нашего Президента Нурсултана Абишевича Назарбаева. У нас, малочисленных этносов, появилась реальная возможность изучать свою историю и язык, развивать культуру, обычаи и традиции только с приобретением Казахстаном Независимости. В Кокшетау татары создали общественное объединение «Областной центр татарской культуры». Сегодня, уже даже на бюджетной основе, создана воскресная школа обучения языкам, в том числе и татарского. При центре работает молодежное крыло, фольклорный ансамбль из числа представителей старшего поколения «Галиябану», молодежные, детские творческие коллективы. За счет областного бюджета для них сшиты национальные костюмы. Традиционно проводится красочный национальный праздник Сабантуй, «Фестиваль татарской культуры «Мин яратам сине Кокшетау» («Я люблю тебя, Кокшетау»). Наши творческие коллективы активно участвуют в городских и областных мероприятиях.

Все это делается в рамках деятельности созданной Нурсултаном Абишевичем Ассамблеи народа Казахстана, которая скрепила все этносы в единый народ, дала возможность созидательно трудиться на благо своей страны, сохранять и развивать свою культуру.

Мы, татары, потомки тех, кто в далекие годы в поисках лучшей жизни, приехал сюда не на тройках с бубенцами, а пришли буквально пешком на казахскую землю, живем достойной, полнокровной жизнью. Мы благодарны за все это казахской земле, казахскому народу и воспитываем подрастающее поколение в духе казахстанского патриотизма.

Я — участник торжеств в Астане, посвященных 20-летию Независимости Республики Казахстан и нынешней апрельской сессии, посвященной 20-летию Ассамблеи народа Казахстана, где в докладе Нурсултана Абишевича Назарбаева и всех выступающих красной нитью проходила мысль о том, что дружба народа Казахстана-и есть основа всех достижений страны.

Поздравляя с прошедшим праздником -Днем Единства народа Казахстана, — своим землякам, представителям всех этносов желаю здоровья, благополучия, мирного неба над великой казахстанской землей — нашей родиной.

Фарук БОГАПОВ,

почетный гражданин города Кокшетау,

член Акмолинской Ассамблеи

народа Казахстана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также